• Средневековый замок франции - мон сен-мишель. Франция: Церковь Сен-Мишель д’Эгиль (Saint-Michel d’Aiguilhe) Мон сен мишель история

    Основные моменты

    Во время прилива это место становится островом, который почти полностью отрезан от материка. Только дамба, построенная в конце XIX века, сохраняет связь с аббатством. Во время отлива вода уходит и территория Мон-Сен-Мишель становится обычной частью материка. Стены, утес и строения аббатства создают целостное впечатление. Высота от среднего уровня моря до верхушки шпиля церкви – 170 м.

    Замок Мон-Сен-Мишель многим покажется знакомым: он стал прообразом крепости в фильме «Властелин Колец». Объект появился не в оборонительных целях и не для развлечения знати – он основан как монастырь. Старинный замок видел и монархов, и военную канонаду, и недовольство народа в период революции. Мон-Сен-Мишель считается неприступным – он пережил три английские блокады и не покорился даже во время 30-летней осады. С давних пор и до сегодня это место мирового паломничества.



    Создание крепости

    История Мон-Сен-Мишеля ведется с 708 года. Бенедиктинских монахов очаровал гранитный остров Мон-Томб – поэтому на утесе решили создать часовню. Название связывают со средневековой легендой: епископу повелел возвести церковь Архангел Михаил. Он приходил трижды, но священнослужитель сомневался в правильности знамения. Тогда Архангел постучал епископу по голове перстом, и лишь тогда стартовало строительство.

    Архитектором назначили Гильома де Вольпьяно – очень известного человека. Он был воспитан бенедектинскими монахами, построил не один монастырь. Но строение было уникальным сооружением: его нельзя расширять по горизонтали, поэтому упор сделали на вертикальное возведение. Некоторые помещения и вовсе нависают над скалой на специальных платформах. Гранит для строительства с соседних островов доставить оказалось непросто. Мешало отсутствие дорог, зыбучие пески, приливы и отливы.

    В 966 году на этом месте появился бенедектинский монастырь в честь св. Михаила. У подножия возникло поселение рыбаков, ведь паломников нужно было принять и накормить, да и местные монахи нуждались в бытовых услугах. Но строительство крепости продолжалось до XVII столетия: появились стены, башни. Аббатство превратилось в мощное строение, объединив религиозную и военную архитектуру. Было у острова-крепости важное стратегическое значение. В период столетней войны Мон-Сен-Мишель считался надежным французским форпостом – он не поддавался врагу.


    В 1790 году во времена Французской революции монастырь прекратил существование – монахов изгнали, а остров назвали «Горой свободы». Замок стал тюрьмой, куда отправляли заядлых преступников. Народ прозвал Мон-Сен-Мишель «провинциальной Бастилией». Узников держали в каменных клетках, где нельзя было подняться в полный рост. Цепь невольников звенела при каждом шаге. Но паломники все равно приезжали – специально для них создали часовню.

    С 1863 года начался новый этап в истории Мон-Сен-Мишеля. Замок распахнул свои двери, но теперь для туристов. В 1874 году сюда вернулись бенедиктинцы, которые основали новое аббатство. В конце XIX века началась реставрация комплекса, которая продолжается до сих пор. Побывать можно в половине помещений аббатства, в остальные доступ закрыт. Комнаты, которые не представляют интереса для посетителей, отвели под жилье монахов.



    Проделки моря

    Интересная особенность местности – приливы и отливы. Смена происходит раз в лунные сутки – через 24 часа 50 минут. Приливы считаются наиболее сильными в Европе и вторыми на планете. По скорости их даже сравнивают с лошадью, которая несется галопом. Но это ошибочно: прилив максимально «разгоняется» до 6 км/час, а средняя скорость коня – от 21 до 60 км/час. Из-за малых глубин и ровного дня море «убегает» на 15-20 км от замка, а потом возвращается.



    «Игры» воды позволяли замку Мон-Сен-Мишель оставаться неприступным. Корабли неприятеля могли подобраться к острову, но во время ухода моря садились на мель. Негостеприимный прием ожидал и пехоту. Сначала приходилось двигаться по зыбучим пескам, а затем наступал прилив – и враги тонули. Природной защитой крепости служил и туман – частое явление в этих краях. Местные рыбаки ориентировались на звук колокола, в который звонили специально для заблудившихся. Враги же просто терялись в непроглядной мгле.

    В XIX веке Мон-Сен-Мишель лишился неприступности. Чтобы связать объект с материком, построили дамбу. Но она нарушила циркуляцию воды в заливе, и неблагоприятная экологическая обстановка в бухте заставила искать альтернативный вариант. Скоро дамбу ликвидируют, а вместо нее соорудят мост. В марте 2015 года из-за затмения солнца прилив был настолько сильным, что затопил и дамбу. Высота воды достигла 14 метров – это почти 5-этажное здание. Такое явление происходит примерно раз в 20 лет – в дни весеннего или летнего равноденствия.

    Мон-Сен-Мишель встречает гостей


    Комплекс очаровывает уже издалека. Он горделиво занимает вершину скалы, а конец шпиля венчает золотая фигура архангела. У стен – внушительная толщина. Путешественники попадают внутрь через выступающие ворота крепостной стены – Королевские. По мере развития артиллерии конструкция их меняла свою форму. Ведь до начала XVI века из пушек стреляли ядрами, а уже потом – снарядами.

    Это место объединяет два городка. Первый – поселение Мон-Сен-Мишель. На территории есть мэрия, магазины, приходская церковь и кладбище. Путь идет по главной улочке Гранд-Рю. Ее занимают старинные дома XV-XVI веков, которые плотно жмутся друг к другу. Помещения отвели под сувенирные лавочки, отели, рестораны и кафе. Жители этого городка (около 30 человек) не только работают в сфере обслуживания, но и уделяют время сельскому хозяйству. В городке есть несколько музеев, которые пополнят знания туристов о крепости. Можно посмотреть познавательные фильмы, увидеть давние предметы и «зарисовки» на средневековую тему с помощью восковых фигур, взглянуть на модели кораблей разных эпох.

    Второй городок – более «духовный», монастырский. От поселения к аббатству ведет подъем по южному склону горы. Есть и более тяжелая дорога, которая не охватывает главную улицу и музеи. Нужно повернуть налево после почты. Крутая тропа выведет прямо в сады. На острове это единственное место, где можно провести пикник в тени. Еще один путь идет через лестницу, которая находится справа – возле Королевских ворот. По ступенькам туристы поднимаются, чтобы взглянуть на великолепный вид. По лестнице легко попасть на стены крепости и башню. Третий путь ведет через шумный городок – главную дорогу с сувенирными лавочками и ресторанами. Это дорога подходит для тех, кто располагает временем.




    Прогулки по аббатству


    Жизнь Мон-Сен-Мишель крутится вокруг аббатства. Его соорудили в XI-XVI веках. Комплекс представляет собой укрепленный монастырь и занимает примерно 55 тысяч кв. м. Чтобы не заблудиться, туристы берут при входе брошюру с информацией о достопримечательности. Чтобы переместиться с нижнего уровня монастыря на верхний, нужно подняться по Большой лестнице между скалой и жильем монахов. Так гости выходят на Западную террасу перед церковью. Этот храм находится на вершине горы. Он сооружен в романском стиле в начале XI века. Правда, места на скале не хватало, и поэтому храм опирается на первую церковь. За годы существования строение неоднократно подвергалось разрушениям, страдало от пожаров, в главную башню ударяла молния. Здание дополняли элементами классицизма, готики, неороманского стиля. Венчает церковь шпиль архангела Михаила, который выполняет роль громоотвода.

    Слева от церкви, если находиться лицом к фасаду, находится Ла-Мервей – «Чудо». Трехэтажный комплекс – это архитектурный шедевр средневековой готики. Ла-Мервей уместился на узкой скале и потому, в отличие от местных построек, он обладает вертикальной структурой.

    В восточной части «Чуда» находилась трапезная для монахов, помещение для проживания и питания самых бедных паломников, место приема высокопоставленных гостей. Западное крыло отводилось под кладовую и Рыцарский зал. В нем много времени проводили монахи – работали и учились. Тут переписывали книги и манускрипты. Северную часть «Чуда» пришлось укрепить контрфорсами, но это ничуть не испортило здание – напротив, получился восхитительный художественный эффект. И Виктор Гюго, любуясь «Чудом» со стороны моря, отметил: «это вид на самую красивую стену в Европе».



    Незабываемой будет прогулка по верхнему этажу Ла-Мервея. Здесь располагается крытая галерея, откуда открывается вид на океан. Обзорная площадка заслужила славу «сада между небом и землей». Дополняют впечатление изваяния из известняка, которые украшают галерею.


    Есть тут церковь и постарше – Нотр-Дам-су-Терр. Это строение относят к X веку. Сначала здание располагалось под открытым небом. Позже было решено дополнить церковь сводами, а затем ее превратили в усыпальницу.

