• Путешествие в антарктиду в феврале. Круиз в Антарктиду

    Южный полюс, несмотря на "теплое" название, кажется холодным и неприступным в любое время года. Шестой материк, как и столетия назад, не слишком приветствует гостей, но сегодня шанс отправиться в путешествие в стал для поклонников вечного холода и экстремальных туров вполне реальным. Если все остальные удивительные места на планете вы уже успели повидать, такая поездка может стать самым запоминающимся приключением на долгие годы. Тем более, что после поездки в край вечных льдов, путешествия к теплым морям приобретают особый смысл и вызывают новую гамму ярких и позитивных эмоций.
    В течение туров в Антарктику их участники совершают экскурсии к водопадам и наскальным птичьим базарам, фотографируют айсберги и лежбища морских млекопитающих. При желании, можно забронировать полет на воздушном шаре, сходить в поход на лыжах и снегоходах, переночевать в палатке и погрузиться под лед шельфовых ледников. Ученые, исследующие материк, принимают гостей на научных базах и рассказывают о своем быте.

    Не только самолетом можно долететь

    Достичь Антарктиды можно по воздуху или морю:

    • Самолеты отправляются из городка в и приземляются на Южных Шетландских островах, которые, согласно Договору об Антарктике, не принадлежат территории ни одного государства. Острова отделены от Антарктиды проливом Брансфилд, а от Южной Америки – проливом Дрейка. На архипелаге туристы пересаживаются на круизное судно и продолжают путь к берегам материка на нем.
    • Морские круизы организованы из чилийской , самого южного города планеты, и из . Отправившись из Чили, пассажиры судна проводят в путешествии от недели до двух, в зависимости от программы круиза и преодолевают расстояние примерно в 490 морских миль. Плавание от берегов Новой Зеландии самое продолжительное и дорогостоящее. Суда отправляются из Литтлтона и и проходят около 3000 км.

    Из Пунта-Аренаса организовано два вида туров в Антарктиду – однодневный и двухдневный. Стоимость их составляет около 3000$ и 4000$ соответственно.
    Экспедиционные суда, представляющие собой переоборудованные ледоколы, вмещают около 100 пассажиров, размещаемых в различного типа каютах. К услугам туристов – спортзал, бассейн, сауна и комнаты отдыха. Связь с большой землей поддерживается с помощью Интернета и спутниковой телефонной связи.

    Выбираем крылья

    Добраться до столицы Чили из можно лишь с пересадками в . Авиасообщение пока не соединяет напрямую столицы двух стран:

    • Билеты на борт British Airways, Iberia или Air France будут стоить не меньше 1000$. Рейсы обычно имеют две стыковки и сделать пересадку пассажирам предстоит в , и , а затем в .
    • Дельта летает через и , но для такого путешествия потребуется виза .

    Немного снизить расходы удастся, если планировать поездку заблаговременно. Специальные предложения авиакомпаний часто включают в себя перелеты по сниженным ценам. Впрочем, путешествие в Антарктиду так или иначе потребует основательного и неторопливого подхода: несмотря на дороговизну туров, все свободные места на круизных лайнерах и бортах, переносящих пассажиров через пролив Дрейка, оказываются раскупленными на пару сезонов вперед.
    Из туристу предстоит перелететь в Ушуайю или Пунта-Аренас. Цена вопроса – от 400$ и 200$ соответственно. Время в пути составит около 4 часов.

    Ночевка на научной станции

    Купившие двухдневный тур в Антарктиду туристы останавливаются на ночлег на чилийской научно-исследовательской станции. Импровизированный "отель" оборудован двухъярусными просторными кроватями, санузлом и столовой. Условия довольно спартанские, но учитывая, где расположена гостиница, постояльцы оказываются очень довольны.

    Полезные подробности

    • Переменчивая погода в Антарктике и чилийской Патагонии часто диктует свои условия и ломает график. Именно поэтому, планируя путешествие в Антарктиду, имейте достаточный запас времени для пересадок и стыковок.
    • Ожидая вылет в Антарктиду, из Пунта-Аренаса вы можете отправиться в национальный парк Торрес дель Пайне или к колонии магеллановых пингвинов.
    • Мобильные телефоны в Антарктиде работают. Чилийский оператор поддерживает связь на большой территории и все точки, куда привозят туристов, попадают в зону покрытия.
    • Не забудьте дополнительные аккумуляторы для телефона и видео- и фотокамер – на холоде батареи разряжаются очень быстро.

    Идеальное путешествие в Антарктиду

    Расположенный в Южном полушарии континент становится немного теплее в период с ноября по март, когда в Антарктиде наступает лето. В это время солнце почти не заходит за горизонт и на Южном полюсе устанавливается полярный день. Температура воздуха на побережье материка достигает вполне комфортных для туристических экспедиций значений. Днем воздух прогревается до +5°С, а ночью ртутные столбики останавливаются около –10°С. Внутренние районы Антарктиды – зона вечного мороза и даже летом термометры редко показывают больше –20°С.

    Февральское путешествие в Антарктику для сильных духом путешественников — отличная возможность проверить свою закалку.

    Опции антарктического путешествия

    • КОГДА —
    • КАК ДОБРАТЬСЯ: В Антарктику можно добираться на самолете, купив билет на один из коммерческих латиноамериканских рейсов. Помимо этого до ледового континента можно доплыть на корабле, который отплывает с юга Аргентины.
    • ТРАНСФЕР — нет
    • ТРАНСПОРТ: В арсенале суден, которые занимаются перевозкой пассажиров на континент, есть специальные надувные катера. Непосредственно на них выгружаются пассажиры из лайнера и добираются до берега. Передвигаться по самой Антарктике можно пешком или же на санях. В любом случае необходимо получать специальное снаряжение.
    • ПОГОДА: В Антарктике вас ждут сильные перепады температур. К этому нужно быть готовым, поэтому на спецодежде экономить не стоит. Самая комфортная и приемлемая погода здесь в феврале месяце. В серединке зимы температура не опустится ниже -5°С.
    • ГДЕ ПОБЫВАЕМ - Огненная земля, Ушуая, пролив Лемейра, залив Парадиз, мыс Горн, пролив Дрейка, ущелье Дрейка.
    • ЭКСКУРСИИ - по программе тура
    • ЖИЛЬЕ И ПИТАНИЕ: Некоторые круизные лайнеры делают кратковременную остановку в Антарктиде для общего ознакомления, но в целом это место не слишком популярно, поэтому гостиниц и жилищ здесь вы не найдете. Максимум что вам могут предложить – временное пребывание с размещением в небольшом самодельном лагере.

    Антарктика – место, где можно слиться с природой!

    Каждый, кто хотя бы раз в жизни посещал – не забудет ее никогда. Впечатления от экскурсии настолько насыщенные, что словами его так просто не описать. Круиз позволяет каждому желающему своими глазами увидеть и почувствовать невероятные природные чудеса. Самой живописной и красочной считается северная часть континента. Именно там можно повстречать огромных китов, а также много угрожающих айсбергов. На что действительно интересно и забавно посмотреть, так это на лежбище морских котиков. Увидев такое, вы явно не останетесь равнодушным к этим милым и слегка неуклюжим существам.

    Отчаянные любители приключений непременно должны в своей жизни отправиться в подобное путешествие, которое сможет подарить огромное количество положительных эмоций. Процесс высадки на берег тоже весьма интересный и увлекательный, потому как вы совершаете морскую прогулку от комфортабельного лайнера до берега. Вид идеальных ландшафтов, сопровождающийся увлекательными рассказами экскурсоводов запомниться вам до конца жизни. Отправляясь в такое путешествие в феврале месяце, вы будете иметь уникальную возможность своими глазами увидеть лохматых птенцов пингвинов. Однако в любом случае побывав в Антарктиде можно увидеть папуанского пингвина. Забавно, что его повадки очень напоминают человеческие, поэтому наблюдать за ним само удовольствие.

    Если вы захотите увидеть разноцветных королевских пингвинов, то придется попотеть, так как надо пробраться в совсем труднодоступные места. Снимки таких птиц просто великолепные. С ноября и по март месяц в Антарктике лето. Именно тогда мы можем отправиться с группой на экскурсию. Величественные виды стоят запрашиваемых денег и вашего внимания. Дикий край невероятно красив в феврале месяце. Соответственно в этот месяц поездки самые дорогие.

