• Потерянный питерский «Версаль» – Летний дворец Елизаветы Петровны. Панорама Летний дворец Елизаветы Петровны


    В Покровском в молодости жила дочь Петра 1 Елизавета. Удаленная от двора Анной Иоанновной, она выстроила в усадьбе новомодный дворец, предавалась здесь беззаботным увеселениям, устраивая праздники с друзьями, заставляя танцевать на них покровских крестьян. Московский историк, писатель И. К. Кондратьев пишет, что, "будучи от природы веселого характера, княжна участвовала здесь в праздничных хороводах, составленных из Покровских девиц и молодиц, одеваясь в их красивый костюм: в цветной атласный сарафан и кокошник, или в парчовую кику с дробницами из жемчуга и с позументом, или просто по девичьи, вплетая в трубчатую косу свою ярославскую ленту... С тех пор, надо думать, и пели песню:

    Во селе, селе Покровском,
    Среди улицы большой,
    Разыгралась, расплясалась
    Красна девица душа".

    Хотя после восшествия на престол Елизавета Петровна не забывала любезное ее сердцу Покровское, она приказала архитектору Бартоломео Растрелли сделать дворец еще более пышным - но все-таки уже не так часто бывает там.

    Село затихает, однако иногда еще здесь устраивались праздники: на каруселях и качелях развлекались посетители, а с огромной, длиной почти 400 метров катальной горы скатывались сани или коляски. Эта гора была нарочно сделана к приезду Екатерины II в 1763 г., но и в свое отсутствие она дозволяла "кататца летом и зимою дворянству и купечеству и всякого чина людем, кроме подлых". Посетителей ждали также "трактир и в нем кушанье, чай, чека-лад, кофей, водка гданская и французская, виноградное питье, полпиво и меды". Примерно со второй половины XVIII в. село становится обычным предместьем города, а потом и частью его, в которой начинается интенсивное строительство фабрик и заводов.
    Ну а теперь по-порядку.

    Ул. Гастелло 44. Бывший Покровский дворец "прекрасной Елисавет" имеет долгую и во многом еще не выясненную историю. Известно, что здесь на берегу большого пруда стояли деревянные хоромы, предназначенные для пребывания царской семьи. Так, в 1713 г. в них жила царевна Мария Алексеевна, позднее будущая императрица Елизавета Петровна вместе с родственниками Скавронскими и Гендриковыми. Возможно, что в середине 1730-х г. вместо деревянных хором выстроили каменные палаты, арх. М.Г. Земцов.

    В большой московский пожар в мае 1737 г. дворец сгорел полностью.
    В 1742 - 1743 гг. он перестроен в нарядный барочный дворец по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли.

    Екатерина дворец не любили и здесь почти не бывала и в нач. 19 века он пришел в запустение.
    Дворец достоял до 70-х гг. XIX в.
    В это время его отдали Покровской общине сестер милосердия и архитектор А.П.Попов перестроил его в сестринский корпус в духе нарядной архитектурной декорации XVII столетия.
    В советское время дворец был одной большой коммуналкой, где в полуподвальных кельях доживали свой век милостию Божией 4 монахини.
    В 1970-х годах дворец реставрировали и отдали Государственному научно-исследовательскому институту реставрации (ГОСНИИР), который его занимает до сих пор.
    Дворец в плане похож на букву "Ш"

    Центральная его часть богато декорирована

    С обеих ее сторон имеются крыльца в старинном русском стиле.

    богато декорированы окна

    В мезонине центральной части был домовый храм, его главу стоящую до сих пор без креста мы сегодня принимаем за бельведер.

    Дворец стоит на пригорке, перед ним был небольшой курденер, который спускался к пруду, который был образован из запруженной реки Рыбинки, которая недалеков от дворца впадала в Яузу. От дворца на середину пруда, где был остров и стояла деревянная Воскресенская церковь был проложен красивый деревянный мост.
    Теперь на месте пруда и всей этой красоты выстроен жилой дом в стиле сталинского ампира, Рыбинку заключили в трубу... а дворец сотрясается от поездов, которые проходят прямо перед ним по линии Курской железной дороги, которую построил промышленник П.фон Дервиз.