    Вокруг всех сооружений острова – мощные стены крепости и дозорные башни. Эти оборонительные сооружения возвели еще в XV веке. Башни не высятся над стенами – они защищены ими. В бойницах когда-то располагались бомбарды – огромные пушки Средневековья.

    Живописная природа залива


    Многие туристы стремятся в Мон-Сен-Мишель, чтобы насладиться великолепным обзором на водную гладь со средневековых стен. Бухта с ее огромным пространством без растительности напоминает пустыню. Спокойствие здесь иллюзорное и опасное. За природной красотой скрываются мощные приливы, туманы, грозы и много опасных зон.

    Во время прилива волны проделывают путь в несколько километров. Одновременно залив считается природным заповедником – тут обитает около 200 видов обитателей. Плодородный ил привлекает уток и остальных птиц, которые им питаются. В водах залива рождается около 100 видов рыб. Место привлекательно и для морских котиков, которые выводят здесь потомство. Каждый год тут выращивают около 10 тысяч мидий. Хотя растения покрывают около 1% местности, тут пасутся тысячи овец.

    Пасущиеся овцы

    Обед в стенах крепости


    Если вы планируете остаться на ночь, захватите небольшой ланч. Пообедать в дневное время не составит труда: к услугам путешественников – закусочные, бургерные и блинные. Открыты рестораны бретонской кухни. В меню – мясные блюда, морепродукты, салаты. Вечером заведения закрываются. Обязательно отведайте местный омлет. Казалось бы, простое блюдо, но слава о нем гремит на весь мир. Раньше им потчевали паломников, которые появлялись всегда неожиданно. Сегодня угощают туристов. Рецепт омлета все еще хранится в тайне.

    Сверяемся с графиком

    Поездку в Мон-Сен-Мишель лучше не планировать на лето – в это время здесь слишком много туристов, а значит будет сложно насладиться необычайным обзором с крепостных стен аббатства. На погоду в этой части Франции влияют суровые ветра Атлантики. Здесь прохладно – нужны вещи потеплее, чем сарафаны и сандалии.

    Обязательно сверьтесь с графиком приливов и отливов. Тогда вы сможете подобрать удачное время для фотоохоты. Отливы начинаются неожиданно: еще несколько минут назад вокруг плескалось море, как стал проступать песок. Кажется, он безобиден. Но ступишь на поверхность – оказывается, что песок предательски зыбкий. У него особая структура: смешиваясь с морской водой, он становится вязким; когда высыхает – плотным, поэтому редкие туристы готовы рискнуть прогуляться по бухте, не сверившись с «графиком» моря.

    Мон-Сен-Мишель в сумерках

    Люди, создав дамбу протяженностью 2 км, «украли» у Мон-Сен-Мишеля необычный облик. Настоящим островом он теперь бывает только несколько раз в год. Тогда особо сильные приливы заливают даже поверхность дамбы. Но обычно бушующая стихия не мешает автомобилям, поэтому количество туристов только увеличивается. Однако на самый верх скалы, где находится старинная церковь и монастырь, добирается лишь треть посетителей.

    Многие решают задержаться в священном месте на несколько дней. В аббатстве есть небольшие гостиницы, где останавливаются путешественники. Вечером уголки замка избавлены от шумных туристов. Можно вдоволь надышаться соленым опьяняющим воздухом Мон-Сен-Мишеля, уловить волшебный момент наступления прилива. Аббатство красиво подсвечено, но стены освещаются лишь отблесками фонарей. Гостям предлагают ночные экскурсии по крепости. В это время пустеют залы монастыря, главная улочка становится не такой оживленной – можно неспешно познакомиться с архитектурными особенностями аббатства.


    Есть у крепости Мон-Сен-Мишель и часы работы. В мае и летом аббатство открывается с 9 утра. Последних туристов пускают на территорию до 6 вечера. В остальной период время смещается: с 9:30 до 17:00. Но если прилив мешает доступу к объекту, время открытия меняется. В праздничные дни Мон-Сен-Мишель «отдыхает»: 1 января, 1 мая и 25 декабря.

    В павильоне выступающих ворот загляните в информационный туристический центр. Здесь предоставят информацию о достопримечательности, а также график приливов-отливов. Стоимость посещения – 8,50 евро. Можно воспользоваться аудиогидом, но тогда вход будет стоить 12,50 евро. Для посетителей проводят экскурсии: два раза в час – на французском, дважды в день – на английском.

    Парковка около Мон-Сен-Мишель

    От столицы до острова-крепости – 285 км. Туристы спешат сюда на поездах, автобусах и своих автомобилях. Путь до Ренна по железной дороге стоит 55,8 EUR. Потом необходимо пересесть на автобус, который отъезжает прямо от железнодорожного вокзала, и добраться до точки назначения. Билет стоит 11,4 EUR. Дорога в целом займет чуть больше трех часов. В сторону аббатства билеты приобретают у кассира, а при поездке обратно – у водителя. Коричневые знаки «Достопримечательность» здорово помогут туристам.

    Расположение острова-скалы не позволяет автобусам и автомобилям подъезжать прямо к объекту. Транспорт ставят на стоянке, в нескольких километрах от достопримечательности. К аббатству направляется узенькая тропа, поэтому остаток пути туристы проделывают пешком или пользуются специальными автобусами, которые здесь курсируют. Ранее особенности дороги не позволяли им даже развернуться. Из-за этого у транспортного средства сделали два входа, как у вагонов метрополитена – по бокам. Сейчас тропу слегка расширили.

    Помните, мы рассматривалис с вами . Хоть он и не на вершине скалы, но чем то напоминает своим стремлением к недоступности. Но давайте обратим внимание на фотографию и отправимся во Францию.

    Городок - Ле-Пюи-ан-Веле (Le Puy-en-Velay). 269 ступеней ведут наверх, к выступу скалы на вершине горы вулканического происхождения Тут находиться Церковь Сен-Мишель д"Эгиль (Saint-Michel d"Aiguilhe) .




    Первоначально здесь находилась капелла, сооруженная в 961 году в каролингском стиле, - квадратная капелла с тремя апсидами; позднее она была превращена в хор романской церкви. Эта церковь была пристроена к капелле в XII веке и заняла всю оставшуюся часть скалы. Ее строителям пришлось приноравливаться к особенностям местности, и потому церковь получилась почти овальной в плане. Капители несущих колонн и даже фасад церкви изобилуют рельефами.

    Какой то подробной исторической информации в интернете почти нет.

    Часовня была построена в 962 году на руинах древнеримского храма бога Меркурия.В последующие времена часовня, сооруженная на почти 100-метровой скале (если быть совсем точными - высотой 82 метра), находящейся посреди городка, была неоднократно перестроена, а сейчас Ле-Пюи-ан-Веле часто выступает в роли отправной точки т.н. «христианского туризма» - паломничества в знаменитый Сантьяго-де-Компостела в Испании. Чтобы добраться до часовни, надо преодолеть 268 достаточно крутых ступеней.

    Вот как описывает это место в своем романе Катрин Бенцони:

    "Пюи-ан-Веле! Город, разливавшийся подобно гигантскому разноцветному потоку от портика великолепной романской церкви с ее короной из башенок и куполов. Катрин и брат Эйсебиус некоторое время созерцали это удивительное зрелище, открывшееся их глазам. Изумленный взгляд Катрин переходил от святого холма, древнего Мои Ани, выделявшегося на фоне голубого неба, к стоявшей близ него огромной скале, а затем к находившейся неподалеку вулканической вершине Сен-Мишель-д"Эгиль, которая, подобно персту, была гордо устремлена в небеса и увенчана маленькой часовней. Все в этом странном городе, казалось, служило Богу. Все пришло от него и возвращалось к нему... Пройдя через ворота и направляясь к центру города, путешественники были поражены ярким убранством царившей здесь суматохи. На крышах домов развевались знамена и вымпелы, из окон, выходящих на улицу, свисали длинные полосы цветного шелка и гобеленов. Катрин с удивлением увидела группу шотландских стрелков, пробиравшихся сквозь толпу.

    - В городе что-то празднуют, - сказал брат Эйсебиус, молчавший весь день, - но что?

    Катрин промолчала. Она сочла, что нет необходимости отвечать ему, но все же окликнула мальчишку, пробегавшего мимо с кувшином по дороге к источнику.

    - Что означают все эти знамена, шелковые полотнища и вся эта суматоха?

    Паренек взглянул на Катрин карими глазами, весело блестевшими на живом веснушчатом лице, и вежливо сиял свою зеленую шляпу.

    - Господин наш король въехал в город позавчера вместе с мадам королевой и всем двором, чтобы помолиться нашей Богоматери и провести здесь Пасху перед поездкой в Вьенну, где собираются Генеральные штаты. Вам трудно будет найти себе жилище. Все гостиницы переполнены из-за того, что сегодня должен приехать монсеньор коннетабль...

    - Король и коннетабль? - спросила Катрин с удивлением. - Но они же в ссоре!

