• Триумфальные арки рима - константина, тита, септимия севера. Самые красивые триумфальные арки в риме Триумфальная арка италия

    Одна из самых больших арок за все время истории Рима, Арка Константина была построена в 315 году н. э. Находится она между Колизеем и Палантином на улице Виа Сакра. Ее строительство было посвящено победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста.

    Размеры арки впечатляют: высота 21 м, ширина 25,7 м и глубина 7,4 м. Основная часть строения выполнена из мраморных блоков, а аттик – из кирпича, облицованного мрамором.

    Оригинальный декор

    • Для оформления арки были использованы элементы, которые когда-то находились на других сооружениях. Этому есть три пояснения:
    • Для строительства арки, которая достойно бы смотрелась на фоне предыдущих построек, нужны были навыки, а их бесследно утратили в период упадка Римской империи 4 века н. э.;
    • создатели арки были ограничены во времени, ведь начало работ было положено в конце 312 года, а завершить строительство нужно было к лету 315 года;
    • применение элементов декора других времен – это чистой воды символика. Таким образом, Константин перечислялся в ряду других «хороших императоров».

    Оформление Аттика

    8 барельефов, которые сняты с памятника эпохи Марка Аврелия, попарно украшают аттик, а с северной его стороны можно посмотреть изображение возвращения императора в Рим после военного похода. Напротив, с южной стороны строения видно, как император встречает германского вождя и других пленников, его обращение к войскам и момент приношения в жертву животных. Барельеф с раздачей денег народу имеет следы фигуры Комода – сына Марка Аврелия.

    Вершины каждой колонны уникальной достопримечательности Рима венчают фигуры даков, которые, скорее всего, были сняты с форума Траяна. Такое же происхождение имеют барельефы с боковых стен аттика арки, а также центрального пролета. На них изображен праздник победы над даками.

    Центральная часть трехпролетной арки

    Желтый мрамор увековечен в коринфских колоннах, чьи основания украшают рельефы с изображением Виктории, пленных варваров и римских солдат. Над боковыми арками находятся медальоны, их размер – 2 метра в диаметре. Они изображают моменты жертвенности и охоты. На таких же медальонах с боковых сторон арки народу являют свой лик божества Солнца и Луны на колесницах.

    Арка Константина – это достопримечательность Италии, которая стала историей. Константин увековечил свой поход против Максенция изображением на рельефном фризе. Изучив архитектуру начала эпохи, можно с легкостью рассказать о событиях и явлениях тех времен.

    Учитывайте, что осмотр достопримечательностей города займет достаточно много времени, и лучше заранее позаботиться о бронировании гостиницы в Риме . А отправиться на интересную экскурсию можно в

    Darren Flinders / flickr.com Арка Тита и Колизей в Риме (David Merrett / flickr.com) Надпись на Арке Тита: «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» (George Rex / flickr.com) Matt Chan / flickr.com Corey Harmon / flickr.com daryl_mitchell / flickr.com Abir Anwar / flickr.com Барельеф внутри пролета Арки Тита (Institute for the Study of the Ancient World / flickr.com) Барельеф: рабы и семиствольная золотая менора (Andy Hay / flickr.com) Takver / flickr.com

    Рим это город, история которого берет свое начало задолго до наступления нашей эры. Город, ставший оплотом процветающей когда-то Римской Империи, о чем сегодня молчаливо повествуют оставшиеся в исторической части города памятные знаки и сооружения.

    Это город, который видел многое: и триумфальное шествие римских легионеров принесших на своих плечах победу и трофеи, и вражеские налеты, после которых оставались только кровь, разруха и слезы. Однако слезы давно высохли, кровь смыло дождями, а на месте разрушенных построек выросли новые, и жизнь города заиграла новыми красками.

    Одним из старинных памятников римской истории, время постройки которого датируется 81 годом нашей эры, является Триумфальная арка Тита.

    Римская Империя всегда славилась завоеваниями новых территорий и привлечением новых стран в свое подчинение. Поэтому торжественное или триумфальное вхождение в город полководцев победителей с армией и трофеями было праздником для всех. Заканчивалось подобное шествие вынесением благодарности богам, подарившим им эту победу.

    Арка Тита и Колизей в Риме (David Merrett / flickr.com)

    Как символ торжественного возвращения победоносной армии в лоно родной земли при въезде в город сооружались триумфальные арки. И если сначала они были временными, и изготавливались из дерева, то со временем превращались в величественные сооружения с несколькими пролетами, построенные из камня и бетона. Их украшали статуями, барельефами и памятными надписями.