    Но о нем, вернее о его следах в Покровской-Рубцове будет уже следующий пост.

    Большое количество дворцовых построек, богатство и роскошь их отделки преображают архитектурный облик Санкт-Петербурга на протяжении многих лет. Ведь именно этот город славится уникальными дворцами крупных чиновников, аристократов и других знатных персон. Достоин внимания Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны.

    С восшествием на престол новой императрицы в государстве стартовал очередной этап становления культурных сфер. Этот период расцвета оказал влияние и на столицу. Город значительно преображался. В эпоху культурного развития Петербурга предпочтение отдавалось возведению архитектурных памятников. Заслуживает особого внимания Летний дворец.

    Во времена правления Елизаветы Петровны (1741 – 1761) сооружение дворцов имело особое значение. Тогда воздвижением настоящих шедевров занимался Франческо Бартоломео Растрелли, один из лучших архитекторов в истории государства. К числу его работ относится и Летний дворец Елизаветы Петровны. Его нельзя не отметить как лучшую работу архитектора.

    Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге возведен Б. Ф. Растрелли в период с 1741 по 1744 гг.. По словам зодчего, здание включало около 160 апартаментов, среди которых была церковь и галереи. Дворец украшали многочисленные скульптуры, фонтаны и сад. Со временем резиденция ощутила на себе целый ряд изменений, связанных с неудовлетворенностью архитектора своей работой. На протяжении нескольких лет здесь продолжались строительные мероприятия.

    Территория, на которой расположен Михайловский замок, в первой половине XVIII века относилась к Летнему саду – царской усадьбе Петра I. На этом участке императрицей Анной Иоанновной было велено начать сооружение дворца. Строительство поручили архитектору Растрелли-младшему. Но зодчий так и не успел приступить к работе при жизни императрицы. В 1740 году власть перешла к Анне Леопольдовне, которая решила реализовать проект, основанный ее предшественницей. Но через некоторое время происходит дворцовый переворот, в результате которого императорская власть переходит к младшей дочери Петра I, Елизавете. Цесаревна отдает Ф. Б. Растрелли приказ на возведение Летнего дворца. Императрице настолько понравился результат работы архитектора, что она повысила его жалование в два раза. Точная дата закладки строения до сих пор остается спорной. По мнению некоторых историков, данное событие припадает на 24 июля 1741. Причем начало закладки происходило в присутствии императрицы Анны, её мужа, а также некоторых придворных и членов гвардии.

    Летний дворец Елизаветы Петровны относится к стилю русское барокко. Так называлась совокупность архитектурных направлений, сформировавшихся на территории Российской империи и Русского государства в XII – XIII столетиях. Сооружения этого периода характеризовались:
    пышностью и затейливостью архитектурных форм;
    роскошной отделкой;
    использованием лепки;
    применением живописи и позолоты.

    Среди стилей данной эпохи выделяют Петровское барокко, которое возникло благодаря строениям не только соотечественников, но и архитекторов из Западной Европы. Они были приглашены Петром I, чтобы облагородить новую столицу, Санкт-Петербург. Наиболее характерными чертами Петровского барокко были:
    отказ от византийской манеры;
    простота и практичность;
    фасады в красно-белых оттенках;
    наличие симметрии форм;
    мансардные крыши;
    арочные проемы окон.