    В Вашингтоне 1-го декабря 1050-го года был принят международный договор. Согласно его содержанию, Антарктикой управляло двенадцать стран, а все решение в ее отношении принимались путем коллегиальных решений. На сегодняшний момент членами управляющей структуры является тридцать восемь стран. К управляющим государствам может присоединиться и РФ, потому как именно эта страна открыла миру материк Антарктида.

    • Погода в Антарктике, ну уж очень нестабильна, поэтому подберите несколько разных комплектов одежды.
    • Воды в проливе Дрейка нечасто можно увидеть спокойными, потому лучше иметь заранее при себе средство от морской болезни.
    • Следует позаботиться о своевременном предзаказе билетов, так как раннее бронирование обеспечит вам скидку.
    • Некоторые туроператоры выдают клиентам качественные, специальные утеплённые куртки - парки.

    На краю земли

    День 1 — Огненная земля, Ушуая

    После прибытия в Ушуаю и заселения в каюту корабля прогуляемся по городу, уделив время посещению Национального парка Огненной Земли — Тьерра-дель-Фуэго.

    День 2 — ущелье Дрейка

    С борта катера мы можем наблюдать за самыми разными птицами - буревестниками, жадными крикливыми чайками. Возможно, нам
    даже встретиться альбатрос. Ущелье Дрейка известно своим прекапризным нравом, но если нам повезет, то волны будут спокойными.

    День 3-6 — Антарктида, пролив Лемейра, залив Парадиз

    Высаживаемся на материк и видим колонии пингвинов. При благоприятствующей погоде мы можем сделать остановки на островках, где есть папуанские пингвины, и насладимся вулканичнескими ландшафтоми скалистого Хаф-Муна. Ещё полюбуемся заливом Парадиз и проливом Лемейра.
    Потом остановка нас ждет у чилийской исследовательско-научной базы, где найдём множество новых интересных сведений.

    День 7 — мыс Горн, пролив Дрейка

    На обратном пути огибаем мыс Горн - место соединения и океанов, и вновь пройдём по проливу Дрейка. Экскурсовод расскажет нам историю о полярнике-легенде Эрнесте Шеклтоне и многие другие интересные факты.

    День 8 — сборы домой, шопинг

    Перед вылетом до Буэнос-Айрес мы еще успеваем приобретать сувениры в местных магазинах. Пусть они всегда будут памятью о поездке на суровый материк Антарктики.

    Надеюсь, мой отзыв о поездке в Антарктиду будет кому-то полезен, я попытаюсь передать атмосферу и незабываемые впечатления, которые захватывают всех участников Антарктической экспедиции. И очень хочется, чтобы кто-то загорелся этим уникальным путешествием и осуществил свою мечту.

    Во-первых, очень важно выбрать судно и оператора, на котором вы совершите круиз. Так как именно от этого будет зависеть исход всего путешествия. Благо вариантов сейчас множество и на любой кошелек. Это и суда класса люкс (Sea Spirit, Ocean Diamond, Silver Explorer), и настоящие экспедиционные суда (Ortelius, Plancius, Ocean Nova), и суда так называемого эконом класса (например, Ushuaia, Polar Pioneer…), на которых я бы не рекомендовала совершать путешествия, т.к. отзывы туристов и соотношение цена-качество желают лучшего. А уж такое путешествие, как в Антарктиду, должно запомниться только самыми положительными эмоциями. Поэтому рекомендую выбирать операторов, имеющих многолетний опыт и профессиональную экспедиционную команду.


    Во-вторых, выбор времени вашего путешествия в Антарктиду также имеет значение. И дело не только в ценах на круизы. Понятно, что в самый пиковый сезон (декабрь –февраль) стоимость выше, здесь еще играет фактор Новогодних каникул. В начале сезона (ноябрь – начало декабря) природа только просыпается, ледовая обстановка еще сложная, не всегда суда могут зайти в маленькие бухты, детеныши пингвинов еще не вылупились. В конце декабря – начале февраля солнечных дней гораздо больше, айсберги сияют, снег слепит глаза, уже можно наблюдать милых пушистых детенышей пингвинов. А под занавес Антарктического сезона (конец февраля – март), хотя погода и не всегда радует солнечными деньками, зато с палуб судна вы можете наблюдать китовое сафари. Снег во многих бухтах уже подтаял, появилось много отколовшихся айсбергов, детеныши пингвинов подросли и показывают свой бойкий характер, а моржи и морские тюлени без всякой боязни позируют перед туристами. Конечно, погоду предугадать невозможно, особенно в Антарктике, иногда природа подкидывает сюрпризы (как приятные, так и не очень), но все же нужно понимать что ожидать, хотя бы примерно.


    Мой круиз в Антарктике был в середине марта. Честно скажу, что ожидала я худшего: шторма баллов 10 в проливе Дрейка, постоянного снега, шквалистого ветра и занудных пенсионеров на борту, но все оказалось с точностью наоборот! Ну может, кроме шторма на обратном пути (и то, конечно не 10 баллов). Ну покачало немного, врач на судне всех накормил таблетками, зато выспалась на славу. Кстати, очень рекомендую запастись таблетками от укачивания заранее. Причем, не везти их из России, а купить местные в Ушуайе. Они намного действенней и лучше помогают!
    Поскольку круиз был один из последних в сезоне, то и цена была низкая, и на судне почти одна молодежь! Это меня сильно удивило, т.к. я ожидала увидеть состоятельных американских бабуль и дедуль. Оказалось, что в основном симпатичные австралийцы, англичане и американцы возраста 25-40 лет. Наша русская группа не подкачала. Атмосфера была очень приятная и доброжелательная. Экспедиционная команда делала все возможное, чтобы высадки были как можно чаще. Приятно удивило еще и то, что в команде корабля были русские. Так что индивидуальная экскурсия по судну и морские байки нам были обеспечены. Жалко конечно, что так и не удалось искупаться на о. Десепшен из-за сильного тумана, но до последнего момента надежда не покидала.


    После двух первых дней в проливе Дрейка, где нас развлекали только киты, первые скалы с ледяными шапками и дрейфующие айсберги казались чем-то необыкновенным. Наконец-то земля! Первую высадку на берег мы ждали как манны небесной. Сколько было радости и восторга при виде пингвинов! Все радовались как малые дети, позировали, заигрывали. Но члены экспедиционной команды жестко следили за тем, чтобы, ни в коем случае не дотрагивались до них. Правила поведения на Белом континенты должны быть строго соблюдены туристами!


    После пары высадок многотысячные колонии пингвинов нас уже не приводили в телячий восторг. Все привыкли к ним и воспринимали как должное. Ну пробежал пингвиненок у тебя под боком, ну и ладно, пусть бежит дальше. А вот морские леорпарды – это что-то новенькое! Да еще на восхитительном бирюзовом айсберге! Во время круизирования на зодиаках мы так близко к ним подходили, что могли рассмотреть во всех деталях. Для фотографов это был рай!




    Еще один совет для тех, кто туда поедет: после высадки не забудьте захватить с собой на борт судна кусочек чистейшего айсберга. Экзотический коктейль в баре вам обеспечен.
    Еще существует один миф о том, что в Антарктиде постоянно -50 градусов. Конечно, в глубине континента оно так и есть, но круизы осуществляются только вдоль Антарктического полуострова и только «летом» (т.е. нашей зимой), когда температура около 0-5 градусов. Так что не нужно запасаться пятью кофтами и двумя пуховиками, чтобы там комфортно находиться. Ну а если уж вы решите забраться на гору, чтобы сфотографировать восхитительный вид, то вам придется и вовсе попотеть. В общем, не стоит пугаться зверского холода и закупаться спецодеждой. Всем туристам выдают утепленные резиновые сапоги для высадок, а некоторые операторы дарят фирменные полярные куртки.


    Те, кто коллекционируют печати в загранпаспорте, будут приятно удивлены необычному штампу с пингвином. Это вполне официальная печать о посещении Антарктики. Проставляется она в порту Локрой. Так что не забудьте захватить с собой на высадку паспорт!
    Думаю, что пора закругляться, т.к. писать об Антарктики можно бесконечно. Вспоминая сейчас экспедицию, я проживаю все эмоции снова и снова. По фотографиям невозможно оценить весь масштаб, красоту, тишину, дух и атмосферу такого далекого и сурового континента. Желаю всем один раз там побывать, и Антарктика навсегда останется в вашем сердце.