    Поначалу с триумфом в Рим мог войти любой полководец, одержавший победу в бою. Но со временем эта церемония стала расцениваться, как высшая награда и разрешалась не всем. Этой чести удостаивались только те полководцы, которые владели наивысшей властью и никому не были подвластны.

    Триумф Римского Императора Тита Флавия Веспасиана

    В 70 году нашей эры будущий Римский Император (79–81 гг. правления) Тит Флавий Веспасиан, сын Императора Тито Флавия Веспасиана (69–79 гг. правления), запомнился римлянам и всему миру как Тит, который взял осадой Иерусалим во время Иудейской войны и вошел в Рим как победитель и покоритель Иерусалима.

    Надпись на Арке Тита: «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» (George Rex / flickr.com)

    Победа была значимой, ведь в плен были взяты не только часть израильтян, давших впоследствии начало израильской общине в Риме, но и их вожди — Иоанн и Симон. И, несмотря на то что Тит после победы вошел в Рим с триумфом, Триумфальная арка Тита была воздвигнута уже после его смерти и приблизительно после 81 года.

    Об этом свидетельствует, сохранившаяся надпись на ней в переводе означающая: «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу».

    После смерти римляне вознесли Тита в божественный ранг, а на одном из кессонов арки, расположенном в центре свода, запечатлено его вознесение к богам. И совершает он это, сидя на орле. Это изображение дало повод историкам предположить, что в сводах арки хранится прах Тито, однако более тщательные исследования не подтвердили этой теории.

    Краткое описание Арки Тита

    Все основные барельефы Арки Тита, в основу которых вложен рассказ о триумфальном вхождении Тита в Рим после победы, находятся внутри пролета.

    Барельеф Арки Тита, Рим (Takver / flickr.com)

    С северной стороны слева направо «движется» квадрига с четырьмя лошадьми, которых за узды держит Богиня Рома. Над колесницей возвышается величественная фигура полководца. За ним расположены фигуры представителей сената и народа.

    Скорее всего, это уже кульминация церемонии, в то время как ее начало зафиксировано на барельефе с южной стороны.

    Здесь повествуется о том, как плененные иудеи несут носилки на которых выложены трофеи и шесты с табличками, о надписях на которых можно только догадываться.

    Барельеф: рабы и семиствольная золотая менора (Andy Hay / flickr.com)

    На барельефе очень четко видно семиствольную золотую менору (семиствольный подсвечник) - один из древнейших символов иудаизма и основной атрибут храма Соломона. Что в очередной раз подчеркивает, что Тит покорил Иерусалим. По мнению специалистов, это самое древнее изображение миноры.

    Арка Тита была частью укрепления Франджипане, но со временем укрепление было разрушено, что частично отразилось на ее внешнем виде. Благие намерения папы Пие VII отреставрировать ее были реализованы. О чем свидетельствует еще одна надпись, но уже с другой стороны арки.

    Триумфальная Арка Тита так же была отреставрирована в 1821 году.

    Рим считается колыбелью западной цивилизации. Город насыщен уникальными памятниками и строениями, характеризующие культуру и историю античной Римской империи. Сложный государственный переход от республики к империи, внутренние противостояния олигархических общин, бесконечные военные кампании, - все эти отзывы прошлого отражены в архитектурных шедеврах. Монументальные сооружения являются неотъемлемым продолжением политики Древнего Рима. Триумфальные арки строили в честь заслуг императоров. Барельефы и колонны строений олицетворяли победы и военную мощь державы.

    Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 сентября:

    • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
    • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

    А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

    В III веке Римская империя была истерзана нашествиями древнегерманских племён. Не добавляло стабильности в этом противостоянии внутренняя политическая смута, сложившаяся на то время. Государство состояло из нескольких провинций, в которых правили наместники со своим войском. Каждый из них норовил стать императором. В такой сложной обстановке появился лидер, сумевший сплотить страну. Это был Константин, впоследствии ставший Великим.

    Константин получил превосходное военное образование. Его отец Констанций Хлор возглавлял Западную Римскую империю. Перед юношей открывались перспективы в достижении высокой цели. Молодой полководец успешно сражался против варваров на берегах Рейна. Константин зарекомендовал себя, как отважный и одарённый стратег, что способствовало приобретению авторитета среди военных. После смерти отца, армия провозгласила Константина претендентом на имперский трон. Для обретения полной власти необходимо было одержать победу над внутренним врагом.

    В 306 году Римом правил узурпатор Максенций, являющийся воинствующим язычником. Любое своё решение он принимал, руководствуясь гаданиями жрецов на овечьих внутренностях. Константин, заручившись поддержкой других соправителей провинций Рима, объявляет тирана Максенция вне закона и готовит военный поход на столицу. Полководец со своей армией подходит к реке Тибр, которая считалась единственной преградой на дороге в Рим.