    Многие из гравюр и рисунков, сохранившиеся с той эпохи, практически в точности отображают внешний вид дворца. Основой для первого этажа был выбран камень, для второго – дерево. Сооружение было окрашено в светло-розовые оттенки, что примечательно для стиля барокко. Цокольный этаж сделали из гранита в серо-зеленом цвете. Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны имел два фасада: главный фасад выходил на Мойку, в сторону Летнего сада, а другой – на Невскую перспективу. По всему периметру располагались служебные постройки, что имитировало своеобразную замкнутость. Вдоль Фонтанки была проложена широкая дорога, которая сопровождалась оранжереями и фруктовыми деревьями. Часть этой территории была занята Слоновым двором, обитатели которого при желании купались в Фонтанке. Вход к дворцу был огражден широкими воротами, на которых переливались позолоченные двуглавые орлы. Ворота украшала ажурная решетка. За ограждением находился большой парадный двор. Вид главного фасада загораживали большие цветники и деревья, из которых получился своеобразный парк. Центральный корпус занимал Большой парадный зал. Его украшали богемские зеркала, скульптуры из мрамора и произведения живописи, написанные знаменитыми художниками. У западной стороны зала возвышался царский трон. Гостиные, украшенные резьбой из позолоты, вели прямо в парадный зал. Снаружи к помещению подходили фигурные лестницы.

    В течение года была достроена крытая галерея, через которую можно было совершить прогулку к Летнему саду. На стенах такой галереи были развешаны картины известных живописцев. Здесь же была спроектирована терраса с висячим садом, пролегающим на уровне бельэтажа, где находился Эрмитаж и фонтан. Контур террасы был огражден золоченой решеткой. Позже к этому участку была пристроена дворцовая церковь. Спустя некоторое время возле дворца был высажен декоративный парк. Через него проходил огромный лабиринт, боскеты и беседки. В центр парка были помещены качели и карусели. На территории, прилегающей к дворцу, был построен комплекс водонапорных башен, так как прежнее водоснабжение фонтанов не имело необходимого напора. Подобные водонапорные башни были облагорожены с помощью дворцовой росписи.

    Архитектора Растрелли не удовлетворяла его работа. По этой причине спустя десятилетие он доводил деревянный Летний дворец Елизаветы Петровны до настоящего шедевра. Растрелли регулярно переделывал некоторые части здания. Так, позже стены преобразились с помощью фигурных наличников окон и атлантов. В качестве их украшения также служили львиные маски и маскароны.

    Летняя резиденция – это первый собственный дом Елизаветы. До императрицы в этом здании никто не проживал. Цесаревна занимала восточное крыло резиденции. Западное крыло выделялось для придворных. Царица Елизавета восхищалась роскошью Летнего дворца. Каждый год в апреле императрица уезжала из Зимнего дворца, чтобы на время поселиться в летнем. С ней переселялся и весь двор. Это событие превратилось в настоящую церемонию, которую сопровождал оркестр и артиллерийская пальба. В сентябре Елизавета переезжала обратно.

    В 1754 г. Летний дворец Елизаветы Петровны в Петербурге стал местом рождения Павла I, в скором времени пришедшего к власти. В 1762 г. здесь проводились пиршества по случаю мирного соглашения с Пруссией. Как только новый император Павел I пришел к власти, он тут же отдал приказ о сносе сооружения. На его месте был возведен замок, известный на сегодняшний день как Михайловский. Именно в этой резиденции закончилась жизнь Павла I. Согласно одной из легенд, Михайловский замок был возведен не случайно на месте Летнего дворца. Император пожелал провести остаток своей жизни в том месте, где был рожден. Другая же легенда гласит, что караульному явился архангел Михаил и приказал построить храм на территории, где располагался Летний дворец Елизаветы Петровны. После этого случая император велел начать сооружение нового дворца и церкви во имя архистратига Михаила. Таким образом, Михайловский замок получил свое название по аналогии с храмом Михаила Архангела.

    Во времена первого Романова Михаила Федоровича Рубцово принадлежало его матери инокине Марфе. Став царем Михаил любил проводить в Покровском летнее время. В 1615 г. в нем был освящён деревянный храм во имя Николая Чудотворца , Михаил возвел его в благодарность за спасение Москвы от поляков и в честь освобождения его отца - патриарха Филарета, из польского плена. Через восемь лет деревянный храм был заменен каменным, был построен дворец, в котором устраивались семейные торжества.