    Наверное, было бы уместно начать повествование об этом путешествии словами "я давно мечтал когда-нибудь попасть в Антарктиду, и вот одажды эта мечта сбылась...". Но это было бы неправдой: я никогда об Антарктиде особенно не мечтал. Просто однажды подумал: а почему бы не поехать в Антарктиду? И поехал.

    Ежегодно Антарктиду посещают около 20 тысяч туристов со всего мира. Это совсем немного, если сравнивать с другими местами планеты. Практически все туристы попадают в Антарктиду на круизных судах - в основном на небольших судах для экспедиционных круизов. Круизные суда посещают несколько точек на Антарктическом полуострове - это, если смотреть на карту Антарктиды, длиный отросток от материка, который тянется в сторону Аргентины. Некоторые круизы выполняются на настоящих ледоколах, и в этом случае туристам предоставляется возможность попасть и в другие точки Антарктиды, или даже обойти вокруг нее. Но это занимает много времени и стоит очень больших денег.

    Выбор судов, на которых можно отправиться в Антарктиду, довольно широк. Я остановился на Maco Polo. Во-первых, потому что это - бывший "Александр Пушкин", советский трансатлантический лайнер, один из немногих сохранившихся до наших дней трансатлантиков. Во-вторых, меня устроила цена. Считается, что круизы в Антарктиду чрезвычайно дороги. Это не совсем так. 9-дневный круиз на Marco Polo стоил от 2399 евро во внутренней каюте, что безусловно дороже, чем обычный морский круиз подобной продолжительности, но значительно дешевле, чем это принято считать.

    Некоторых путешественников пугает необходимость совершать длительные перелеты. Вот здесь я ничем и никого успокоить не могу: дорога к месту начала круиза очень длинная. Лететь надо в самый южный город мира, аргентинскую Ушуайю, расположенную на Огненной Земле. Это южная оконечность Южной Америки. От момента, когда я вышел из дома в Санкт-Петербурге до момента, когда я переступил порог гостиницы в Ушуайе, прошло больше сорока часов. Все это время я провел в самолетах и аэропортах, пересаживаясь в Домодедово, Мадриде и Буэнос-Айресе. Это четыре полета, один из которых продолжительностью более двенадцати часов, и многочасовые ожидания следующего рейса в промежуточных аэропортах. Никакой возможности нормально поесть, нормально поспать. Для многих подобный опыт стал бы мучением. Но, как напишут историки через сто лет, "другого способа добраться до другого конца Земли в то время еще не было".

    В Буэнос-Айресе лето. Но я здесь, в лете, ненадолго. Этот самолет унесет меня в прохладную Ушуайю:

    Три с половиной часа полета между Буэнос-Айресом и Ушуайей. Прекрасная погода, местами живописные виды. Справа - береговая линия, слева - Атлантический океан. Мне в этот раз не досталось места у окна. Но заход на посадку в Ушуайе все же снял как мог - очень уж там красиво:

    Ушуайя - маленький городок на краю света. Подробнее нам предстоит познакомится с этим городом на обратном пути, тогда же я о нем расскажу. В Ушуайе я второй раз. Первый раз я был здесь ровно шесть лет назад во время круиза вокруг Южной Америки. Впечатление от города тогда испортило то, что я позвонил на работу и мне рассказали, как там дела. Никогда так не делайте! Отдыхаете, так отдыхайте. Но я был молод и неопытен, и поэтому узнал о срыве контракта со шведскими партнерами. И расстроился. Какой уж тут отдых. Так что Ушуайя тогда не произвела на меня особого впечатления. Но сейчас я с большим удовольствием, бросив вещи в гостинице, прогулялся по городу и поужинал в прекрасном местном ресторанчике. Суп из местного морского краба, сочный стейк, много пива! Все это с видом на море. Ну разве не стоило из-за этого сюда столько лететь?

    Все, теперь, пожалуй, можно пойти в гостиницу спать. Не об этом ли я мечтал все последние сутки?

    Утро выдалось дождливым.

    До посадки на Marco Polo - несколько часов. Чем их занять? Для меня нет лучшего варианта, чем круиз, пусть мини-круиз, пусть в преддверии большого круиза. В утренние часы из Ушуайи на экскурсию по проливу Бигль отправляются несколько прогулочных катамаранов. Я занимаю место в одном из них.

    При отправлении любуюсь Ушуайей и портом. Слева - теплоход Marco Polo, на котором мне предстоит посетить Антарктиду.

    В салоне оживленно:

    Здесь же работает небольшое кафе:

    Пролив Бигль соединяет Тихий и Атлантический океаны, и находится южнее Магелланового пролива. По проливу Бигль проходит граница между Аргентиной и Чили. Его длина составляет 180 километров, а ширина меняется от четырех в самом узком месте до четырнадцати километров. В проливе расположено множество небольших островков. Некоторые из них плотно заселены птицами и морскими котиками. К одному из таких островков мы приближаемся:

    Здесь живут птицы, похожие на пингвинов, но ими не являющиеся. Это прекрасные ныряльщики, они легко достигают глубины 80 метров.

    На этом, а также на соседнем островах, живут морские котики:

    Мы их немного потревожили своим приближением.

    Неподалеку виднеется одинокий маяк - как его называют, "маяк на краю света". Сооруженный в 1919 году, маяк полностью автономен и работает на солнечной энергии:

    К полудню возвращаемся в Ушуайю. Сегодня здесь собрались очень достойные и яркие представители мирового экспедиционного круизного флота. Вот стоит Explorer II, построенный в 1992 году в Николаеве, Украина. Ранее он был известен под названием Minerva, и побывал во многих удаленных уголках мира.

    А это - самое новое экспедиционное судно, норвежский Fram. Он предназначен для экспедиций в арктических и антарктических широтах, но при этом строился с возможностью работы и на норвежской береговой транспортной линии Hurtigruten. Летом "Фраму" предстоят интересные круизы вдоль побережья Гренландии до границы льдов, а сейчас у него антарктический сезон.

    Ocean Nova раньше работал под именем Sarpik Ittuk на гренландской транспортной линии и соединял между собой поселки Гренландии. После реконструкции теплоход получил новое имя и стал чисто экспедиционным круизным судном. Ocean Nova - совсем маленький теплоход, и это позволяет ему заходить в небольшие бухты и проливы, куда не могут зайти более крупные суда.

    Что ни судно, то свой характер, своя судьба. Огромный контраст с массово строящимися в наши дни одинаковыми мегалайнерами. В этой компании очень достойно смотрится Marco Polo, бывший советский трансатлантический лайнер "Александр Пушкин", который уже больше пятнадцати лет работает на необычных круизных маршрутах по всему миру. Три месяца в году с декабря по февраль "Марко Поло" традиционо проводит в антарктических круизах.

    Посадка и все сопутствующие ей формальности заняли не более пяти минут, и вот я уже в своей каюте:

    В 20.00 "Марко Поло" попрощался с Ушуайей и взял курс на запад, в сторону Атлантического океана, к выходу из пролива Бигль.

    Погода в проливе стояла пасмурная, шел редкий дождь, но это не омрачало радостного настроения на борту. Ведь совсем скоро нам предстоит встреча с одним из самых загадочных мест на Земле - Антарктидой. Ночи в это время года здесь светлые, температура - около десяти-пятнадцати градусов тепла. Не так и плохо для "края света".

    В 23.30 высадили лоцмана, который помог нашему теплоходу пройти через пролив до океана. Около полуночи вышли в океан и легли на новый курс - к югу, в сторону Антарктиды

    Сегодня солнечный день. "Марко Поло" пересекает пролив Дрейка. Остановок в этот день не предусмотрено, да их здесь делать и негде. Вокруг - только вода и горизонт. Слегка качает.

    Давайте поближе познакомимся с теплоходом, носившим раньше имя "Александр Пушкин".

    Теплоход "Александр Пушкин" был построен в Висмаре, ГДР, в 1965 году в рамках серии из пяти теплоходов, заказанных СССР. Кроме "Пушкина", в серию вошли "Иван Франко" (головной), "Тарас Шевченко", "Шота Руставели" и "Михаил Лермонтов". Это были современные и комфортабельные для своего времени суда, гордость советского пассажирского флота.