    Там его встречает Максенций с войском, в разы превосходящее по численности армию Константина. В 312 году на берегу реки началась ожесточенная битва, в ходе которой Максенций был разбит. При постыдном бегстве узурпатор утонул в водах Тибра. Константин становится единоличным властителем Западной Римской империи.

    В 315 году по решению Римского сената устанавливают триумфальную арку, символизирующую победу Константина над тираном. Архитектурное сооружение было построено и украшено фрагментами, снятыми с других античных памятников города. В этом был заключён особый политический замысел Константина. Идея собрания разновременных элементов декора в единый ансамбль заключалась в консолидации общества после гражданской войны. Были взяты барельефы и панно, изображающие события и подвиги предыдущих правителей Рима.

    Стоит выделить один важный аспект, связанный с духовными ценностями императора Константина. На триумфальной арке отсутствуют символы христианства. Напротив, барельефы арки описывают сцены проведения языческих обрядов жертвоприношений. Имеются доказательства того, что во время кульминационной битвы против Максенция на щитах солдат армии Константина были изображены монограммы креста Иисуса.

    Будущий император верил, что с христианским знаменем ему будет сопутствовать удача. Во время возведения арки Константин повёл себя как осторожный дипломат. Чтобы не допустить раскол в обществе, он решил объединить его позднее единым религиозным течением - христианством.

    Описание

    Триумфальная арка имеет три пролёта. Основная часть монумента воздвигнута из мраморных блоков. Высота сооружение составляет более 20 метров, а ширина - 25 метров. Архитектурное строение обрамляют восемь мраморных колонн, по четыре с каждой стороны. Также здесь установлены скульптурные композиции. Основания пилястр декорированы изображениями римских солдат, пленных варваров и богини победы Виктории.

    Второй ярус арки представлен восемью крупными тондо, обрамлёнными красным камнем (порфиром). Изображения представляют разные эпизоды из жизни императора Адриана. Каждый медальон в отдельности — это сцены охоты и жертвоприношения богам. Рельефные композиции отображают выезд императора на охоту со своей свитой. Один из его сподвижников держит лошадь под уздцы, другой ведёт на поводке собаку. Участники облавы сражаются с медведем, кабаном и львом.

    На других медальонах можно увидеть охотников, приносящих дары лесному богу Сильвану, а также Аполлону, Геркулесу и Диане. Тондо не имеют отношений к военным победам, однако их размещение на арке символизирует успехи императора во всех сферах его деятельности.

    Вдоль всей средней части арки виден скульптурный фриз, характеризующий военные подвиги Константина. Данная композиция выполнена довольно примитивно в отличие от других барельефов. Отсутствуют чёткость и пропорциональность линий скульптур. В этих сценах больше идейности, чем художественной точности. Полководец со своим войском выступает в поход, осаждает города, победно сражается с Максенцием и затем входит в Рим. С другой стороны арки изображён император, раздающий деньги народу.

    Оформление аттика

    Верхний уровень арки считается истинным шедевром древнеримского искусства. Привлекают внимание отдельно стоящие статуи наверху колонн. Это фигуры врагов, покорённые императором Траяном. Скульптуры облачены в длинные штаны, плащи и остроконечные шапки, что свидетельствует об образах варваров. Ведь римляне носили исключительно тоги. Представители древних племён показаны в побеждённых позах: головы опущены, руки сложены вместе. Между статуями установлены барельефы, отражающие атаку римской конницы и натиск легиона на варваров.

    Аттик северной части арки представлен несколькими сценами, описывающими политическую обстановку в Римском государстве при императоре Аврелии. Скульптуры изображают военные действия против сарматов в 169 году. Фигуры исполнены со скрупулёзной точностью мелких деталей. Император облачён в разных одеяниях: короткой тунике, мантии либо в походном плаще. Солдаты изображены в доспехах, шлемах со щитами и оружием. Барельеф описывают сцену обращения правителя к армии с вдохновляющей речью.

    Впечатляет композиция, повествующая о допросе пленного германского вождя. Рядом расположены информативные скульптуры, демонстрирующие триумфальное возвращение Марка Аврелия в Рим после военного похода, раздачу им денег народу и проведение обряда очищения путём жертвоприношения. Центральная часть аттика украшена надписью, которая выражает благодарность Константину за освобождение Рима от тирании и гнёта.