    В 1619 г. в память избавления Москвы от войск польского королевича Владислава заложен каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. По храму село стало именоваться «Покровское, Рубцово тож», а затем и просто Покровское.

    Церковь Покрова в Рубцово .

    Михаил Фёдорович сам занимался обустройством царской усадьбы. Неподалеку располагались конюшни, кухни, пчелиные ульи, пивоварня, мельница и другие сооружения.

    Построенный деревянный дворец был обращен фасадом в сторону дороги и речки Гнилушки. В 1632 г. она была запружена, из-за чего образовался Рыбинский пруд , (остатки которого были засыпаны в 1920-х гг.). На берегу пруда разбили плодовый сад, где несколько лет спустя высадили уникальные деревья, кустарники, лечебные травы и цветы и построили каменную беседку.

    В Покровском в 1627 г. родилась старшая дочь Михаила Федоровича, великая княжна Ирина Михайловна, в честь небесной покровительницы которой в селе была построена церковь мученицы Ирины . Именно Ирине Михайловне и досталось в собственность Покровское. Ее брат, царь Алексей Михайлович, не особо жаловал родовую вотчину, хотя и регулярно посещал усадьбу, особенно весной, летом и во время охотничьего сезона.

    Любил здесь охотиться и молодой царь Петр II. В 1728 году он приехал в Москву со своей юной тетушкой Елизаветой Петровной, и та очень скоро приобщила его к псовой и соколиной охоте в окрестностях Первопрестольной. Со своей свитой они часто выезжали охотиться в Сокольники и останавливались в старом Покровском дворце. Царская охота стала темой известной картины Валентина Серова.

    Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, худ. В. Серов, 1900.

    Однако в начале 1730 г . Петр II умер. На престол взошла племянница Петра I Анна Иоанновна. Елизавета Петровна оказалась в опале, была выслана из Санкт-Петербурга в Москву и поселилась в полюбившемся ей Покровском дворце со своими родственниками Скавронскими и Гендриковыми. Дворец более чем на десять лет стал резиденцией цесаревны.

    Есть предание, что Елизавета, от природы имея нрав веселый, участвовала в праздничных хороводах, составленных из покровских девиц. Любила нарядиться в атласный сарафан и кокошник, вплести в косу яркую ленту и распевать частушки. Это очень похоже на Елизавету, которая уже став императрицей обожала устраивать карнавалы-метаморфозы, переодеваясь в мужской костюм, чтобы продемонстрировать свои стройные ноги.

    Взойдя на престол в 1741 г. , после смерти Анны Иоанновны, Елизавета правила 20 лет и все это время не забывала своего любимого Покровского. Уже в конце февраля 1741 г., прибыв в Москву для коронации, назначенной на 25 апреля, и едва посетив кремлевские соборы, Елизавета уехала в Покровское, «к зимнему своему дому, что на Яузе». Осенью того же года туда по приказу Елизаветы привезли ее племянника герцога Петра Голштинского, которого она объявила своим наследником на российском престоле как ближайшего кровного родственника.

    При этом наследник принял православную веру и стал именоваться Петром Федоровичем (Петр III). В феврале 1744 г. в Покровский дворец приехала принцесса Ангальт-Цербстская с 14-летней дочерью Софией-Августой-Фредерикой, предназначавшейся в невесты Петру Федоровичу. 28 июня было совершено миропомазание Софии-Августы, получившей в православии имя Екатерины Алексеевны, а на следующий день она была обручена с наследником престола.


    Елизавета время от времени посещала Покровское и подолгу, почти по году, там жила. На месте сгоревшего в пожаре 1737 года, она построила себе дворец из камня . Он представлял собой ризалитный блок с парадным двухсветным залом и системой пересекающихся под прямым углом анфилад. Типовая, в общем-то, для своего времени планировка. Зато комнаты при этом, были отделаны в «китайском вкусе», в том же стиле во дворце было много посуды.