    "Александр Пушкин" был распределен в Балтийское морское пароходство и приписан к Ленинграду, а через год открыл новую трансатлантическую линию Ленинград - Хельсинки - Копенгаген - Лондон - Квебек - Монреаль, успешно конкурируя на трансатлантической линии с таким известными компаниями, как например "Кунард Лайн". На "Пушкине" впервые в СССР были применены стандарты обслуживания пассажиров, принятые на Западе.

    В зимнее время "Александр Пушкин" работал во фрахте у иностранных круизных компаний, а после закрытия трансатлантической линии Ленинград - Монреаль в 1979 году полностью переключился на круизную работу. Кстати, "Пушкин" был одним из последних лайнеров, работавших на линейных перевозках пассажиров через океан - в 1970-е годы трансатлантические суда были почти полностью вытеснены авиацией.

    В 1985 году "Пушкин" был передан из Ленинграда во Владивосток, в Дальневосточное морское пароходство, где продолжал работать на иностранном круизном рынке. Из-за финансовых проблем пароходства в 1990 году теплоход был арестован в Сингапуре. Трудно сказать, как бы сложилась дальнейшая судьба "Александра Пушкина", но спустя год на него нашелся покупатель, британский бизнесмен, которому требовалось судно для новой круизной компании Orient Lines. Дальневосточное пароходство с большим удовольствием избавилось от балласта, которым к этому времени был для него старый теплоход.

    В том же году началась реконструкция "Александра Пушкина", которая длилась два года и обошлась судовладельцу по разным данным в сумму от 20 до 60 миллионов долларов. Реконструкцией последовательно занимались два греческих судоремонтных предприятия - на первом были сделаны механические работы и заменены машины и механизмы, на втором были оборудованы и отделаны новые пассажирские и служебные помещения в соответствии с новой планировкой судна. Новые пассажирские помещения создавались под руководством известного морского архитектора Кнуда Хансена. Теплоходу была также удлиннена надстройка и приподнята труба. Теплоход получил имя Marco Polo, и вышел в первый круиз в 1993 году.

    От прежних интерьеров "Пушкина" не сохранилось никаких следов: при реконструкции теплоход был раздет до металла. Но все же я внимательно осмотрел все доступные помещения судна в надежде найти хоть что-то от старого "Пушкина". Тщетно. На "Марко Поло" ничего не напоминает о его прошлом. За исключением двух моментов. Первый - это рында с надписью "Александр Пушкин" в одном из салонов. И второй - это электромеханик теплохода, россиянин, который работает на судне еще с того времени, когда оно называлось "Пушкиным".

    За пятнадцать лет у теплохода появилось множество поклонников, ставших его постоянными пассажирами. Действительно, "Марко Поло" хорошо подходит для тех, кто любит интересные маршруты и теплую обстановку на борту. "Марко Поло" - единственное судно Orient Lines, и многие члены экипажа работают здесь уже давно, некоторые - с самого начала работы "Марко Поло". Видно, как они любят свое судно и заботятся о нем и его пассажирах.

    Есть и еще одна причина привлекательности теплохода - невысокие цены на круизы. Судите сами. 9-дневный круиз "Лучшее в Южной Америке", место во внутренней двухместной каюте - от 699 евро. 22-дневный трансатлантический круиз из Рио-де-Жанейро в Лиссабон - от 1399 евро. Круизы в Антарктиду, как я упоминал, стоят дороже, но и они менее дороги, чем судах других компаний - от 2399 евро за 9-дневный круиз. Иными словами, и по цене это очень привлекательный теплоход.

    Справедливости ради, "Марко Поло" сложно сравнивать с современными суперлайнерами. На нем многого нет - кают с балконами, двухъярусного театра, впечатляющего атриума, альтернативных ресторанов, внутреннего бассейна. Ну а для того, чтобы увидеть, что на этом теплоходе есть, давайте пройдемся по нему с фотоаппаратом.

    Основной ресторан называется "Семь морей":

    Второй ресторан (самообслуживания) расположен в кормовой части, и из него можно выйти на просторную кормовую площадку с бассейном, где в хорошую погоду можно пообедать на открытом воздухе:

    Зимний сад - уютное место для наблюдения за пейзажами в любую погоду:

    Салон "Поло", где работает бар, и в определенные часы играет живая музыка:

    Театр "Амбассадор", где проводятся встречи, лекции, а вечерами - концерты:

    Клуб "Чарльстон" - еще одно популярное место встреч, где в определенные часы подаются напитки и закуски:

    Компьютерный класс с 24-часовым доступом в интернет:

    Тренажерный зал состоит из двух частей. В одной стоят тренажеры, в другой - стол для игры в теннис:

    Уютная судовая библиотека:

    В небольшом игральном салоне представлены памятные таблички из портов, куда в разное время заходил "Марко Поло", а в углу стоит рында с надписью "Александр Пушкин" - напоминание о прошлой жизни теплохода.

    В судовом магазине продают сувениры, одежду, книги и разные полезные и бесполезные мелочи:

    Несколько слов об Антарктиде, куда направляется "Марко Поло".

    Предположения о существовании Антарктиды появились задолго до того, как первые исследователи высадились на этом материке. Но достичь Антарктиды оказалось очень непросто. Знаковым событием стала экспедиция Джеймса Кука, который в 1773 году успешно обошел вокруг Антарктиды, но, как ни странно, не смог ее обнаружить. Как стало известно позднее, в тех местах, где Кук максимально удалялся на юг, береговая линия Антарктиды по совпадению тоже отклонялась у югу. Первооткрывателями Антарктиды считаются русские мореплаватели Лазарев и Беллинсгаузен, которые достигли Антарктического полуострова в 1820 году. По совпадению, всего через три дня Антарктический полуостров обнаружил англичанин Брэнсфилд.

    В течение прошедших почти двух столетий многие страны регулярно заявляли свои права на те или иные части Антарктиды. Но обеспечить эти права они не могли, да и не особенно об этом заботились. В результате в 1959 году ряд крупных стран, включая СССР, подписали соглашение, согласно которому Антарктида была объявлена нейтральной территорией. В настоящее время в Антарктиде функционируют научные станции нескольких стран, в том числе России и Украины. Постоянного населения в Антарктиде нет: обычно срок пребывания сотрудников научных станций на материке ограничивается несколькими месяцами.

    Фактически единственный возможный вид туризма в Антарктиде - плавание к ее берегам на круизно-экспедиционных судах. Туристический сезон продолжается с декабря по февраль, то есть в летние месяцы южного полушария. В остальное время Антарктида совершенно непригодна для туризма: там темно и очень холодно. Даже некоторые научные станции сворачивают свою деятельность на зимний период.

    Несмотря на то, что Антарктида не является территорией какой-либо страны, она закрыта для свободного посещения, и попасть туда без разрешения соответствующих правительственных организацией нельзя. Для получения такого разрешения необходимо детально обосновать цели визита и согласовать маршрут. Круизные компании берут эти вопросы на себя, но при этом они берут на себя и ответственность за соблюдение туристами строгих правил поведения в Антарктиде.

    Пребывание туристов в Антарктиде строго регламентировано. Все направлено на то, чтобы их визиты не нарушали биосферу материка. Поэтому для посещения отводятся лишь некоторые места, устанавливаются лимиты на одновременное пребывание людей на берегу (обычно от двадцати до ста человек), пути пешеходных прогулок тщательно выбираются, чтобы не помешать пингвинам и другим представителям антарктической фауны. Обувь туристов после возвращения на судно дважды обрабатывается специальными растворами, чтобы исключить возможность переноса биологического материала с одной части материка в другую. Благодаря этим мерам мы можем видеть природу Антарктиды в том виде, в каком ее застал человек двести лет назад.

    Несмотря на все эти меры, все чаще раздаются голоса о необходимости запрета туристических визитов в Антарктиду. Но пока такого запрета нет, мы туда направляемся.