    Где находится и как добраться

    Триумфальная арка Константина расположена в центре Рима возле Колизея и Римского Форума. Туристы могут воспользоваться услугами метрополитена, доехав до станции Сolosseo. К арке можно добраться на общественном транспорте. Достаточно много маршрутов автобуса курсируют к достопримечательности.

    Арка Константина – это самая большая из сохранившихся римских триумфальных арок. Она дошла до нас практически в первоначальном состоянии за исключением металлических частей, в частности, четырёхметровой квадриги на вершине. История арки, а также деяния императора Константина в Риме и за его пределами продолжают вызывать споры по сей день.

    Кроме арок, вдоль или вблизи пути триумфального шествия в честь победы строили храмы, святилища, гражданские здания.

    Для того чтобы понять, с какой целью римляне строили триумфальные арки, нужно понять, что представляла собой триумфальная процессия.

    Северный фасад арки

    Триумфальные процессии в Риме

    Триумф был ритуальной церемониальной процессией, которой сенат награждал римских военачальников. Это была традиция, которая сформировалась в IV веке до н.э. для демонстрации силы и прославления императора.

    Первоначально триумф представлял собой процессию, несущую сломанное оружие побеждённого противника. Согласно римскому историку Луцию Аннею Флору (ок. 70 – 140 г.), до победы Мания Курия Дентата над царём Эпира Пирром в 275 году до н.э. триумфальные шествия были не столь зрелищными: «до того времени, единственной добычей, которую можно было увидеть, был скот волциниан, стада сабинян, повозки галлов и сломанное оружие самнитов» (Флор, 1.13.26). После победы над Пирром в триумфальных процессиях можно было увидеть «молосцев, салоникийцев, македонян, бруттиев, апулийцев и луканов… статуи из золота и очаровательные тарентийские расписные панели» (Флор, 1.13.27). Чем больше Рим завоёвывал земель, тем больше денег, металлов, драгоценностей, оружия, статуй, картин, редких деревьев, животных и пленников его генералы («триумфаторы») привозили в город.

    Согласно историку Титу Ливию, для римлянина не существовало награды почётнее триумфа. Для того чтобы военачальника наградили триумфом, он должен был соответствовать всем критериям :

    — занимать определённую должность (диктатора, консула, проконсула, претора или пропретора);
    — разбить иностранного противника равного статуса, убив не менее 5000 человек (восставшие рабы, например, не считались «равным противником»);
    — быть провозглашённым своими солдатами императором;
    — вернуть армию домой (т.е. завершить войну до конца);
    — получить от сената одобрение на проведение триумфального шествия.

    Из-за высоких требований, триумф был очень редкой и престижной наградой . До Пунических войн (264 – 146 гг. до н.э.) в год редко проходило больше одного триумфа. Во время расширения империи триумфы проводились чаще, например, с 200 по 170 г. до н.э. прошло 35 триумфальных шествий.

    Приблизительный путь триумфальной процессии в Риме

    Триумфатору позволялось распределять захваченную добычу между государством, армией, генералами и собой по своему усмотрению. Из своей доли каждый полководец в первую очередь часть захваченного жертвовал Юпитеру Оптиму Максиму, поскольку, отправляющийся на войну, обычно обещал ему это в обмен на поддержку. Далее из своей же части добычи триумфатор мог организовать специальные игры.

    Ритуальная природа триумфальной процессии предполагала, что порядок шествия в ней был строго определён (по крайней мере, в Республиканский период). Во главе каждой процессии ехали сенаторы и другие высокопоставленные римляне, далее шли музыканты, потом везли добычу, вели животных, предназначенных для принесения в жертву на алтаре Юпитера Оптима Максима. Пленников вели перед армией, которую возглавлял триумфатор . Если в войне был захвачен кто-либо из семьи правителя покорённого народа, то его вели прямо перед триумфатором, ехавшим на квадриге. Позади него стоял раб, который должен был держать над его головой лавровый венок и в течение всего шествия шептать «respice post te! Hominem te memento!» («смотри назад! Помни, что ты человек!»).

    Триумфальные процессии никогда не шли по одному и тому же пути , поскольку, во-первых, город постоянно перестраивался, а во-вторых, каждый военачальник посещал алтари и храмы, связанные с историей своей семьи.

    Южный фасад арки

    История арки и вопросы

    После того, как Константин завершил гражданскую войну и со своей армией отправился в Рим, римский Сенат распорядился начать строить в честь него триумфальную арку. Как на ней и написано, она была посвящена одновременно десятилетию императорского правления Константина и его победе над правившим тогда императором Максенцием в битве у Мульвийского моста , которая произошла 28 312 года. Официальное открытие этой триумфальной арки состоялось 25 315 года. В этом же году в Риме состоялись Деценналии – спортивные игры, которые проводили в честь богов один раз в десять лет правления императора.