    В 1752 году Покровское вошло в состав города. Состояние усадьбы на тот момент уже не удовлетворяло императорский двор. Вот как описал дворец архитектор Иван Яковлев: «В оном дворце потолки и кровля, покрытые тесом, пришли в великую ветхость; и мыльню с покоями за немалою ветхостью надлежит перестроить: и дворец вновь покрыть не повелено ль будет для прочности железом: и сверх всей перестройки не повелено ль будет, что пристроить внов?»

    Для составления нового проекта расширения дворца был приглашен Ф.-Б.Растрелли . Архитектор хотел добавить еще один этаж, повысить центральную часть здания и обогатить фасады барочным декором и полукруглыми пандусами, примыкающими к выступающему центральному ризалиту. Однако проект перестройки здания не был претворен в жизнь, и оно оставалось в первоначальном виде вплоть до второй половины ХIХ в .

    Зато большой интерес представлял сад в Покровском - один из лучших в Москве (спланированный все тем же Растрелли). Расположенный в виде прямоугольника с церковью в центре, он пронизан расходящимися от овальной площадки вокруг церкви продольными и поперечными веерообразными аллеями. Основу сада составляли плодовые деревья и кустарники. Партеры были засажены грушами, яблонями, сливами, вишнями и орешником. Прогуливаясь по ним, можно было всласть полакомиться.



    Уже в 1760 г. Елизавета предприняла поиски проекта Растрелли и осведомилась, не были ли запасены в связи с ним строительные материалы? Однако, на том дело и остановилось.


    Проект перестройки Покровского дворца. Главный фасад. Ф.-Б. Растрелли, 1752 г. Б., перо, тушь, акв. РГАДА.

    Летний дворец Елизаветы Петровны - несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге, построенная Б. Ф. Растрелли в 1741-1744 годах на месте, где теперь расположен Михайловский (Инженерный) замок. Снесён в 1797 году

    История строительства

    В 1712 году на южном берегу Мойки там, где ныне павильон Михайловского сада, для Екатерины Алексеевны построен небольшой усадебный дом, завершенный башенкой с золочёным шпилем, носивший претенциозное название «Золотые хоромы». По нему Большой луг (будущее Марсово поле) на противоположном берегу получил наименование Царицын луг: именно оно будет употребляться чаще всего в XVIII, да и в начале XIX в.. Территорию у дворца называют 3-м Летним садом. Камер-юнкер герцога голштинского Берхгольц 11 июля 1721 года, осмотрев усадьбу, записал: В оранжереях царицы садовник Эклибэн выращивал редкие для северных широт плоды: ананасы, бананы и др.. Уже тогда появилась идея замкнуть аллею Летнего сада напротив Карпиева пруда дворцовой постройкой. Об этом свидетельствует проект 1716-1717 гг., сохранившийся в архивах. Возможный его автор Ж. Б. Леблон. На нём изображён небольшой девятиосный дворец, повышенный центр которого завершён четырёхгранным куполом. Широкие одноэтажные галереи охватывают курдонёр с пышным фигурным партером, обращённый к Мойке. Позади разбит сад с многочисленными боскетами разнообразных очертаний. Сохранены плодовые посадки на территории нынешнего Михайловского сада. Однако дальше замыслов дело не пошло. При Анне Иоанновне 3-й Летний сад превращается в «ягд-гартен» - сад для «гоньбы и стреляния оленей, кабанов, зайцев, а также галерея для охотников и каменные стенки для предупреждения залёта пуль и дроби». «Овощной огород» при этом перенесли на Литейную улицу, где впоследствии построят Мариинскую больницу. В начале 1740-х гг. Б. Ф. Растрелли приступил к сооружению одного из примечательнейших зданий развитого русского барокко - Летнего дворца в 3-м Летнем саду для правительницы Анны Леопольдовны. Однако, пока велось строительство произошёл переворот, и хозяйкой здания стала Елизавета Петровна. К 1744 г. деревянный на каменных погребах дворец был вчерне закончен. Зодчий в описании созданных им построек так говорил о нём: Несмотря на расположение в городской черте, здание решено по усадебной схеме. План создан под явным влиянием Версаля, что особенно заметно со стороны курдонёра: последовательно сужающиеся пространства усиливали эффект барочной перспективы двора, огражденного от подъездной дороги решёткой пышного рисунка с государственными гербами. Одноэтажные служебные постройки по периметру курдонёра подчеркивают традиционную для барокко замкнутость ансамбля. Довольно плоскостный декор светло-розовых фасадов (пилястры бельэтажа с коринфскими капителями и отвечающими им рустованными лопатками каменного цоколя, фигурные наличники окон) компенсировался богатой игрой объёмов. Сложные в плане, сильно развитые боковые крылья включали внутренние дворы с небольшими цветочными партерами. Пышные подъездные…