    Пассажиры в этом экспедиционном круизе - люди самых разных возрастов. А объединяет их всех, пожалуй, одно - позитивная жизненная позиция и желание узнать что-то новое. Находиться на борту с такими людьми приятно и полезно для душевного здоровья. Многие интересуются арктической фауной. Некоторые подолгу стоят на палубе, выслеживая и фотографируя разных птиц:

    Пару раз я тоже к ним присоединялся и что-то такое фотографировал:

    Встречающиеся вдали от берегов птицы большую часть жизни проводят в море, и, можно сказать, здесь живут. Увиденных птиц записывают на доске, стоящей здесь же на палубе:

    В этот день в главном салоне прошло несколько лекций ученых об Антарктиде, ее истории и фауне. Такие лекции - отличительная особенность экспедиционных круизов, они интересны и расширяют кругозор.

    Вечером состоялся капитанский коктейль. Капитан Йоран Блумквист, родом из Швеции, оказался чрезвычайно приятным и остроумным (с долей самоиронии) человеком. Он много лет проработал на экспедиционых круизных судах, и имеет большой опыт работы в антарктических водах. Во льдах Антарктики ему помогает ледовый капитан Кеннет Харстрем.

    Ранним утром "Марко Поло" подошел к Южным Шетлендским островам.

    Место нашего первого визита - остров Десепшн. Это остров вулканического происхождения, представляющий из себя действующий вулкан, кратер которого заполнен водой. Именно в этот кратер мы сейчас и зайдем на "Марко Поло" через узкий вход, который моряки иногда называют "воротами ада".

    Внутри - одна из лучших в мире бухт, с большими глубинами и защищенная со всех сторон. Это, вкупе со стратегическим расположением острова Десепшн, сделало его предметом многолетних территориальных споров между Великобританией, Аргентиной и Чили. В настоящее время Десепшн, как и другие субантарктические острова, является нейтральной территорией.

    Вулкан иногда дает о себе знать, и неоднократно бывало так, что в бухте вскипала вода, смывая краску с бортов находящихся в ней судов. Сейчас говорят об угрозе очередного извержения, которое может затронуть и берег. В рекомендациях судам, заходящим на остров Десепшн, говорится, что в случае извержения вулкана следует немедленно покинуть бухту, желательно забрав с собой всех находящихся на острове людей. Как именно это сделать, не уточняется, а жаль, ведь из этих двух рекомендаций можно выполнить только что-то одно.

    Здесь, внутри острова, на берегу бухты, расположены две летние антарктические станции - испанская и аргентинская. Аргентинскую станцию обслуживает небольшой, в прошлом военный корабль, который виден на фотографии:

    Сделав круг по бухте, покидаем остров Десепшн и направляемся к острову Кувервилль.

    На открытой палубе можно принять джакузи. Антарктида Антарктидой, а путешествие на большом круизном судне имеет свои преимущества:

    То с одного, то с другого борта иногда удается наблюдать китов. О появлении очередного кита сообщают по громкой связи из рубки. Но успеть сфотографировать кита мне не удалось. Они довольно быстро появляются над водой, махают хвостом, поднимая фонтан брызг, и - нет кита, сколько не жди.

    Температура воздуха в этот день - около 10 градусов тепла, ясное небо, но ветрено.

    Следующий пункт назначения - остров Кувервилль, открытый в 1897 году и названный в честь французского вице-адмирала Кавалье Кувервилля. Это уже Антарктический полуостров, то есть самая настоящая Антарктида. Здесь находится крупная колония пингвинов. Практически все доступные места острова заняты пингвинами, и выйти на берег так, чтобы не нарушить безопасное для самочуствия пингвинов расстояние пять метров, практически невозможно. Поэтому здесь у нас предусмотрена не высадка на берег, а прогулка вокруг острова на резиновых лодках "Зодиак".

    Остров Кувервилль (скала, не покрытая льдом и снегом), виден на фотографии справа. На этой же фотографии видно, как спускаются на воду "Зодиаки":

    Посадка в "Зодиаки" организована по группам, продолжительность каждой прогулки - примерно 45 минут. В каждой лодке - ее капитан (один из членов экипажа), гид, дающий пояснения по ходу, и двенадцать пассажиров. Обязательная экипировка - красная экспедиционая куртка (выдается в начале круиза в подарок от компании), спасательный жилет (выдается и надевается при посадке в "Зодиак") и резиновые сапоги. Желательно также надеть непромокаемые брюки, перчатки, теплую шапку и солнечные очки.

    Приближаемся к острову.

    Как пахнет Антарктида? Наверное, мало кто задавался этим вопросом. Ну, льдом, ну, снегом, ну, свежим воздухом, скажете вы. Ничего подобного. Антарктида пахнет пингвиньим пометом. Запах похож на тот, что присутствует в любом свинарнике. К нему быстро привыкаешь и вскоре перестаешь его чувствовать.

    Вода в антарктических водах очень чистая, и местами, несмотря на большую глубину, видно дно. Везде, где только возможно, плавают айсберги самых разных форм и размеров.

    Возвращаемся на "Марко Поло".

    Если присмотреться, то ниже названия Marco Polo видны закрашенные буквы старого названия "Александр Пушкин":

    Вечером "Марко Поло" снялся с якоря и направился в Порт Локрой. Там у нас завтра предусмотрена высадка на берег.

    День начался с посадки в "Зодиаки".

    Сегодня нам предстоит высадка на берег на острове Вински в районе Порта Локрой. Порт Локрой - это небольшая бухта с расположенной там бывшей британской научной станцией:

    Мы же направляемся к находящейся неподалеку большой колонии пингвинов.

    Все перемещения по суше осуществляются только по ограниченной территории. Если какой-нибудь пингвин задумает выйти на путь туристов, то по команде члена экипажа люди останавливаются и стоят до тех пор, пока пингвин не освободит дорогу. Все делается для того, чтобы не мешать пингвинам жить привычной жизнью. Кстати, проведенные недавно исследования показали, что появление людей в местах обитания пингвинов, если оно обставлено соответствующими мерами предосторожности, практически не беспокоит пингвинов и не приносит вреда их здоровью. А для туристов такое знакомство с настоящей живой природой не идет ни в какое сравнение с тем, что можно увидеть в заповедниках и зоопарках. Здесь все по-настоящему, как будто человека в этих местах не было и нет.

    Здесь же лежат внушительных размеров кости кита.

    В Антарктиде обитают несколько видов пингвинов. Они живут парами, и несут яйца (всего по два яйца) один раз за сезон. Как правило, один из двух родившихся пингвинят вскоре погибает.

    На следующей фотографии виден недавно родившийся пингвиненок с родителями. Серый комочек - это и есть пингвиненок:

    К сожалению, иногда бывает и так:

    Тем временем художница с нашего теплохода рисует ландшафт и пингвинов:

    Перед посадкой в "Зодиаки" обувь туристов тщательно отмывается от грязи:

    Сразу после прибытия на борт обувь проходит специальную обработку:

    Затем обувь забирают стюарды, которые обрабатывают ее специальным составом и только после этого возвращают туристам. Это делается для того, чтобы биологический матеиал не переносился с одного места Антарктиды в другое. Наверное, похожую обработку обуви будут делать и в будущих межпланетных экспедиционных круизах после посещения очередной планеты. Антарктида действительно чем-то напоминает другую планету.

    Температура воздуха упала почти до нуля, пошел снег. В 16.00, на широте 65 градусов 13 минут, недалеко от входа в пролив, наш путь преградило скопление айсбергов. Дальше идти нельзя. Говорят, что пролив Лемаре будто бы создан для фотографирования, настолько он фотогеничный. Но что поделаешь - в этот день нам не повезло. Мы немного постояли у входа в пролив:

    И повернули на обратный курс. Это была самая южная точка нашего путешествия.

    В 18.40 "Марко Поло" бросил якорь в бухте Парадиз. Здесь неподалеку находится чилийская научная станция. Завтра мы планируем ее посетить.

    Вечером на борту прошел фортепианный вечер российской пианистки Елены Иванцовой. Был сильно впечатлен ее исполнением некоторых произведений Грига, Шопена, Чайковского. "Баркарола" шла с видеорядом - фотографии Санкт-Петербурга в сумерках. Это до глубины души тронуло.

    Вечер в бухте Парадиз выдался идеальный для прогулок по палубам - тихий, теплый и безветренный.

    Здесь мы проведем всю ночь.

    Сегодня в Антарктиде прекрасный солнечный день. Температура воздуха - десять градусов тепла.

    Мы садимся в "Зодиаки" и отправляемся на берег.