    Арка насчитывает 25,7 метра в ширину, 21 метр в высоту и 7,4 метра в глубину. Она была построена из использованного проконессийского мрамора (современный турецкий остров Мармара).

    Поскольку арка состоит из деталей разных периодов , история её строительства вызывает множество споров. Многие учёные считают, что это была триумфальная арка Адриана, которую частично перестроили при Константине.

    Другие придерживаются мнения, что арку построили, или, по крайней мере, начали строить, при Максенции (306 – 312). Этот император отличался тем, что, в отличие от своих предшественников, сконцентрировал внимание не на охране границ, а на восстановлении города, за что даже заслужил эпитет «conservator urbis suae» («хранитель своего города»). Константина же, помимо всего прочего, воспринимали как человека, который сверг одного из самых больших благодетелей Рима, из-за чего ему пришлось издать указ о «проклятии памяти» («damnatio memoriae») Максенция, и стереть его имя со всех памятников. Поэтому существует вероятность того, что изначально это была триумфальная арка не Константина, а побеждённого им Максенция.

    В Средние века арка Константина была превращена в укрепление для одной из богатых римских семей (такая же участь постигла, например, и ). Первые реставрационные работы прошли здесь в XVIII веке, а последние археологические раскопки – в конце 1990-х. Во время летней Олимпиады 1960 года арка Константина служила финишной чертой в соревнованиях по бегу.

    Вид на арку Константина со второго уровня Колизея

    Выбор места для арки Константина

    Триумфальные арки в Риме стояли обычно вдоль пути триумфальной процессии. Перед архитекторами Константина стояла непростая задача : им нужно было поставить арку в том месте, где дорога (названная в наше время «Триумфальная дорога») заходила на площадь Флавия, и при этом из-за асимметрии им нужно было выбирать между ориентацией арки по дороге или по площади. Сложности добавляло то, что на пересечении уже стоял фонтан Мета Суданс, который не имел отношения к военным победам и своим видом мог разрушить символическое наполнение будущей арки. Архитекторы нашли необычайно изящное решение всех этих топографических проблем. Они выбрали место не на самой дороге, а несколько к северу, из-за чего арка оказывалась на площади. Благодаря этому они избавились от необходимости размещать центральный пролёт арки над дорогой и сдвинули его на два метра к востоку. Это не было сильно заметно современникам, но из-за такого сдвига архитекторы смогли добиться того, что высокий конус фонтана Мета Суданс практически полностью скрывался за второй опорой арки. Кроме того, благодаря этому сдвигу через центральный пролёт стала видна гигантская бронзовая статуя бога Солнца («Колосс», по которому и получил второе название театр Флавия), которая находилась от неё в 108 метрах. Создание ассоциации между богом Солнца («Непобедимым солнцем» или Sol Invictus) и императором было необходимо в период гражданских войн и усиления восточных провинций.

    Арка Константина и круглое основание фонтана Мета Суданс

    Описание арки

    Северный фасад (со стороны Колизея)

    Северный фасад арки посвящён мирной деятельности императора Константина.

    На широкой верхней части арки над каждой колонной стоит по скульптуре дака , создание которых относится к периоду правления императора Траяна (98 – 117). Даки стоят на квадратных пьедесталах из серого каристийского мрамора с греческого острова Эвбея.

    Над центральной частью расположена надпись , идентичная с обоих фасадов. Она гласит:

    IMP · CAES · FL · CONSTANTINO · MAXIMO
    P · F · AVGUSTO · S · P · Q · R
    QVOD · INSTINCTV · DIVINITATIS · MENTIS
    MAGNITVDINE · CVM · EXERCITV · SVO
    · TAM · DE · TYRANNO · QVAM · DE · OMNI · EIVS
    FACTIONE · VNO · TEMPORE · IVSTIS
    REMPVBLICAM · VLTVS · EST · ARMIS
    ARCVM · TRIVMPHIS · INSIGNEM · DICAVIT

    «Императору Цезарю Флавию Константину, великому, добродетельному и благословенному Августу: за то, что он, вдохновлённый высшей силой и своим великим умом, своей армией и силой оружия освободил государство от тирана и от всех его последователей, Сенат и народ Рима посвятил ему эту триумфальную арку».

    Надпись на южной стороне арки

    Первоначально эта надпись была сделана бронзовыми буквами , но к настоящему времени сохранились лишь хорошо читаемые лакуны.