    - Точно! Наш король избрал собор местом, где намерен снова вернуть ему свою благосклонность. Они проведут сегодня вместе пасхальные бдения.

    - А пилигримы собираются здесь для путешествия в Компостслу?

    - Да, милостивая госпожа. Странноприимный дом у собора полон ими. Вам нужно поторопиться, если хотите присоединиться к ним.

    - Все пилигримы снаряжаются в лавке мэтра Крауза. У него можно купить самую прочную и лучше всего сделанную одежду...

    - Спасибо, - прервала Катрин, заметив, что обычно ничего не выражающие глаза брата Эйсебиуса с любопытством устремлены на нее. - Нам нужно идти, чтобы найти себе приют."


    Кликабельно 3000 рх



    Кликабельно



    Кликабельно




    Кликабельно






    О значении этого места для французов Виктор Гюго писал: «Мон Сен Мишель для Франции - то же, что пирамиды для Египта». Путешествуем с Геннадием .

    Граница между французскими провинциями Нормандия и Бретань, у побережья Ла Манша проходит по руслу реки Куэнон. Здесь, в месте впадения реки в залив Сен Мишель, на гранитном острове расположено знаковое место для французов - Мон Сен Мишель (Mont St. Michel), что переводится как: - Гора Святого Михаила.

    Об острове-аббатстве-крепости Мон Сен Мишель рассказывать трудно. Количество различных событий, историй и легенд связанных с ним огромно. Все упомянуть и уложиться в разумный размер, мне кажется, не возможным. Наверняка что-нибудь интересное я упущу или просто не знаю. Место это настолько популярное, что кто-нибудь обязательно бывал там. Поэтому прошу дополнять мою заметку рассказами, впечатлениями, фотографиями.

    Характерный силуэт аббатства среди низкого, плоского побережья появляется на горизонте за несколько десятков километров и мы ехали ещё около часа пока добрались до автостоянки возле него.


    Этот замок-аббатство часто по праву называют Восьмым Чудом Света. Здесь чудесно все: и удивительные природные явления, и его вовлечённость в значительные для Европы исторические события, и замечательные строения, и сама атмосфера неприступной крепости, расположенной на небольшом скалистом острове. Несомненно Мон Сен Мишель и в наши дни оказал влияние на архитектуру Замка Спящей Красавицы в парижском Диснейленде и стал прообразом крепости Минас Тирит в трилогии Дж.Р.Р.Толкиена «Властелин Колец» и в фильме по ней.

    Во времена древних римлян Мон Сен Мишель еще не был островом. Мрачную необитаемую скалу называли тогда Могильной Горой. Возможно, кельты использовали это место для своих захоронений. Друиды приходили сюда поклоняться заходящему солнцу, и римляне впоследствии еще долго сохраняли этот ритуал. Согласно одной из легенд именно на Могильной Горе был тайно похоронен Юлий Цезарь — в золотом гробу, в золотых сандалиях.

    Существует несколько версий происхождения острова Мон Сен Мишель. Самая правдоподобная, утверждает, что в начале V века, после сильного шторма в этой части Ла-Манша изменилась береговая линия. Часть берега опустилась, прибрежные луга и леса скрылись под водой и затем были занесены песками, а два скалистых холма стали островами. Крупнейший среди них, Монт Томб (по французски “Могильный холм”), и носит сейчас имя Мон Сен Мишель. Маленький же носит имя Томбелен (“Маленькая могила”).

    Согласно другой версии обе скалы притащили в море гиганты — родители Гаргантюа. Грангузье, его отец, как и принято у мужчин, нёс самый тяжелый из камней — Монт Томб, а Гаргамелле, мать Гаргантюа, тащила Томбелен. Но гиганты утомились и бросили эти камни вблизи у берега. Сам Гаргантюа тоже отметился здесь в землеустройстве - его стараниями и появилась река Куэнон. Каким образом - легко догадаться.

    Какой из версий верить каждый выбирает сам, но факт остаётся фактом - в заливе Сен Мишель возвышаются два острова, а приливы в этом месте - одни из самых высоких во всём Мировом океане. Два раза в год, когда солнечный и лунный приливы складываются, высота суммарного прилива может достигать ~14 метров. Из-за низких и пологих берегов море возле аббатства в это время отступает\наступает на 15-20 километров, обнажая дно — зыбучие пески глинисто-известнякового происхождения. И так два раза в день. Нетрудно посчитать, что скорость, с которой набегает морская вода соответствует скорости резвого пешехода, а из-за неравномерного рельефа, местами может достигать скорости скачущей лошади. Неудивительно, что за долгую историю этого места не всем удавалось убежать от прилива.

    Следующие две фотографии были сделаны мной с одного и того же места аббатства во время не самого сильного прилива и отлива. Вот это фото я сделал во время прилива.

    а это когда начался и ещё продолжался отлив...

    Существуют легенды о приливах, догоняющих всадника, рассказы о повозках, бесследно исчезающих вместе с лошадьми в громадных зыбунах, описания ужасной гибели путников, затянутых в мокрый песок. Отлив в бухте всегда начинается как-то неожиданно: еще недавно всюду, куда ни кинь взгляд, плескалось белесовато-мутное море, как уже везде проступил такого же цвета песок, коварством которого были «загипнотизированы» почти все французские классики — от Гюго до Мопассана. Песок этот кажется вполне безобидным, пока не спустишься на его предательски зыбкую, всю в лужах от недавно отступившей воды поверхность.

    К сожалению мы не застали время наибольшего прилива, но для полноты картины я вставлю здесь фотографию из интернета - остров Мон Сен Мишель в период прилива.

    В 70х годах XIX века, в связи с возросшим числом посетителей аббатства, остров соединили с берегом дамбой. Однако дамба нарушила естественную циркуляцию вод в заливе и он начал заноситься песком и илом до такой степени, что в конце XX века собственно полноценным остров был только во время самых высоких приливов дважды в год. Поэтому в начале 2000х дамба была разрушена и построен мост по которому сейчас можно проехать до ворот самого аббатства, но только на общественном транспорте.

    Сегодняшний облик горы - результат многократных перепланировок, разрушений, разгула стихий, пожаров, человеческих заблуждений и подвигов. Это культовое сооружение имеет и огромное светское значение. Здесь не только молились, но и сражались, и замышляли заговоры.

    История аббатства Мон Сен Мишель началась с часовни, которая была воздвигнута на гранитной скале-острове в 708 году епископом Авранша Сен-Обером. Одна из легенд рассказывает, что архиепископу явился во сне архангел Михаил и велел построить на острове часовню. Епископ подумал, что ему померещилось и решил выждать. Архангел явился вновь с тем же приказом, но епископ оказался тяжел «на подъем» и вновь ослушался. На третий раз архангел в буквальном смысле вдолбил епископу мысль о необходимости постройки часовни, он продавил в голове епископа дыру, что, наконец, смогло убедить того начать строительство церкви— так появилась базилика святого Михаила. В это конечно сложно поверить, но сохранено свидетельство этого события. В Аванше, где находятся мощи святого Оберта, на его черепе действительно есть вмятина.

    В середине 10 века монахи-бенедиктинцы с разрешения Папы основывают здесь аббатство и на деньги герцога Нормандии возводят монастырь. Вскоре скала на острове Мон Сен Мишель стала известным местом паломничества, а её история стала тщательно отслеживаться.

    В следующем столетии на горе появилась романская церковь с монастырем. Работа по возведению аббатства была не из легких и затянулась до середины 12 века. Аббат Робер де Ториньи приложил огромное количество усилий и превратил остров Мон Сен Мишель в центр научной мысли. Тогда же священники стали играть видную роль и в политической жизни края.

    В начале XII века аббатом Роже II ведется строительство башни на северном склоне, куда ныне входит Рыцарский зал и Трапезная. В это время аббатство уже является одним из паломнических центров Европы. Влияние монастыря растет. Аббатство принимает английских и французских королей, ему даровано несколько владений в Англии.

    В 1204 году король Франции Филипп Август захватывает Нормандию. Союзником французского короля Ги де Туром было захвачено и сожжено поселение у монастыря, в результате от огня серьезно пострадал и сам монастырь. Филипп Август, чтобы искупить свою вину, жертвует аббатству огромную сумму, а также финансирует постройку сооружения на северном склоне, впоследствии названным Чудом. В 1128 году строительство Чуда было завершено. Вплоть до XIV века архитектура монастыря не менялась. Аббаты, сменявшие друг друга, постепенно застраивали остров. В этом уникальном месте находятся постройки разных стилей и эпох, что придает красоту архитектуре.

    В 1356 году англичане предпринимают попытку взять монастырь, однако осада оказалась безуспешной. В 1386 году аббат монастыря Пьер Руа в целях безопасности, значительно укрепляет вход в монастырь, а также сооружает три башни. В дальнейшем, сменивший Руа аббат Роббер Жоливе, возводит крепостные стены у подножия монастыря.
    В ходе Столетней войны в 1424 году англичане вновь осаждают монастырь. На протяжении десяти лет, терпя огромные потери, они безрезультатно пытались попасть за стены замка. Но французы отстояли аббатство. Англичанам так и не удалось взять остров, но они полностью уничтожили городок, образовавшийся за минувшие века у основания монастыря. В 1450 году англичане терпят поражение в битве у Формигни (Formigny) и их изгоняют из Нормандии.