    Кстати, "Зодиаки" используются не только для перевозки людей на берег и обратно. Они также отводят в сторону от стоящего на рейде "Марко Поло" небольшие айсберги. А при приближении большого айсберга теплоход сам переходит на другое место.

    Наш путь лежит на чилийскую военную антарктическую станцию, открытую в 1951 году и названную в честь президента Чили Габриэля Гонзалеса Виделы, который в 1948 году стал первым в мире главой государства, посетившим Антарктиду.

    Станция расположена в весьма живописном месте, среди колоний пингвинов, и открыта для посетителей. Местный сотрудник, сержант, при высадке туристов на берег выдает всем карту станции. Пожалуй, это второй по значимости туристический объект Антарктиды после Южного полюса.

    В отдельном здании расположен музей, посвященный строительству и работе станции:

    В музее есть небольшой сувенирный магазин. Музей и магазин обслуживают военные, работающие на базе.

    Место, изображенное на следующей фотографии, имеет большую историческую ценность. Здесь в 1921-22 годах целый год жили британские ученые Багшейв и Лестер, которые провели колоссальный объем научной работы. Их жильем служила большая морская лодка, вытащенная на берег и приспособленная для зимовки в Антарктиде. Это была самая малочисленная (всего четыре человека) антарктическая экспедиция за все время. Однако она оставила большой след в истории освоения Антарктиды. В музее чилийской базы этой экспедиции посвящен отдельный раздел, где представлены фотографии, сделанные Багшейвом и Лестером. К сожалению, лодка, в которой жили ученые, не сохранилась: зимой 1956 года ее унесло сильным ветром. Место, где она стояла, видно в правой части фотографии:

    Неподалеку отсюда раньше существовала арегентинская антарктическая станция "Алмиранте Браун", но в апреле 1984 года ее сжег начальник этой станции, не желавший оставаться здесь еще на одну зиму. Персонал станции был эвакуирован американцами, а среди того, что от нее осталось, поселились пингвины. Невооруженным глазом, к сожалению, это место не видно.

    Вокруг, куда ни посмотришь, гнезда пингвинов:

    Недавно родившиеся пингвинята:

    Но что это? Неожиданно прилетел крылатый хищник, который был бы не прочь полакомиться пингвинятами. А может быть, отнести пингвиненка на растерзание своим птенцам.

    Пингвины забеспокоились. Выгибая шеи, они стали издавать шипящие звуки, стараясь не подпустить хищника к птенцам.

    Пингвинята не постарадали. Хищная птица улетела ни с чем.

    Пингвины, будучи вполне съедобными птицами, не раз выручали участников экспедиций. Мясо пингвина на вкус похоже и на говядину, и на птицу, и на рыбу. Оно довольно жесткое, но весьма вкусное, пока свежее. По крайней мере таковы отзывы полярников. Один из антарктических рецептов приготовления пингвиньего мяса таков: нарезать мясо тонкими ломтями и обжарить его в пингвиньем (или не пингвиньем) яйце с хлебом. Пингвиньи яйца несколько отличаются от куриных: их белок не затвердевает даже после тщательной прожарки, а желток имеет красный цвет.

    Возвращаемся на теплоход. Погода совсем нас разбаловала: стало, пожалуй, даже жарко. И в Антарктиде случаются такие прекрасные дни. Но обольщаться не стоит: погода здесь может измениться в считанные минуты.

    При всей красоте окружающих пейзажей не стоит забывать: здесь буквально везде опасно для человека. Эти места не предназначены для человеческой жизни. Если ты упадешь в воду, то скорее всего умрешь: температура воды близка к нулю. Земля здесь пустынна: только камни, снег и лед. Зимой в этих местах жутко: постоянная темнота, сильный холод, сильный ветер.

    Но, что ни говори, красиво. В горах один за другим раздаются взрывы: это сходят лавины. Смотришь на антарктические горы, и так и хочется проложить там пару горнолыжных трасс. И, кстати, такие проекты существуют, как ни фантастически это звучит.

    После прибытия последнего "Зодиака" мы отправились дальше. Остановок на побережье Антарктического полуострова у нас больше не будет, следующий пункт назначения - остров Халф Мун. Он расположен неподалеку от северной оконечности Антарктического полуострова, но относится уже к субантарктическим Южным Шетлендским островам. В предыдущих круизах этого сезона (а их было два) из-за сильного ветра и волнения высадка на остров Халф Мун на "Зодиаках" не состоялась. Посмотрим, повезет ли нам.

    По курсу судна - сплошные скопления больших и маленьких айсбергов. Иногда становится непонятно, куда идти, чтобы не наткнуться на айсберг. Но "Марко Поло" уверенно следует между айсбергами, некоторые из которых проходят совсем рядом с бортом.

    Наконец удалось сфотографировать кусочек кита. О появлении очередного кита объявляют по громкой связи из рубки, но успеть их сфотографировать очень непросто: киты категорически не хотят позировать. Вот что получилось:

    Сегодня вообще получился насыщенный для любителей фауны день. Некоторые энтузиасты полдня провели на палубе с фотоаппаратами и фотографировали всех появляющихся китов и прочую живность. Вот что удалось коллективными усилиями увидеть в этот день (перевод отдельных названий на русский представляет для меня некоторую сложность, так что вы уж, пожалуйста, сами):

    Китов, как видно из этой записи, нам сегодня встретилось целых сорок четыре штуки, причем трех разных видов. Наверное, интересно быть энтузиастом китов. Они обсуждают встретившихся и сфотографированных китов, и умеют их различать. К сожалению, количество китов, особенно отдельных пород, в антарктических водах невелико - за сто пятьдесят лет их почти всех перебили китобои. В наши дни популяция китов медленно, но восстанавливается. Китобои существуют и в наши дни - в основном это японские суда, которые официально производят добычу китов в научных целях. Говорят, правда, что эти киты потом появляются в японских ресторанах.

    Вечером Антарктический полуостров остался позади. До свидания, Антарктида! Впереди - океан, и где-то в нем - Южные Шетлендские острова и остров Халф Мун, куда мы прибудем ранним утром.

    "Зодиаки" начали отправляться на берег в 6.30 утра. Сегодня я в первой группе. Наскоро позавтракав в 6 утра, садимся в "Зодиаки" и отправляемся на берег.

    Халф Мун - маленький островок, находящийся в архипелаге Южных Шетлендских островов между большими островами Гринвич и Ливингстон. Первым человеком, посетившим остров в 1820 году, был американский моряк Натаниель Палмер. В дальнейшем остров получил известность как место, где в больших количествах водятся тюлени. Поэтому, как это принято у людей, практически все тюлени здесь (и в других местах Антарктиды) были истреблены. Сейчас их популяция постепенно восстанавливается.

    Вообще человек иногда вытворяет с братьями меньшими черт знает что. На одном из островов люди перебили всех тюленей, зато зачем-то завезли туда кошек. Те, естественно, со временем расплодились и пожрали всех пингвинов. Чтобы пингвины вернулись на остров, всех кошек несколько лет назад методично расстреляли (в рамках специальной правительственной программы по восстановлению популяции пингвинов). Полагаю, что если добыча пингвиньего жира станет экономически оправданной, то перебьют и этих пингвинов "в научных целях", либо "для регулирования популяции".

    На следующей фотографии виден Халф Мун - небольшой темный остров на фоне заснеженных гор острова Ливингстон. Погода сегодня несколько пасмурная.

    Ранним утром прохладно, и все сонные. Кроме бодрого капитана "Зодиака":

    Неожиданная приятная встреча: теплоход "Любовь Орлова", стоящий неподалеку на рейде. Это бывший российский теплоход, который сейчас работает как экспедиционное круизное судно в аренде у известной компании Quark Expeditions. После недавнего капитального ремонта у "Орловой" слегка изменился внешний вид надстройки.

    Немного позднее, когда "Любовь Орлова" снялась с якоря и пошла, удалось сфотографировать их вместе с "Александром Пушкиным". Вот такая встреча двух замечательных судов. Когда-то оба теплохода работали вместе в Дальневосточном морском пароходстве. Только если "Александр Пушкин" находился во фрахте у иностранных компаний и выполнял разные круизы по миру, то "Любовь Орлова" трудилась на дальневосточных транспортных линиях. Ее "сестрички" из Дальневосточного пароходства "Алла Тарасова" и "Мария Савина", сменив владельцев, страны приписки и названия, стали круизными судами. "Аллу Тарасову" под именем Clipper Adventurer можно встретить здесь же, в антарктических водах. Остальные три дальневосточные подруги - "Ольга Андровская", "Ольга Садовская "и "Антонина Нежданова", к сожалению, уже разделаны на металлолом. Зато их северная сестра "Клавдия Еланская" в полном порядке, и работает на транспортных и экскурсионных линиях Мурманского пароходства. "Мария Ермолова", которая в советское время прославилась благодаря своим "Арктическим круизам", сейчас готовится к круизам по Каспийскому морю. Вот такая судьба серии.