    Наибольшее количество споров в этой надписи вызывает выражение «INSTINCTV · DIVINITATIS», т.е. «вдохновлённый высшей силой /божеством». Его принято считать символом начала смены религиозных предпочтений императора Константина. Раннехристианские писатели Лактанций и Евсевий Кесарийский ссылались на историю о том, что перед битвой у Мульвийского моста 28 октября 312 года христианский бог послал Константину знак в виде большого креста на небе (оригинального креста, который позже стал частью лабарума). С этого же года император начал поддерживать христиан, хотя вплоть до 324 года в официальных документах (в т.ч. на монетах) значился только бог Солнце. Размытой формулировкой «вдохновлённый высшей силой» автор надписи на арке, вероятно, хотел угодить и язычникам и христианам. Как и было принято, побеждённый противник не называется, а именуется просто «тираном», подчёркивая правомерность его убийства.

    По сторонам от надписи , над малыми арками, находится по паре рельефных панелей из каррарского мрамора, которые были сняты с неизвестного строения, возведённого в честь победы Марка Аврелия над маркоманами и сарматами, благодаря чему он был награждён триумфом в 176 году. На панелях изображено (слева направо):
    — император, возвращающийся в Рим после военной кампании;
    — император, выезжающий из города, которого приветствует персонификация улицы Фламиния;
    — император, раздающий деньги народу (здесь затёрта фигура Коммода, сына Марка Аврелия, которого наказали «проклятием памяти»);
    — император, допрашивающий германского пленника.

    Две панели слева и два дака

    Две панели справа

    Пары круг лых рельефов из белого каррарского мрамора диаметром около 2 метров, расположенные над каждой из двух боковых арок, датируют временем правления императора Адриана (117 – 138), поскольку они сделаны в стиле начала – середины второго века и в одной из сцен на заднем плане стоит близкий друг императора Адриана Антиной. Тем не менее, их идентификация представляет проблему, потому что некоторые из них не закончены.

    На медальонах изображены сцены охоты и жертвоприношений (слева направо):
    — охотна на кабана;
    — принесение жертвы Аполлону;
    — охота на льва;
    — принесение жертвы Геркулесу

    Голова императора Адриана была переделана на всех медальонах: в сценах охоты на Константина, а в сценах жертвоприношений – на Лициния или Констанция I. Пространство вокруг круглых рельефов было отделано порфиром , однако эта отделка сохранилась лишь вокруг правой пары медальонов на этой стороне.

    Медальоны слева, надпись VOTIS X и панель с обращением Константина к римлянам с ростры

    Два медальона с порфирным обрамлением справа, надпись VOTIS XX и панель, на которой Константин раздаёт деньги римлянам

    Выше круглых рельефов на этой стороне арки написано «VOTIS X » (слева) и «VOTIS XX » (справа). Эти надписи можно перевести как «священная клятва на 10 годовщину» и «священная клятва на 20 годовщину». Они относятся к 10 годовщине правления Константина, которое он праздновал в Риме летом 315 года (согласно другой версии, он уехал из Рима в начале 313 года и вернулся только в 326 году).

    Ниже круглых рельефов как на длинных, так и на коротких сторонах, находятся длинные узкие «исторические» панели , созданные при Константине. Они иллюстрируют его военную компанию против императора Максенция, в которой он одержал победу и за которую ему и был дарован триумф. На западной короткой панели изображено отбытие войска из Милана («профекцио»). История продолжается на южном фасаде, где изображена осада Вероны («обсидио») слева и битва у Мульвийского моста («прелиум», справа), в которой армия Константина разгромила противника и загнала его в Тибр. На панели на восточном узком фасаде армия Константина входит в Рим («ингрессус»), но не в форме триумфальной процессии, поскольку Константин, вероятно, не хотел демонстрировать свой триумф. На северном фасаде, смотрящем в сторону города, изображены его действия после того, как он стал единоличным правителем: он обращается к римлянам на форуме с ростры, за которой видны арки Септимия Севера и Тиберия («орацио», слева), и раздаёт им деньги («либералитас», справа).

    С каждой длинной сторон на арке Константина находится по четыре коринфских колонны с каннелюрами на высоких основаниях. Семь колонн высечены из нумидийского жёлтого мрамора, а восьмая – из белого мрамора, поскольку оригинальная колонна была перевезена в Латеранскую базилику (позже и там она была заменена на колонну из жёлто-фиолетового фригийского мрамора). Основания всех колонн украшены рельефами, сходными с рельефами арки Септимия Севера и разрушенной Новой арки Диоклетиана. На передней части изображена богиня победы Виктория, которая или делает надпись на щите или держит пальмовые ветви, а на боковых сторонах сделаны рельефы в виде пленных варваров либо пленных варваров и римских солдат. Вероятно, подобные украшения являлись стандартными для триумфальных арок своего времени. Основания колонн были сделаны во время правления императора Константина.