    В 1741 году в результате очередного дворцового переворота русской императрицей стала младшая дочь Петра I Елизавета. Многие современники восприняли восшествие на русский престол Елизаветы Петровны как гарантию возвращения к традициям внутренней и внешней политики ее отца. В стране начался новый этап развития культуры, науки, искусства.

    Новый период расцвета переживала и столица России. Город быстро строился, появлялись новые официальные резиденции, дворцы, соборы, театры. Время царствования Елизаветы - период господства в европейской архитектуре стиля барокко, для которого характерны пышность и причудливость архитектурных форм, роскошь отделки с использованием лепных деталей, позолоты, скульптуры, живописи. В Петербурге в это время работает талантливейший архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, и именно ему принадлежит создание шедевров русского барокко, отражающего идею торжества и могущества страны, которая стала одной из крупнейших мировых держав.

    Заказ на сооружение первой постройки для Елизаветы Растрелли получил, когда она еще не была императрицей. Цесаревна приказала построить для нее Летний дворец на территории третьего Летнего сада (современная территория, ограниченная Фонтанкой, Мойкой, Итальянской улицей и Екатерининским каналом).

    Благодаря сохранившимся гравюрам и рисункам, мы сегодня можем представить, как выглядело это творение Растрелли. Первый этаж дворца был сделан из камня, второй - деревянный. Дворец выкрасили в светло-розовый цвет, цокольный этаж был серым. Дворец имел два фасада: один был обращен в сторону Невской першпективы, другой - главный - к Мойке, в сторону Летнего сада. От Невской першпективы вдоль Фонтанки проложили широкую дорогу, вдоль нее тянулись оранжереи, росли фруктовые деревья, здесь же был Слоновый двор, при этом его обитатели летом могли купаться в Фонтанке.

    На территорию дворца можно было попасть через широкие ворота с ажурной решеткой, украшенной позолоченными орлами. Перед главным фасадом, обращенным к Мойке, устроили огромные фигурные цветники, высадили аккуратно подстриженные деревья - получился настоящий регулярный парк. Сам Растрелли писал: "Здание имело более ста шестидесяти апартаментов, включая церковь, зал и галереи. Все было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно, как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами…". В 1745 году построили крытую галерею для перехода из дворца в Летний сад через Мойку.

    Царица очень любила свой роскошный Летний дворец. Ежегодно в конце апреля она вместе со всем двором переезжала из Зимнего дворца в Летний. Переезд превращался в целую церемонию с оркестровой музыкой и артиллерийской пальбой. В конце сентября Елизавета снова возвращалась в Зимний дворец.

    В сентябре 1754 году в летней резиденции Елизаветы родился будущий император Павел I. Судьба распорядилась так, что именно он в самом начале своего царствования снес обветшавший Летний дворец и приказал построить на его месте замок, который мы сегодня знаем как Михайловский. И именно здесь жизнь Павла I трагически оборвалась.

    Текст подготовила Галина Дрегуляс

    Для тех, кто хочет узнать больше :
    1. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997
    2. Овсянников Ю. Великие зодчие Санкт - Петербурга. СПб., 2000
    3. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2000