    При высадке пришлось пару метров преодолеть по воде. Резиновые сапоги не помогли - в один из них все-таки налилась вода.

    На берегу острова лежит деревянная лодка. Историки пока не сошлись во мнении, что это за лодка и как она здесь появилась. В любом другом уголке мира на старую лодку никто и не обратил бы внимания, но в этих необитаемых краях это один из известных и примечательных объектов.

    На противополжной стороне острова находится аргентинская научная станция, работающая только в летние месяцы с середины января. На фотографии видны ее постройки:

    Большую часть острова оккупировали пингвины.

    Земля, как и во многих местах Антарктиды и прилегающих островов, плотно заполнена пингвиньм пометом. К его запаху быстро привыкаешь.

    А вот и сохранившийся тюлень. Пришлось снимать с максимальным увеличением. Издали его можно принять за корягу. Хотя откуда здесь коряги?

    Погуляв по острову, возвращаемся обратно на теплоход. Время 7.45 утра. Можно продолжить прерванный сон. А потом проснуться в 11 часов и подумать: что только не приснится в этом круизе: и тюлени какие-то, и пингвины, и даже лодка на берегу.

    Для того, чтобы на палубе было не очень холодно, на теплоходе есть укромный уголок, где наливают глинтвейн:

    Долго движемся на северо-восток вдоль Южных Шетлендских островов:

    Наконец, острова остаются позади, и мы выходим в открытое море:

    В море нам встречается скопление больших айсбергов:

    Теплоход уверенно идет между айсбергами полным ходом, не снижая скорости.

    Когда айсберги остались позади, поднялось волнение. Пролив Дрейка славится своими штормами. Сегодняшнее волнение штормом не назовешь, но все же "Марко Поло" ощутимо качает. На море периодически качает любое судно. Независимо от размеров, региона работы и мощности стабилизаторов качки. Круизные брошюры утверждают обратное, но их составители лукавят. Не существует судов, не подверженных качке. Этот вопрос уже много лет решают кораблестроители, и пока что они не достигли успеха.

    Другое дело, что человек может быстро привыкнуть к качке, а кто-то может ее очень хорошо переносить изначально. Кому-то помогает свежий воздух. Для остальных есть таблетки от морской болезни, которые на большинстве судов выдают всем желающим, чаще всего бесплатно. Да и стоит ли отказываться от такого удовольствия, как морской круиз, из-за качки, которой может и не быть?

    Вечером состоялось филиппинское фольклорное шоу. Выступали члены экипажа.

    На "Марко Поло" командный состав представлен шведами и норвежцами, но основная часть команды - филиппинцы. Жители Филиппин составляют основу экипажей большинства круизных, и не только круизных морских судов. Эти добрые и трудолюбивые люди заслуживают огромного уважения за свой ежедневный труд. Иногда говорят, что преимущество филиппинцев в море лишь в том, что их труд оплачивается ниже, чем труд, скажем, европейца. Это действительно так, но дело не только в этом. Филиппинцы - прекрасные моряки и отличные специалисты. Думаю, что и на российских судах многих членов экипажа, особенно занятых в сфере обслуживания пассажиров, стоило бы заменить филиппинцами, и положительного результата долго бы ждать не пришлось.

    Шоу экипажей - традиция многих круизных судов. Сегодняшнее шоу было почти профессиональным: чувствуется, что экипаж работает вместе уже долгое время.

    К ночи волнение чуть успокоилось, на море опустилась дымка. Завтра мыс Горн.

    Теплоход в проливе Дрейка. Это пролив между Антарктидой и Южной Америкой. С утра на палубе полно энтузиастов с фотоаппаратами.

    Уже к половине десятого утра у них неплохие успехи. Удалось увидеть разных птиц, и пять дельфинов неопределенного вида:

    Находясь на борту "Марко Поло", задумываешься о судьбе других судов этой серии. Их было построено пять. Только "Марко Поло" ("Александр Пушкин") дожил до наших дней. Конец каждого из остальных был неожиданным и как будто даже нелепым.

    Первым ушел "Михаил Лермонтов", который затонул в 1986 году в Новой Зеландии из-за ошибки лоцмана.

    "Иван Франко" неожиданно для многих был в 1994 году снят с ближневосточной линии и поставлен в отстой, где постепенно приходил в негодность. Украинские власти принимали некоторые меры, чтобы найти судну работу, в том числе обращались к владельцам "Марко Поло", но все безрезультатно. Через три года теплоход признали не подлежащим восстановлению и отправили на разделку в Индию.

    "Шота Руставели" остался без работы в 1998 году, и два года провел на приколе в Ильичевске. После смены собственника и названия (он стал называться "Асседо") теплоход начал работать с российскими туристами в аренде у компании "Метрополис-тур". Работа была сезонной, зимой "Асседо" стоял. Были попытки организовать зимние круизы вокруг Южной Америки, но россияне, привыкшие отдыхать летом, не стали покупать путевки. Я думаю, что сезонность работы и погубила теплоход. В 2002 году владельцы, посчитавшие, что им выгоднее продать теплоход, чем содержать его, выставили его на продажу. Они не хотели гибели этого неплохого еще судна, но самую лучшую цену им предложили покупатели судов на металл. И в ноябре 2003 года, после успешного окончания очередного сезона, "Асседо" отправился в Индию на разделку.

    "Тарас Шевченко" встал в отстой в Ильичевске в 1998 году. Были попытки реанимировать теплоход, механизмы и пассажирские помещения которого даже во время отстоя содержались в образцовом порядке. В 2003 году "Шевченко" приобрела компания "Антарктика", объявившая о своем желании возродить Крымско-Кавказскую линию. Правда, эту сделку пытались оспорить. В реконструкцию пассажирских помещений теплохода было вложено пять миллионов долларов. Но ни один рейс так и не состоялся. Вскоре "Шевченко" отправился на разделку в Бангладеш.

    Остался в строю только "Александр Пушкин", самый счастливый теплоход из серии. Его биография полна интересных эпизодов, он побывал в самых разных уголках мира, и, несмотря на почтенный возраст - сорок два года, не собирается уходить. Правда, в марте ему предстоит смена владельца, об этом я упомяну позже.

    (снято с восьмой палубы)

    При приближении к мысу Горн качка стала очень ощутимой: волнение достигло пяти баллов, пошел дождь. Вспоминаю одну из статей из советских времен про однтипный теплоход "Шота Руставели". Старший механик говорил, что стабилизаторы качки потребляют слишком много топлива, и для экономии социалистических средств предлагал их не включать. Коммерческая служба возражала, что в этом случае пассажиры перестанут посещать магазины и снизится валютная выручка, поэтому экономия топлива будет сведена на нет. Про самочуствие пассажиров на борту при этом никто не вспоминал. Надеюсь, что в наши дни все по-другому.

    Вот и мыс Горн, остров, считающийся южной оконечностью Южной Америки. В этих местах почти всегда ветер и волны. Здесь погибло очень много кораблей. Большинство судов выбирают более безопасный, хотя и крайне сложный для судовождения узкий Магелланов пролив, находящийся значительно севернее мыса Горн.

    Несмотря на непогоду, туристы вышли на палубу. Когда я был здесь шесть лет назад, погода была, пожалуй, еще хуже. А ведь находятся смельчаки, которые огибают мыс Горн под парусом. Я-то сейчас посмотрю Горн и пойду в теплую каюту. А они? Хотя вспоминаю шестидневный переход на яхте по Балтике в студенческие годы. Мы шли из Санкт-Петербурга в Калининград под парусами, без мотора, в непрекращающийся шторм. Ничего, было здорово. Надо бы когда-нибудь обогнуть мыс Горн под парусом. Говорят, что тот, кто это сделал, имеет право класть две ноги на стол.