    Но монастырь, выстоявший в религиозных войнах оказался беззащитным перед революционерами и в 1792 году войска выгнали последних монахов, а территорию превратили в тюрьму, которую в народе прозвали — «провинциальная Бастилия».

    С приходом Наполеона III Мон Сен Мишель возвращает себе былую славу, тюрьма упраздняется, и монастырь объявляется национальным достоянием Франции. Начинаются работы по его восстановлению. Середина XX века ознаменовывается возвращением монахов на скалистый остров. В 1979 году аббатство включается в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

    В настоящее время остров обитаем. Кроме монахов-бенедиктинцев, на нем живет около 70 человек жителей, есть даже своя мэрия, полиция, больничка, отель. Жители острова, в основном, обслуживают туристов.

    Из за большого числа посетителей в наше время проезд до острова ограничен. Частным образом проехать по этому мосту нельзя. Подавляющее большинство приезжающих на экскурсии, покидают свои автобусы в деревне, на берегу и проезжают к воротам Мон Сен Мишель на бесплатных шаттлах или просто прогуливаются по мосту. Благо, идти всего около километра и всё время с видом на замок.

    Те же, кто как мы приезжают своим ходом, на автомобиле, оставляют машины ещё дальше - на стоянках километрах в 3 и так же, шаттлом добираются до ворот монастыря.

    В принципе, существуют однодневные автобусные экскурсии в Мон Сен Мишель аж из Парижа. Можно и «неорганизованно» обернуться оттуда одним днём на поезде/автобусе. Однако если уж приехали сюда, то лучше оставаться с ночёвкой. По числу посетителей Мон Сен Мишель занимает второе место во всей Франции после Парижа. В год - до 3.5 миллионов туристов! И многие из них останавливаются в местных гостиницах на побережье. Но и за стенами крепости есть несколько гостиниц, в домах XV-XVI веков с ограниченным количеством номеров. Комнаты там, как правило, нужно бронировать сильно заранее. Либо быть очень везучим. Нам повезло! Ещё в начале лета мы, согласно лучшим рекомендациям трипэдвайзера, забронировали место в гостнице на побережье, вблизи начала моста на остров, чтобы можно было ходить в аббатство пешком. Просто для порядка иногда посматривали - как там дела за стенами. Буквально за неделю до нашей поездки освободился номер в одной из самых известных гостиниц Мон Сен Мишель - Мамаша Пуляр (La Mere Poulard.

    Список именитых постояльцев этой гостиницы всего на 27 номеров весьма внушителен. Здесь останавливались: Хемингуэй, Спилберг, Ив Сен Лоран, президент Рузвельт, последний император Японии, разные короли и королевы. Ну, теперь и мы, естественно. :))

    Нам достался номер в котором до этого в разные времена жили, российский князь Феликс Юсупов и французский хореограф Серж Лефар, о чём свидетельствовали таблички с автографами на стенах.

    Однако больше всего нас удивило то, что по цене он оказался дешевле номера, от которого нам пришлось отказаться - 130 евро за ночь. Скорее всего это было потому, что кто-то отказался в последний момент и нам просто повезло. Обычная цена нашего номера на сайте гостиницы - 340 евро за ночь.

    Бродя по острову и аббатству Мон Сен Мишель, нас не покидало ощущение, что мы ходим по 3D-лабиринту. Порой, чтобы попасть в соседнее по плану строение необходимо было подняться или спуститься на другой уровень и там перейти в сторону. Поэтому план острова-аббатства просто необходимо иметь перед глазами. Можно взять на входе листок с описанием аббатства, иначе монастырь превратится в череду стен и лестниц.

    На этой схеме отмечены:

    1. Аббатство
    2. Чудо-сооружение
    3. Город
    4. Дозорная терраса
    5. Внешние ворота
    6. Бульварные ворота
    7. Королевские ворота
    8. Королевская башня
    9. Аркадная башня
    10. Башня свободы
    11. Низкая башня
    12. Башня «Пряжка»
    13. Церковь Сан-Пьер
    14. Северная башня
    15. Башня Клодин
    16. Дамба
    17. Башня Габриэль
    18. Укрепление складов
    19. Часовня Сен-Обер
    20. Источник Сен-Обер

    Ночёвка внутри городских стен на острове имеет громадный плюс - утром и вечером остров пуст. Действительно, 3.5 миллиона в год - это чуть меньше 10000 человек в день. Вот как выглядит основная улица городка во время обычного потока посетителей (первое попавшееся фото из интернета).

    А так это же место - вечером, когда остаются только проживающие внутри стен.

    И само аббатство в вечерние часы выглядит особенно готичненько.

    Чтобы попасть в крепость нужно пройти через несколько ворот:

    Внешние ворота

    Бульварные ворота

    и Королевские ворота с подъёмным мостом

    В средневековой фортификационной архитектуре ворота считались слабым местом и такой вход был необходим. Сразу за Входными воротами, в память о 100-летней войне установлена эта пушка, захваченная у англичан.

    Мон Сен Мишель является для французов символом сопротивления в 100-летнюю войну. За всё время остров так и не был взят англичанами. Был момент когда аббатство уже готовилось сдаться, но по случаю в нём как раз оказались на постое 119 французских рыцарей, которые взяли оборону на себя и держали её непрерывно 10 лет, с 1424 по 1434 год. Вся Нормандия оказалась в руках англичан и лишь Мон Сен Мишель остался непокорённым.

    За королевскими воротами начинается главная и единственная улица крепости - Гран рю, которая пересекает весь городок, расположенный внизу, у основания скалы. Здесь полно магазинчиков, отелей, сувенирных лавок, есть мэрия, приходская церковь и даже кладбище. Особенность этого поселка — его дома и крепостные стены с башнями построены на песке!

    В самом начале Гран рю, почти у Королевских ворот, как раз и располагалась наша гостиница со знаменитым во всем мире рестораном «Мамаша Пуляр». Его история такова. В последней четверти XIX века, когда в аббатстве начались реставрационные работы, здесь поселился Эдуард Корруае, занимавший в то время пост главного архитектора Мон Сен Мишель. Ни один трактир не пришелся ему по вкусу, и поэтому он определил в трактирщицы свою кухарку Аннету Бутио. Вскоре она вышла замуж за некого Виктора Пуляра, и в 1888 году открыла трактир «Мамаша Пуляр». Несмотря на то, что здесь готовили вкуснейшие блюда из разнообразных продуктов, фирменным блюдом Аннеты Пуляр стал омлет . Этот факт легко объяснить. Он готовится легко и быстро. Для усталых путешественников это закуска в ожидании других блюд, для бедняков — основная еда. А во время постов и воздержания он — трапеза для всех. Рецепт омлета мамаши Пуляр держится в секрете. Однако цена на это омлет сейчас совсем не гуманная - 30-35 евро в зависимости от начинки. Ну и из личного опыта замечу, что несмотря на такие завышенные цены и в других ресторанах “за стенами крепости”, и обед, и ужин оказались не фонтан. Совсем не по-французски, что в общем-то и подтвердилось последующим просмотров отзывов в Tripadvisor.

    От главной улицы вверх отходят несколько узких переулков

    Кроме улиц и переулков интересно побродить по стенам крепости откуда открываются виды на городок и морской залив

    Дома в городке Мон Сен Мишель

    Мощные стены аббатства поросли мхом и лишайником, отчего еще более кажется, что эта крепость-монастырь - творение природы, а не человека.

    Естественно, ночуя внутри крепости утром на экскурсию в само аббатство можно попасть до того, как шаттлы привезут первых туристов с материка. Здесь, кстати, мы столкнулись c классическим «французским гостеприимством». С утра лил дождь и за десять минут до открытия, на лестнице под навесом, у входа скопилось с десяток человек ожидающих начала продажи билетов в 9:30. Минут за пять до начала появился какой-то начальник, выставил, всех из под навеса под дождь и протянул ленточку через лестницу, мотивируя тем, что не положено и повторяя как заклинание на ломаном английском: - This is not possible.

    Архитектура Мон Сен Мишель, как бы отображает средневековое европейское общество. На нижнем ярусе находится город, там жил класс работающих простолюдинов и крестьян. Выше, на среднем уровне расположены строения, предназначенные для класса защитников - рыцарей и королей. На вершине горы стоит аббатство, где обосновалось духовенство. Венчает аббатство высокий шпиль с золочёной фигурой Архангела Михаила.

    Точная копия фигуры со шпиля

    Экскурсии по аббатству начинаются в воротах защищённых маленьким замком, построенным в 1393 году аббатом Пьером Ле Руа. За ними начинается подъём по крутой лестнице, прозванной "Бездна"

    Бенедиктинцы мечтали, чтобы Мон Сен Мишель стал своеобразным гимном во славу Всевышнего. Однако расположить на вершине скалы огромное здание собора, которое могло бы вместить всех паломников, не представлялось возможным. В 1023 году началось строительство собора в романском стиле, законченное только к 1520 году в готике.