    Основания (плинты) колонн на северной стороне арки

    Крайний плинт справа на северной стороне

    В пазухах сводов центральной арки с обеих сторон сделаны горельефы в виде Викторий, держащих трофеи. В пазухах сводов боковых арок находятся горельефы в виде речных богов. Все они, как и основания колонн, датируются эпохой Константина.

    Виктории в пазухах сводов центральной арки на северной стороне

    Речные боги над аркой слева

    Речные боги над правой аркой

    Южный фасад (со стороны форума)

    Южный фасад арки посвящён военной деятельности императора Константина.

    На верхних рельефах
    — пленённый вражеский военачальник, которого привели к императору;
    — пленник, которого привели к императору;
    — император произносит речь перед армией;
    — император собирается принести в жертву свинью, овцу и быка

    Даки и две панели слева

    Даки и панели справа

    Ниже в круглых медальонах над боковыми арками изображено (слева направо):
    — отправление на охоту;
    — принесение жертвы Сильвану;
    — охота на медведя;
    — принесение жертвы Диане

    На этих медальонах голова Адриана была переделана на Лициния или Констанция I в сценах охоты и на Константина в сценах жертвоприношений.

    Медальоны слева, надпись SIC X и панель с изображением осады Вероны

    Два медальона справа, надпись SIC XX и рельефная панель с изображением битвы у Мульвийского моста

    Выше медальонов на этой стороне арки написано «SIC X » (слева) и «SIC XX » (справа), т.е. «как на 10, так и на 20 годовщину». Как и на противоположной стороне, эти надписи сделаны в честь десятой годовщины правления Константина.

    Плинт в центре

    Крайний левый плинт на южной стороне (Виктория в центре, пленники справа)

    Виктории в пазухах свода центральной арки с южной стороны

    Речные боги над левой аркой с южной стороны

    Речные боги в пазухах свода над правой аркой на южной стороне

    Короткие стороны

    На верхней части коротких сторон, а также внутри центральной арки, встроены высокие (3 м) панели с изображением сцен войны Траяна с даками. Изначально они составляли большой фриз из пентелийского мрамора, который находился или на форуме Траяна или на бараках императорской конной стражи, стоявших на холме Целий. Эти панели также относятся к 98 – 117 годам.

    Верхняя панель на западной стороне

    Верхняя панель на восточной стороне

    Ниже на коротких сторонах арки находится по медальону с рельефами, изображающими восходящее солнце (восточная сторона) и луну (западная сторона). Оба в виде женщин на колесницах. Они, в отличие от медальонов на длинных сторонах, были сделаны при Константине. Их присутствие на арке является символом вечности столицы Рима и связывает его правление с бесконечным процветанием.

    Медальон с луной и панель с изображением отбытия войска Константина из Милана

    Персонификация солнца и панель с изображением того, как армия Константина входит в Рим (восточная сторона)

    Внутренняя часть арки Константина

    Внутри центральной арки находятся две панели с изображением войны Траяна (переделанного в Константина) с даками. На одной он изображён на коне сражающим врагов, а на другой – стоящим в ожидании коронования Викторией в присутствии персонифицированных Чести и Добродетели.

    Над каждой из панелей центральной арки сделана надпись , подчёркивающая, что Константин воевал не ради захвата чего-либо, а ради освобождения Рима от тирана:
    «LIBERATORI VRBIS» («освободитель города»)
    «FUNDATORI QVIETIS» («основатель мира»)

    Панель внутри центральной арки с Траяном (Константином) на коне и надписью «освободитель города»

    Внутри боковых арок в каждой из сторон вырезано по два бюста (всего 8), деградировавших до такой степени, что их нельзя идентифицировать.

    Бюсты в боковой арке

    Бюсты в боковой арке

    Пояснение к описанию

    Арка Константина является важным примером разрушения классического греческого скульптурного канона , который произошёл в Риме в IV веке. На арке очень хорошо виден контраст между панелями, сделанными при Траяне, Адриане и Марке Аврелии и панелями времени правления Константина. Например, на медальонах эпохи Адриана сцены охоты сделаны так, что создаётся ощущение свободного пространства, в котором люди могут идти, куда им захочется, тогда как на панелях эпохи Константина люди стоят очень плотно друг к другу, их жесты не скоординированы, а позы нелогичны. Кроме того, у этих фигур диспропорционально большие головы, короткие ноги, одинаковые причёски-шапки и угловатые накидки. Их ранг показан не с помощью композиции, а очень грубо – путём изменения размера всего тела.