    Вот он, мыс Горн, остров на стыке двух океанов. В левой его части находится самая южная точка острова, и соответственно Южной Америки. Там же расположен маяк. Дом смотрителя маяка находится в правой, более низкой части острова. Больше на мысе Горн никаких построек нет.

    В семь часов вечера вошли в пролив Бигль, потеплело, и качка прекратилась. Плавание по проливу напоминает плавание по реке, где оба берега совсем недалеко. Даже непривычно после сурового пролива Дрейка. После неприступных камней Антарктиды глаз отдыхает на покрытых зеленью горах и холмах. После недельного молчания заработал телефон. Огненная Земля, южная оконечность Южной Америки, далекий край света для большинства людей, после Антарктиды кажется мне почти домом.

    Здесь можно встретить другое круизно-экспедиционное судно. Corinthian II направляется в Антарктиду. Ох, и покачает их сегодня ночью...

    А вот этот теплоход, видимо, отплавался:

    Вечером в ресторане состоялся "Парад Аляска" - традиционное для предпоследнего вечера круиза шествие официантов с тортами из мороженого:

    Наш официант, Оливер из Филиппин, работает на "Марко Поло" с самого первого рейса.

    Затем под аплодисменты состоялось представление поваров:

    В половине двенадцатого показались огни Ушуайи.

    В начале первого ночи мы подошли к пассажирскому причалу в Ушуайе.

    У этого круиза несколько необычное окончание: завтра у нас целый день для знакомства с Ушуайей и экскурсий, и только послезавтра утром высадка. Так что несмотря на прибытие в конечный пункт, круиз еще не закончился.

    Утром в порту Ушуайи всего два крупных судна: "Марко Поло" и российский научно-исследовательский теплоход "Академик Иоффе", который переквалифицировался в круизное судно и готовится к очередному рейсу в Антарктиду.

    Позднее подошел Norwegian Dream, совершающий круиз по городам Южной Америки. На его борту в южноамериканских круизах всегда много россиян. С мая по сентябрь этот теплоход регулярно заходит в Санкт-Петербург, где на него прозводится подсадка российских групп на двухнедельные круизы по северным морям. Несмотря на внушительный вид, Norwegian Dream - ветеран компании NCL. Некоторое время назад он прошел операцию по удлиннению: судно было разрезано надвое, и в середину вставлена готовая новая часть.

    На "Марко Поло" производится погрузка продуктов для следующего рейса:

    Наша сегодняшняя экскурсия посвящена знакомству с Огненной Землей и музеем в здании бывшей тюрьмы в Ушуайе.

    Находясь в этих местах, Магеллан наблюдал множество костров, которые жгли индейцы, здесь жившие. Поэтому землю, находящуюся южнее открытого им пролива (который нам извествен как Магелланов), он назвал Огненная Земля. В 19 веке эта территория была закреплена за собой Аргентиной, хотя на нее претендовали также Чили и европейские государства. Чтобы осадить пыл конкурентов, аргентинские власти основали здесь колонию для опасных преступников. Огненная Земля осталась за Аргентиной.

    Ушуайя, столица Огненной Земли - небольшой город, весьма полулярный среди туристов всего мира. Сюда едут смотреть красоты Патагонии, а также чтобы отправиться из Ушуайи на теплоходе в Антарктиду.

    Наш путь проходит по шоссе "Пан Американ" вглубь Огненной земли. По этому шоссе можно доехать аж до Аляски, преодолев Магелланов пролив на пароме. Проехать придется 17 тысяч километров. Известны энтузиасты, которые совершали такие путешествия. Одна американская пара путешествовала по этому шоссе от Аляски до Патагонии на автомобиле целых три года. После возвращения в Нью-Йорк у них родился сын.

    Один из красивейших природных объектов Огненной Земли - озеро Эскондидо. В некоторых местах его глубина до сих пор не определена, и в любом случае превышает четыре километра. Температура воды в озере летом - около десяти градусов.

    В зимнее время в этих местах популярны горные лыжи. Работают горнолыжные базы с современными подъемниками.

    На Огненной земле есть несколько собачьих питомников.

    Здесь же этих собак очень вкусно готовят.

    Шутка. На фотографии изображены ягнята. Тоже жалко, не спорю. А собаки используются в популярном здесь зимнем аттракционе - поездки на собачьих упряжках.

    Следующая остановка - в бывшей тюрьме.

    Я уже упоминал, что в Ушуайю направляли особо опасных преступников. Они содержались как раз здесь. Часть тюрьмы превращена в краеведческий и морской музей, часть - в художественную галерею, но еще одна часть повествует о жизни преступников в этой тюрьме и рассказывает о некоторых из них. Макеты преступников воссозданы по фотографиям в натуральную величину и весьма достоверны.

    Этот человек убил из-за денег телефонистку, приняв ее за проститутку:

    А это - русский анархист Семен Радовицкий, взорвавший бомбой начальника полиции:

    В тюрьме-музее представлены и другие преступники, но не буду расстраивать уважаемых читателей описаниями их преступлений. Скажу лишь, что условия содержания в этой тюрьме для опасных преступников были относительно мягкими. Многим заключенным разрешалось заниматься спортом, все получали за свою работу деньги, а самым худшим наказанием было временное ограничение рациона хлебом и водой. Из тюрьмы при желании было возможно сбежать - охранялась она слабо, однако бежать было некуда. Правда, упомянутый выше анархист Семен Радовицкий все-таки смог сбежать из Ушуайи, но его побег был подготовлен извне: на воле его ждало судно, на котором он уплыл. В большинстве же случаев беглецов в первые же дни ловила полиция, либо они возвращались сами.

    На теплоходе в этот вечер состоялось аргентинское танцевальное шоу местного коллектива.

    Все, круиз закончился. Осталась последняя ночь на "Марко Поло", и завтра утром - в аэропорт, откуда предстоит очень долгая дорога домой, состоящая из четырех перелетов и долгих ожиданий в аэропортах.

    В жизни теплохода "Марко Поло" скоро грядут перемены. NCL, владелец компании Orient Line, продает судно новому греческому судовладельцу, у которого его зафрахтовала немецкая круизная компания Transocean Tours. Вероятно, это повлечет за собой смену названия судна. Теплоход будет работать на немецком рынке, но на борту будет обеспечиваться также полноценная англоязычная программа - так новый оператор сможет сохранить часть старой англоязычной клиентуры теплохода, и привлечь новую. Маршруты пока не объявлены, но среди них, как говорят, будут круизы по Северной Европе и в Антарктиду, то есть те же самые направления, на которых работал "Марко Поло".

    После прибытия теплохода в Лиссабон 23 марта 2008 года компания Orient Lines прекратит свое существование. Это была славная и любимая многими круизная компания, создавшая уникальный продукт - недорогие круизы по интересным маршрутам на классическом лайнере с хорошим обслуживанием. Но всему на свете приходит конец. Теперь этой компании больше не будет.

    Экипаж будет тоже работать на теплоходе только до конца марта. Новый судовладелец набирает новую немецкоязычную команду. Компания NCL уже предложила всем членам экипажа места на своих круизных судах - их у нее двенадцать. Так что никто не останется без работы, напротив, все перейдут на более современные и крупные теплоходы. Но замечательного коллектива, которым является экипаж "Марко Поло", уже не будет. Этот экипаж складывался много лет, этот экипаж очень любил свое судно и заботился о нем. И это была действительно Команда. Ее очень жаль.

    Подводя итог круизу, могу сказать, что это было очень необычное путешествие, отличающееся от всех, которые я раньше совершал. Тем, кто захочет отправиться на теплоходе в Антарктиду, я бы в первую очередь порекомендовал не настраиваться на обязательные фееричные впечатления. В Антарктиде все очень сильно зависит от погоды. Бывают круизы, когда все дни пасмурно, льет дождь, а из-за волнения высадки на берег отменяются одна за другой. Таким был предыдущий круиз "Марко Поло". И тогда Антарктида останется в памяти мрачным хмурым местом. Мне повезло. В моей памяти Антарктида осталась такой:

    До свидания, "Александр Пушкин"! Я обязательно зайду тебя проведать, когда ты придешь в Санкт-Петербург.

    А всем, кто прочитал мои записки об этом круизе, хочу сказать спасибо и пожелать интересных путешествий и доброй о них памяти.