    Неф церкви.

    Окно церкви

    Вид на монастырскую церковь, колокольню и шпиль из клуатра (монастырского дворика с галереей) Ла Мервей. Взгляд невольно устремляется в небо.

    В 1204 году Филипп Август присоединил герцогство Нормандии, которое находилось с 1066 года под владычеством Англии, к Французскому королевству. Бретонские солдаты, выступившие на стороне Франции, подожгли Мон Сен Мишель. Постройки к северу от собора были разрушены. Однако благодаря щедротам Филиппа Августа на их месте за рекордные для того времени 17 лет были сооружены здания Ла Мервей (Чудо).

    Клуатр Ла Мервей , расположенный на выходе из церкви, идеальное место для молитв и размышлений. Он, как и другие сооружения Ла Мервей, был построен в начале XIII века за

    Колоннада клуатра в Мон Сен Мишель

    С высоты клуатра на восток хорошо виден второй гранитный остров залива - Томблен.

    Аббат жил в соприкосновении с паломниками, в то время как монахи укрывались в монастыре. С востока на юго-восточной стороне островаа поднимаются аббатские апартаменты, возводившиеся в XIII-XVI веках. Прямо под ними размещался гарнизон крепости.

    Аббат жил в соприкосновении с паломниками, в то время как монахи укрывались в монастыре. С востока на юго-восточной стороне острова поднимаются аббатские апартаменты, возводившиеся в XIII-XVI веках. Прямо под ними размещался гарнизон крепости.

    В время Великой Французской революции, когда аббатство служило тюрьмой, в здании Чуда размещалась фабрика по изготовлению соломенных шляп.

    Первые карцеры появились в аббатстве еще в XII веке. Сюда отправляли монахов, совершивших тяжкие преступления и тех, кого аббат отправлял под суд. В конце XV века по приказу короля Людовика XI небольшая часть аббатства была превращена в государственную тюрьму, «морскую Бастилию», как ее называли. Были сооружены чрезвычайно тесные камеры, где нельзя было ни встать, ни лечь в полный рост. Кроме того, заключенные были прикованы к стене цепью, которая звенела при каждом движении. Также были сооружены огромные клетки с торчащими вовнутрь кольями, где человек был, фактически, обездвижен. Как правило, заключенные умирали в течение года. В период с 1666 по 1786 годы в этой государственной тюрьме побывало 153 узника.

    В 1793 году революционеры объявили о закрытии монастыря и передаче имущества государству. Мон Сен Мишель, переименованный в Мон-Либре (Гора Свободы) превратился в тюрьму (тюрьма - Гора Свободы, ну что - вполне революционно.), просуществовавшую до 1863 года. За это время здесь побывало 14000 заключенных. На первых порах это были священники и крестьяне, противники Революции. Затем - политзаключенные и уголовники.

    В 1820 году, когда в аббатстве ещё была тюрьма, там было установлено колесо. С его помощью поднимали наверх пищу для заключенных. Аналогичные колеса применяли и в средние века для подъема различных грузов. Приводились в действие такие колеса с помощью лошади, которая, фактически, жила в колесе. Иногда использовались и заключённые.

    Груз поднимался цепью вот на таких салазках

    Которые двигались по каменным направляющим

    Сейчас помещения тюрьмы лестницей соединены с Залом Рыцарей, расположенном на следующем ярусе

    Он свое название получил в честь ордена Рыцарей Святого Михаила, основанного в 1469 году Людовиком XI. Это был рабочий зал для монахов. Предполагается что в нём были развешаны гобелены, делившие зал на маленькие отделения и изолированный проход через который гости попадали в церковь.

    Отапливался зал с помощью двух огромных каминов.

    Гостевой зал предназначался для знатных паломников, в том числе и королей. Здесь они делили трапезу с аббатом.

    Приём пищи у монахов является значимым событием для всей братии, поэтому зал, где всё происходит, был построен с соответствующими времени техническими и эстетическими новшествами. Толстые стены удерживают лёгкие круглые арки. Чтобы не ослаблять стену, окна сделаны узкими и глубокими. Во время молчаливых трапез, один монах читал Священное Писание с кафедры, расположенной на южной перегородки.

    В Трапезной нас наконец нагнала первая прибывшая с материка экскурсия. Это оказались китайцы.

    Минут десять их экскурсовод энергично щебетал, а потом всё таки нам удалось ухватить последний период перед наплывом основной волны туристов.

    Во второй половине дня, когда число посетителей достигло максимума, мы выбрались с острова.

    и отправились в соседнюю Бретань, в устричную столицу Франции, в городок на западном берегу залива Сен Мишель - Канкале.

    Пока не попадается на глаза что нибудь уникальное, неизвестное и супер-интересное мы продолжим прогуливаться по знаменитейшим . Есть вероятность что вы узнаете или увидите что то новое. Ну а если и нет, то все равно на такую красоту можно смотреть много раз:-)

    До появления возведенных человеком построек гора Сен-Мишель была лишь скалой с крутыми склонами, высотой в восемьдесят метров. Гранит, из которого она состоит, очень крепкий и не поддается эрозии уже в течение тысячелетий. Вокруг Сен-Мишеля простирался густой лес, который, как предполагают, назывался лесом Сисси. Со временем под напором моря лес исчез. По легенде, настоящий цунами - огромный вихрь воды и ветра изменил пейзаж в начале VIII века. Так гора Сен-Мишель вместе с соседним холмом Томбелен как бы отделились от континента, на время прилива превращаясь в остров. По песчаным берегам вокруг горы протекают три реки: Се, Селюн и Куэнон. Последняя является границей между Бретанью и Нормандией. Французская пословица гласит: "Куэнон сошел с ума, вот почему гора Сен-Мишель очутилась в Нормандии" .

    Во времена древних римлян Мон-Сен-Мишель еще не был островом. Мрачную необитаемую скалу, омываемую волнами Атлантики, называли тогда Могильной Горой — возможно, кельты использовали это место для своих захоронений. Друиды приходили сюда поклоняться заходящему солнцу, и римляне впоследствии еще долго сохраняли этот ритуал. В лучах погружающегося в море светила рождались ослепительные легенды: согласно одной из них именно на Могильной Горе был тайно похоронен Юлий Цезарь — в золотом гробу, в золотых сандалиях…



    В V веке часть берега опустилась под воду, Могильная Гора превратилась в остров, отделенный от материка почти шестикилометровой полосой моря. Лишь дважды в сутки, в отлив, море обнажало илистое дно и открывало опасный проход к острову.

    Собственная история Мон-Сен-Мишель началась в 708 году, когда одному епископу из городка Авранш явился во сне архангел Михаил и повелел построить на Могильной Горе часовню. Поначалу Обер — так звали епископа, позднее причисленного к лику святых, — был охвачен сомнениями: ни первое, ни даже второе явление архангела его не убедило. В третий раз архангел Михаил, вновь вторгшийся в мирный сон священника, был окружен грозным и величественным сиянием: повторив свой прежний приказ, он стукнул нерешительного нормандца лучистым перстом по лбу. Пробудившись ото сна, Обер нащупал на черепе вмятину и, уже не раздумывая, отправился к Могильной Горе.


    Чудеса сопровождали строительство часовни . Громадный валун, занимавший площадку на вершине горы, скатился вниз от прикосновения ноги ребенка. Каменистый остров посреди моря был лишен пресной воды. Но Святой Обер, уже ощутивший чудодейственное прикосновение архангела, ударил посохом о скалу, и из-под нее забил целебный источник. Да и сам Михаил, окруженный небесным сиянием, изредка являлся строителям темными, грозовыми ночами.

    В 966 году первых монахов заменили бенедиктинцы , придерживавшиеся обетов бедности, целомудрия, послушания аббату. Владения монастыря постепенно увеличивались благодаря финансовой помощи сеньоров Нормандии, Бретани, Италии и Англии. На вершине скалы была построена огромная церковь. В свободные от молитв часы монахи составляли, переписывали и изучали манускрипты по литературе, истории и наукам.

    В то время царствовала романская архитектура. Ее отличительные черты - мощные колонны и гигантские арки, поддерживавшие своды и остов. Для укрепления монастырских стен на склонах скалы были построены склепы-часовни.


    С тех пор как на Мон-Сен-Мишель поселились монахи-бенедиктинцы, тысячи людей стали приходить к острову, чтобы заслужить покровительство архангела Михаила — сокрушителя дьявола, охраняющего от зла. Многие гибли в зыбучих песках бухты, тонули в приливных волнах, так и не добравшись до заветной цели. Рассказывают легенду об одной женщине, которая на последнем месяце беременности отправилась в одиночку к Мон-Сен-Мишель. Выйдя на берег бухты и увидев впереди столь близкий и манящий силуэт Горы, она, поддавшись иллюзии, пошла через пески, но не рассчитала силы: расстояние оказалось слишком велико. Начался прилив.