    Почему произошла деградация как стиля, так и исполнения?

    Этот вопрос породил длительную дискуссию, которая не завершилась единым выводом. Возможные причины:
    — разрушение процесса передачи мастерства из-за политического и экономического кризиса третье го века;
    — усиление влияния восточных и других доклассических региональных стилей с окраин империи (маловероятно);
    — усиление влияния простого «народного» или «италийского» стиля, существовавшего параллельно с высоким греческим стилем для нужд небогатых римлян;
    — сознательное отторжение классического стиля.

    Почему были использованы детали других памятников ?

    — помещение рельефов с деяниями Константина рядом с рельефами императоров «золотого» второго века символически приравнивало его к ним;
    — арка строилась всего три года, и, возможно, у мастеров не было времени, чтобы с нуля создать необходимое количество рельефов;
    — скульпторы эпохи Константина считали, что они не способны превзойти своих предшественников;
    — у римлянам IV века недоставало мастерства, чтобы сделать работу, достойную императора.
    Вероятно, в той или иной степени все эти причины вместе привели к тому, что в арке Константина были использованы старые скульптурные панели.

    Вид на северный фасад арки с Колизея

    Достопримечательности поблизости: Колизей, форум, Палатинский холм, Золотой дом Нерона, Лудус Магнус

    Полезная информация о триумфальной арке Константина в Риме

    Где находится:
    Между Колизеем и форумом

    Как добраться:
    Станция метро Колизей (Colosseo) на линии В (синей)

    Остановка туристического автобуса Colosseo

    Одна из самых узнаваемых арок в Риме - триумфальная арка императора Константина. Привлекает она своим величием, изяществом барельефов и массивностью, а также выгодным расположением - возле Колизея.

    Как выглядит арка?

    Это врата из трёх пролётов, высота - двадцать один метр, а ширина - двадцать пять. Для их украшения служат коринфские колонны, а над ними изображены пленники. Колонны как бы разделяют арку на три секции, каждая обильно покрыта барельефами. Они показывают сюжеты из римской истории и религии. Строение возвели в честь победы над Максенцием. Битва проходила у Мильвийского моста в 312 году. Именно это сражение подтолкнуло Константина к христианству, а значит, и установило новый религиозный порядок в Европе.

    На аттике расположены восемь барельефов, которые сняты с памятника Марку Аврелию. Достоверно неизвестно, с какого именно. Над каждой колонной стоит дак, их взяли у базилики Траяна. С этой же базилики сняты барельефы и для украшения боков арки. Восемь колонн с обеих сторон арки выполнены из нумидийского мрамора жёлтого цвета.

    Учёные всё не могут прийти к согласию, что же именно хотят показать нам барельефы. Однако считается, что раньше барельефы по бокам составляли единую картину на форуме у Траяна или Теодориха. Они сделаны из белого пентеликонского мрамора, в котором едва заметны золотистые жилки.

    История арки

    Её строительство началось в том же, 312 году, а закончилось через три года. Заказал строительство сенат. Триумфальная арка была достроена ко дню десятилетия правления Константина - 25 июля. Существует предположение, что раньше арку украшала ещё и квадрига, которая исчезла после вторжения вестготов в 410 году. Из-за большого разброса времён у барельефов можно отследить развитие архитектурной мысли в течение нескольких веков. Это самый настоящей музей римского искусства. Также арка представляет собой особую ценность ещё и тем, что это последнее античное строение до того, как официальной религией во всей стране было объявлено христианство.

    Занимательные факты

    1. Многие из барельефов сняты с других строений более раннего времени. Композиции же, сделанные в четвёртом веке, не совсем выгодно смотрятся на фоне более ранних произведений и даже в некотором роде свидетельствуют об увядании архитектуры. Они как бы создают ощущение кичливости.
    2. Также барельефы от разных зданий могут объясняться тем, что рабочие были поставлены в очень узнике временные рамки - возвести такую грандиозную арку всего за три года.
    3. Возле неё на Олимпийских играх 1960 года финишировали участники марафона.
    4. Когда в 2007 году началась стройка станции метро, были найдены сокровища императора Максенция в Палатинском холме. Видимо, он спрятал их перед битвой.
    5. В декоре задействованы детали времён правления императоров Траяна, Адриана, а также Марка Аврелия, что было символично - так Константин тоже как бы становился «хорошим императором».

    Как добраться?

    Отыскать в Риме триумфальную арку Константина не составит труда, она расположена на улице Via di San Gregorio, как раз между Колизеем и