    Ветер усилился, из-за Горы показались пенистые языки быстро приближавшегося моря. Женщина поняла, что погибает, легла на песок, приготовившись к смерти и умоляя Деву Марию о поддержке. Ревущее море сомкнулось вокруг нее, но — о чудо! — образовав подобие водяной башни, волны даже не коснулись бедной женщины. Оставаясь внутри этого чудесного «колодца», женщина разрешилась мальчиком и, когда море схлынуло, крестила своего младенца морской водой. Рыбаки, отправившиеся на поиски тела, были поражены, найдя ее целой и невредимой с ребенком на руках. В память об этом чуде, произошедшем в 1011 году, Гильдебер, тогдашний настоятель аббатства, установил в бухте громадный крест. Долгое время он возвышался посреди песка и волн, пока море не поглотило его...

    Бухта Мон-Сен-Мишель всегда славилась своими приливами — перепад между самым высоким и самым низким уровнями моря достигает здесь рекордной величины 15 метров. Из-за малых глубин и ровного дна море во время отлива отступает от берега на 15—20 километров, назад же возвращается обычно со скоростью пешехода — около 4 км/ч, хотя, говорят, кое-где при сильном попутном ветре эта скорость может вырасти и до 30 км/ч. Легенды о приливах, догоняющих всадника, рассказы о повозках, бесследно исчезающих вместе с лошадьми в громадных зыбунах, описания ужасной гибели путников, затянутых в мокрый песок, — чего во всем этом больше, правды или вымысла?


    Отлив в бухте всегда начинается как-то неожиданно: еще недавно всюду, куда ни кинь взгляд, плескалось белесовато-мутное море, как уже везде проступил такого же цвета песок, коварством которого были «загипнотизированы» почти все французские классики — от Гюго до Мопассана. Песок этот кажется вполне безобидным, пока не спустишься на его предательски зыбкую, всю в лужах от недавно отступившей воды поверхность. Дело в том, что песок бухты больше похож на ил, он плотен, когда высыхает, но, смешиваясь с водой, превращается в вязкую глинистую массу. Дно во множестве изборождено руслами речушек и ручьев — и именно они, по-видимому, и представляют реальную опасность. Потоки воды легко разжижают песок, и в руслах (а также и под руслами) даже небольших ручейков могут образоваться те коварные зыбуны, в которые рискует угодить излишне самонадеянный путешественник. И хотя сегодня вблизи Мон-Сен-Мишель уже не бывает столь драматических приливов, как раньше, мало кто рискует отправляться на прогулку по дну бухты, не зная «расписания» моря.

    За тысячу лет приливы принесли в бухту столько песка, что береговая линия продвинулась к западу почти на 5 километров, вплотную приблизившись к Мон-Сен-Мишель. Люди завершили этот процесс, построив в 1879 году дамбу, по которой теперь мчатся автомобили. Сегодня Мон-Сен-Мишель бывает настоящим островом только 2—3 раза в год, когда особенно сильные приливы захлестывают шоссе. Благодаря дамбе количество людей, ежегодно посещающих Мон-Сен-Мишель, превышает 2,5 миллиона, скоростные поезда TGV доставляют сюда из Парижа однодневных экскурсантов — но на самый верх Горы, где расположены церковь XI века и монастырь Ла-Мервей, поднимается не более трети всех прибывших.

    радиция паломничества к Мон-Сен-Мишель уходит корнями во времена cв. Обера, но и сегодня люди едут к Горе не только отдавая дань моде, — многие стараются задержаться здесь на несколько дней. Вечерами, когда Мон-Сен-Мишель покидают автобусы с туристами, улица Гранд-Рю, ведущая наверх, становится менее оживленной, пустеют залы монастыря. Эти предвечерние часы — лучшее время для знакомства с архитектурным ансамблем Мон-Сен-Мишель.

    Со времени основания несколько катастроф проверяли на прочность существование аббатства. В 922 году его поразил пожар, в 1103 году верхние части нефа церкви обвалились, в 1203 вновь огонь пытался разрушить монастырь. Другие катастрофы происходили от людей. Столетняя война между Францией и Англией вместе с эпидемией чумы опустошала земли. После разгрома французов в Азенкуре в 1415 году Нормандия перешла к англичанам. В 1423 году островок Томбелен был осажден англичанами. Осада Сен-Мишеля началась в 1424 году, когда англичане решили захватить непокорный бастион, защищенный крепостными стенами и морем, однако, попытки были неудачными. По периметру залива расположились войска, напротив Сен-Мишеля был построен небольшой форт, с моря островок заблокировала флотилия. На протяжении всей Столетней войны Сен-Мишель оставался единственной французской территорией в Нормандии, не захваченной англичанами.

    По легенде, выстоять монастырю помог Святой Михаил, явившийся Жанне Д"Арк и позвавший ее возглавить спасение Франции. Последняя попытка англичан взять крепость в 1433 году не увенчалась успехом, хотя в городе вспыхнул пожар, деревянные дома сгорели и были повреждены стены.

    Строительство монастырской церкви началось в 1023 году и продолжалось почти столетие. Башня и неф, выстроенные в романском стиле, сохранили первоначальный вид. Церковь поднялась высоко над Горой (привычного всем шпиля на башне, правда, еще не было) и сразу была атакована молниями. Каждые 25—30 лет на острове вспыхивали крупные пожары. А после того как в 1204 году Франция присоединила к себе Нормандию, строптивый Мон-Сен-Мишель был предан огню уже по воле людей.


    Старое аббатство полностью сгорело, и в 1211-м французский король Филипп II, желая, очевидно, искупить свой грех перед архангелом Михаилом и его сожженной обителью, начал строительство знаменитого аббатства Ла-Мервей (в переводе — «чудо»). Всего за 17 лет — срок невероятный для того времени — был создан архитектурный шедевр, считающийся ныне общепризнанным образцом средневековой готики.


    Поражающий своими размерами Ла-Мервей выстроен на узкой скале и поэтому, в отличие от других монастырей, имеет вертикальную структуру: он состоит из двух трехэтажных секций. Восточная секция, по замыслу создателей, предназначалась для удовлетворения телесных потребностей. На первом этаже располагался зал для наиболее бедных паломников, здесь они должны были жить и питаться. Над ними — в зале для гостей — аббат принимал и потчевал высокопоставленных персон, третий этаж представлял собой трапезную для монахов. В западной секции первый этаж занимала кладовая. На втором располагался Рыцарский зал, который со своими огромными печами фактически служил для обогрева монастыря.

    Этот зал, первоначально носивший название скрипториум, предназначался для работ с манускриптами, однако в нем было слишком темно, поэтому все рукописные работы монахи осуществляли в трапезной, где из необычно узких, высоких и близко расположенных окон лился ровный и ясный свет. Третий этаж в западном крыле занимала крытая галерея — своеобразный «приют спокойствия», предназначавшийся как для чтения и размышлений, так и для прогулок монашеской братии. Уникальная архитектура этой галереи, словно висящей между небом и землей, по выражению одного из летописцев монастыря, «позволяла Господу спуститься к человеку, не потеряв своего величия».

    Во время Столетней войны (1337—1453 годы) Мон-Сен-Мишель, который так и не был взят англичанами, вдохновлял на подвиги знаменитую Жанну д`Арк, а после войны его слава вышла далеко за пределы Франции. В этот период достигли своего пика труднообъяснимые массовые паломничества детей. Бросая дома и родителей, тысячи мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 15 лет направлялись к Мон-Сен-Мишель. Таинственный небесный зов собирал их со всей Европы — из Польши и Фландрии, Германии и Швейцарии. Они шли через Францию, выстроившись в колонну по двое, и скандировали: «Во имя Господа мы шагаем, к Сен-Мишелю мы идем!» Взрослые боялись им мешать. Так, отец одного ребенка, пытаясь остановить его, в сердцах воскликнул: «Именем дьявола заклинаю: вернись домой!» — и тут же упал замертво. Мать другого малолетнего «паломника», попытавшаяся силой удержать его, онемела и оглохла. Многие дети гибли в пути, замерзали от холода — родители пребывали в ужасе и растерянности. Наконец религиозные власти начали выступать с осуждением подобной экзальтации, а один германский теолог вообще назвал небесный зов, побуждающий детей к паломничеству, «гласом дьявола».


    В начале XVI века лицо города на горе изменилось. Наместник французского короля закончил строительство укреплений. Вход в городок защищали городские вороты, укрепленные рвом, подъемными мостами и опускными решетками. Тогда аббатство оказалось втянутым в религиозные войны. Его пытались захватить протестанты. Зная о неприступности крепости, они решили взять его хитростью. Переодевшись паломниками, гугеноты проникли внутрь, спрятали там оружие и напоили вином сторожей. Раскрывший намерения врагов аббат забил тревогу, и план протестантов не осуществился. Со временем монастырская жизнь ухудшалась, средств на реконструкцию зданий становилось все меньше. Позднее крепость превратилась в морскую тюрьму , куда короли ссылали непокорных аристократов, священников, политических деятелей.

    В 1469 году король Людовик XI учредил рыцарский орден архангела Михаила, а в 1472-м разместил в одной из самых сырых камер монастыря железную клетку для особо опасных преступников — адское изобретение кардинала Балю. Клетка представляла собой частокол из толстых деревянных прутьев, окованных железом, ее на цепях подвешивали к своду, так что при каждом движении узника клетка начинала раскачиваться. Попавшим в эту клетку несчастным надеяться было не на что — несмотря на усилия сострадавших им монахов, довольно скоро они сходили с ума и умирали от голода и холода. Клетка исправно служила французским королям на протяжении 300 лет, одним из последних в ней мучился Виктор Дюбур, журналист, осужденный в 1745 году за памфлет на Людовика XV. Дюбур умер спустя год после заточения, а в 1777-м жуткая клетка наконец была уничтожена. При Наполеоне монастырь служил государственной тюрьмой, и только в 1863 году тюрьму закрыли, а Мон-Сен-Мишель объявили национальным достоянием .


    В эпоху Французской революции монахи-бенедиктинцы были изгнаны из аббатства Святого Михаила, и остров стал называться "свободной горой". На самом деле происходило разграбление монастыря. Отсюда были вывезены романские витражи, а аббатство стало просто тюрьмой, принимавшей политических заключенных. Темница была упразднена во время Второй Империи, а в 1874 году Сен-Мишель стал "историческим памятником". С этого момента сюда стали приезжать новые путешественники - туристы. Тогда же сюда приехали бенедиктинцы, основавшие новое аббатство . Началась реставрация монастыря, последнюю важную деталь своего облика Мон-Сен-Мишель получил в 1897 году — башня собора была увенчана неоготическим шпилем и 500-килограммовой позолоченной фигурой Михаила-архангела.. В 1900 году началось строительство мола, открывшего путь в Сен-Мишель. В 1965-1966 гг. монастырь отпраздновал свое тысячелетие. В 1979 году Сен-Мишель был признан всемирным наследием ЮНЕСКО.

    Мон-Сен-Мишель виден издалека. Днем и ночью одинокий силуэт Горы, несущей на себе сказочный город, маячит над крышами аккуратных нормандских домиков. Устремленный в небо шпиль — будто грозящий перст Архангела. Может быть, он напоминает, что дух Мон-Сен-Мишеля остается таким же твердым и неприступным, как и сотни лет назад.

    Возвращение моря
    Дамба нарушила отлаженный природой приливно-отливный режим, и участки бухты вокруг Мон-Сен-Мишель стали заполняться песком и илом. Прежние заливные луга — польдеры — давно стали травянистым берегом, вплотную придвинувшимся к острову. Стада нормандских овец уже «осадили» стены исторического памятника, занесенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Чтобы вернуть Мон-Сен-Мишель его прежний, овеянный легендами, облик, в устье реки Куэнон, огибающей Гору, начато строительство приливно-отливного барьера. Новая дамба будет задерживать попадание ила в реку во время прилива и способствовать его выносу в Ла-Манш во время отлива. Таким образом, земли вокруг аббатства, постоянно находящиеся под водой, постепенно будут очищаться от осадочных пород. Дорогостоящий проект предполагается закончить в будущем году.
    При полностью открытых шлюзах дамба будет практически не видна. В дальнейшем, когда море вернется, старая подъездная дамба будет заменена пешеходным мостом, автомобильное движение по которому прекратится, а туристов, желающих посетить исторический памятник, будут доставлять на его территорию на специальном пароме.


    Соседний с Сен-Мишелем островок Томбелен , в переводе с французского означающий "маленькая могила", в свое время являлся скромным подобием соседнего аббатства. Там были построены монастырь и часовня, куда в поисках уединения отправлялись монахи. Постепенно он тоже превратился в крепость, в которой по преданию умерла невеста короля Артура Элен, однако позднее был разрушен по приказу Людовика XIV. Сегодня это пустынный остров.

    Прогулка по Мон-Сен-Мишель

    Постройки острова состоят из монастырских и светских строений. Все сооружения окружены крепостными стенами с дозорными башнями, возведенными в XV веке. Это свидетельство создания оборонительной системы аббатства. Башни, соединенные между собой дозорными путями, не возвышаются над крепостными стенами, а оказываются защищенными ими. В горизонтальных бойницах помещались бомбарды - гигантские пушки позднего Средневековья. На вершине горы расположилась церковь, строительство которой началось еще в XI веке. Неф церкви построен в романском стиле, часть собора была достроена в XV веке в стиле пламенеющей готики. Шпиль церкви увенчан золотой фигуркой архангела Михаила. В аббатстве стоит посмотреть галерею для прогулок монахов, зал Аквилона, апартаменты Робера де Ториньи. Этот аббат монастыря приказал построить помещения с видом на море. Здесь он принимал гостей, судил монахов.

    Интересным памятником является церковь Нотр-Дам-су-Терр , построенная в середине Х века, относящаяся к дороманскому периоду. Когда-то она находилась под открытым воздухом, затем были возведены ее своды, затем она была превращена в усыпальницу. Готическую часть аббатства Ла Мервей построили после разрушений XIII века, чтобы заменить монастырские здания романского периода. На нижнем этаже раздавали пищу беднякам, на втором в гостином зале аббат принимал влиятельных посетителей, выше располагалась трапезная. Прекрасным местом прогулок является крытая галерея - последний этаж Ла Мервея. Это место называют садом между небом и морем, так как из него открывается вид на океан. Аркады галереи украшены скульптурами из каенского известняка.


    Сен-Мишель, как и любой старинный французский город, имеет свой герб . На гербе аббатства изображена россыпь ракушек черного цвета, переплетенных геральдическими лилиями Франции. Ракушки напоминают о паломничестве, поскольку они являлись отличительным знаком пилигримов. Лилии говорят об опеке монастыря и крепости королем Франции. Иногда для украшения добавлялись жезл и митра, указывающие на сан аббатства, приравненного к епископству. Каждый аббат имел свой личный фамильный герб, который зачастую изображался на витражах церквей.


    Реликвии монастыря

    Аббатство Сен-Мишель славилось своими реликвиями - золотой статуей архангела Михаила, своими драгоценными старинными манускриптами. Коллекция насчитывает 203 манускрипта, 199 из которых относятся к эпохе Средневековья. С течением времени коллекция скудела. Во время обрушения библиотеки аббатства в 1300 году были похоронены некоторые манускрипты, большинство же реликвий было потеряно и разграблено во время французской революции. В 1882 году неизвестный посетитель в сутане унес требник XIV века. Сегодня двадцать манускриптов разбросаны по миру, так, романская библия в двух томах находятся в Бордо. 203 манускрипта составляют самую прекрасную коллекцию в Европе романской эпохи, являясь памятником искусства каллиграфии. Манускрипты составлялись в скриптории, комнате в аббатстве, в которой монахи получали познания не только в области теологии, но и философии, праве, истории, медицине, музыке и даже астрономии. Расцвет создания манускриптов пришелся на XI век. Однако вскоре, уже в XIII веке начался упадок. Монахи уезжали получать образование в Париж, и привозимые ими манускрипты составлялись светскими людьми. Манускрипты монахов Сен-Мишеля, оригинальные и единственные в своем роде, по праву считаются всемирным культурным наследием.


    Природа залива

    Многие приезжают в Мон Сен-Мишель не только для того, чтобы осмотреть достопримечательности, узнать историю монастыря и полюбоваться прекрасным видом на океан и континент со стен аббатства. Захватывающим зрелищем является прилив, амплитуда которого (а точнее, разница между уровнем отлива и уровнем прилива водном выбранном месте) считается самой сильной на всем европейском побережье Атлантики. За несколько часов морские волны пробегают несколько километров, и их скорость невероятна. Чтобы не пропустить час прилива, по приезде в Сен-Мишель стоит обратиться за справкой в туристическое бюро.

    Залив является уникальным природным заповедником. Здесь ежегодно выращивают 10 тыс. тонн мидий, а растительность занимает только 1% его площади, являясь, тем не менее, пастбищем для 10 тыс. овец. Сюда прилетают утки и другие птицы, питающиеся плодородным илом. В этой местности установлена "природная зона экологического значения". Залив является перекрестком миграционных путей, своего рода международным перевалочным пунктом для пепельных гусей, черных уток-турпанов. В водах залива появляются на свет 80 видов рыб, а также дельфины Риссо, серого окраса с небольшими крапинками на спинах, длина которых достигает 3,5 метров. Каждый год сюда приплывает около десятка морских котиков, чтобы вывести здесь свое потомство. Однако картина не столь идиллична. Сен-Мишель рискует окончательно слиться с континентом, поскольку строительство польдеров для нужд сельского хозяйства и животноводства значительно ускоряет наступление песка. В 1997 году премьер-министр Франции Лионель Жоспен утвердил программу по восстановлению в заливе первоначального окружающего ландшафта. Цель - остановить разрастание так называемых естественных прерий.


    Французы говорят, что все дороги ведут к этому чуду архитектуры. Из Парижа до Сен-Мишеля можно добраться на скоростном поезде TGV или на машине до Ренна, затем по дороге в направлении Dol-de-Bretagne. Ежегодно Сен-Мишель посещает около миллиона туристов, сюда приезжают на поезде, на автомобиле и на автобусах. Автомобильная стоянка невелика, а желающих остановиться очень много. Взобравшись на гору, можно увидеть тысячи машин и автобусов. Вход на территорию монастыря платный, для детей до 12 лет бесплатный. Монастырь открыт для посещения круглый год за исключением некоторых праздничных дней (1 января, 1 мая, 1 ноября, 11 ноября и 25 декабря). На горе Святого Михаила есть кафе, работает 25 сувенирных магазинчиков и три музея - морской музей, археологический музей и музей истории. Остановиться можно на континенте и в самом Сен-Мишеле.

    Тем, кого поразит вид горы Сен-Мишель днем, стоит задержаться здесь до темноты. Ночью остров становится еще более загадочным. Говорят, что ночи горы Сен-Мишеля прекрасней его дней. Линии неба, земли и моря сливаются, пейзаж озаряется лунным светом. Днем можно оценить архитектурные и исторические достоинства, ночью - духовные. В программу экскурсий включена также ночная прогулка по острову.

    Чтобы попасть к комплексу зданий аббатства, нужно дойти до конца Grande rue и затем подняться по каменной лестнице. Большую часть помещений можно осмотреть самостоятельно, но в стоимость билета включена часовая экскурсия (на французском и английском языках). В день бывает 5-6 экскурсий. Последняя начинается за полчаса до закрытия.


    Планировка аббатства нетипична. Она изначально определялась формой скалы и дефицитом строительных площадей. Монахи вынуждены были разместить элементы архитектурного комплекса друг над другом. Вершиной этого своеобразного средневекового "небоскреба" стали церковь аббатства и группа зданий Ла-Мервей (Чудо). Строительных материалов на скале тоже не было. Камни и кирпичи привозили сюда морем во время приливов, а потом с помощью веревок втаскивали на вершину.

    Поднявшись по крутой лестнице к входу в аббатство, попадаем в караульный зал (зал стражи) , где находятся кассы и информационные стенды. Далее, следуя указателям коричневого цвета, поднимаемся по лестнице Гран-Дегре на террасу Со-Готье , а затем на западную террасу. Она появилась в XVIII в. после того, как в пожаре погибла часть аббатской церкви. С террасы открывается вид на залив, остров Томблен и архипелаг Шозе, где брали гранит для постройки монастыря. Каждый год 8 ноября (св. Михаил - осенний) с террасы можно наблюдать, как солнце садится за гору Доль. По преданию, в этот день святой Михаил сражался там с драконом.

    Отсюда же хорошо виден шпиль колокольни (1867, неоготика, копия колокольни собора Нотр-Дам в Париже), увенчанный позолоченной фигурой Архангела Михаила (скульптор Фремье).

    Церковь аббатства (Eglise Abbatiale, XI век, месса ежедневно в 12.15) построена на вершине утеса на высоте 80 м над уровнем моря. Ее трансепт опирается на скальную породу, а неф, хор и трансепты поддерживаются массивными стенами монастырских сооружений, расположенных ниже. Трансепт ориентирован так, что 8 мая (св. Михаил - весенний) солнце восходит точно за алтарем и движется по небу вдоль главной оси храма.

    Классицистический фасад пристроили в 1763 году. У входа обратите внимание на каменный резной греб Мон-Сен-Мишель - 10 ракушек (гребешки) и 3 королевские лилии. Неф церкви выполнен в романском стиле, причем южная стена сохранилась с 1084 года, а северная построена после того, как неф рухнул в 1103 г. Свод нефа изначально был плоским, а современный деревянный построили в XV веке. Место, где хор соединяется с нефом, приняло окончательный вид лишь в XIX веке: купол средокрестия (архитектор Петигран) с отверстием, откуда в полдень на алтарь падает луч солнца, покоится на четырех колоннах. Романский хор рухнул в 1421 году, поэтому в XV веке на его место построили новый хор в стиле "пламенеющей готики". За основу взяли хор руанского аббатства Сен-Уэн.


    03.


    04.


    05.

    07.


    08.


    09.

    10.
    Из галереи прямой, освещённый светильниками ход вёл к седьмым воротам. За ними располагался Верхний двор, знаменитый водоём с фонтаном и Белая башня, построенная в 1900 году Т.Э. (перестроена в 2698 году Т.Э.), в которой хранился палантир. (с)

    11.





    Пройдемся виртуально вокруг замка! Нажимайте на картинки ниже

    Франция: Церковь Сен-Мишель д’Эгиль (Saint-Michel d’Aiguilhe)

    Городок — Ле-Пюи-ан-Веле (Le Puy-en-Velay). 269 ступеней ведут наверх, к выступу скалы на вершине горы вулканического происхождения Тут находиться Церковь Сен-Мишель д’Эгиль (Saint-Michel d’Aiguilhe) .


    Первоначально здесь находилась капелла, сооруженная в 961 году в каролингском стиле, — квадратная капелла с тремя апсидами; позднее она была превращена в хор романской церкви. Эта церковь была пристроена к капелле в XII веке и заняла всю оставшуюся часть скалы. Ее строителям пришлось приноравливаться к особенностям местности, и потому церковь получилась почти овальной в плане. Капители несущих колонн и даже фасад церкви изобилуют рельефами.

    Какой то подробной исторической информации в интернете почти нет.

    Часовня была построена в 962 году на руинах древнеримского храма бога Меркурия.В последующие времена часовня, сооруженная на почти 100-метровой скале (если быть совсем точными - высотой 82 метра), находящейся посреди городка, была неоднократно перестроена, а сейчас Ле-Пюи-ан-Веле часто выступает в роли отправной точки т.н. «христианского туризма» - паломничества в знаменитый Сантьяго-де-Компостела в Испании. Чтобы добраться до часовни, надо преодолеть 268 достаточно крутых ступеней.

    Вот как описывает это место в своем романе Катрин Бенцони:

    «Пюи-ан-Веле! Город, разливавшийся подобно гигантскому разноцветному потоку от портика великолепной романской церкви с ее короной из башенок и куполов. Катрин и брат Эйсебиус некоторое время созерцали это удивительное зрелище, открывшееся их глазам. Изумленный взгляд Катрин переходил от святого холма, древнего Мои Ани, выделявшегося на фоне голубого неба, к стоявшей близ него огромной скале, а затем к находившейся неподалеку вулканической вершине Сен-Мишель-д’Эгиль, которая, подобно персту, была гордо устремлена в небеса и увенчана маленькой часовней. Все в этом странном городе, казалось, служило Богу. Все пришло от него и возвращалось к нему… Пройдя через ворота и направляясь к центру города, путешественники были поражены ярким убранством царившей здесь суматохи. На крышах домов развевались знамена и вымпелы, из окон, выходящих на улицу, свисали длинные полосы цветного шелка и гобеленов. Катрин с удивлением увидела группу шотландских стрелков, пробиравшихся сквозь толпу.

    - В городе что-то празднуют, — сказал брат Эйсебиус, молчавший весь день, — но что?

    Катрин промолчала. Она сочла, что нет необходимости отвечать ему, но все же окликнула мальчишку, пробегавшего мимо с кувшином по дороге к источнику.

    - Что означают все эти знамена, шелковые полотнища и вся эта суматоха?

    Паренек взглянул на Катрин карими глазами, весело блестевшими на живом веснушчатом лице, и вежливо сиял свою зеленую шляпу.

    - Господин наш король въехал в город позавчера вместе с мадам королевой и всем двором, чтобы помолиться нашей Богоматери и провести здесь Пасху перед поездкой в Вьенну, где собираются Генеральные штаты. Вам трудно будет найти себе жилище. Все гостиницы переполнены из-за того, что сегодня должен приехать монсеньор коннетабль…

    - Король и коннетабль? — спросила Катрин с удивлением. — Но они же в ссоре!

    - Точно! Наш король избрал собор местом, где намерен снова вернуть ему свою благосклонность. Они проведут сегодня вместе пасхальные бдения.

    - А пилигримы собираются здесь для путешествия в Компостслу?

    - Да, милостивая госпожа. Странноприимный дом у собора полон ими. Вам нужно поторопиться, если хотите присоединиться к ним.

    - Все пилигримы снаряжаются в лавке мэтра Крауза. У него можно купить самую прочную и лучше всего сделанную одежду…

    - Спасибо, — прервала Катрин, заметив, что обычно ничего не выражающие глаза брата Эйсебиуса с любопытством устремлены на нее. — Нам нужно идти, чтобы найти себе приют.»