• Площадь парка красная пресня. Парк красная пресня

    Парк основан в 1932 г. на территории памятника садово-парковой архитектуры XVIII века – усадьбы «Студенец». Это единственный сохранившийся в Москве образец парка петровского времени «в голландской манере». Полагают, что название «Студенец» появилось благодаря ключевому колодцу у дороги. Вода из этого колодца славилась своими вкусовыми и минеральными качествами на всю Москву.

    Первые сведения об этом месте относятся к XIV-XV векам, когда вся территория на берегу Москвы-реки в месте впадения в нее ручья Студенец была занята селом Выпряжковым, принадлежащим князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Во второй четверти XV века село перешло Новинскому монастырю, который владел им до начала XVIII века. В это время земли были пожалованы сибирскому губернатору князю Матвею Петровичу Гагарину. Он и положил начало усадьбе, распланировал парк с искусственными прудами, построил деревянный дворец.

    В 1721 г. за взяточничество и казнокрадство Гагарин был осужден и повешен, а все его имущество, в том числе и усадьба, было конфисковано. При Анне Иоанновне земли были возвращены его сыну Алексею. При нем усадьба стала местом загородного гуляния с названием «Гагаринские пруды».

    Дочь Алексея Гагарина Анна вышла замуж за тайного советника графа Д.М. Матюшкина и получила усадьбу в приданое. Ее дочь Софья Матюшкина, в свою очередь, вышла замуж за графа Ю.М. Виельгорского и также получила усадьбу в приданое. Ее сын Матвей Виельгорский продал усадьбу в 1816 г. купцу Н.И. Прокофьеву, от которого она перешла к графу Федору Толстому. Его дочь Аграфена Толстая вышла замуж за героя Отечественной войны 1812 г. генерала Арсения Закревского и получила усадьбу в приданое. Закревскому принадлежит заслуга обустройства и преобразования усадьбы.

    При нем был перестроен усадебный дом (проект ), создана уникальная система каналов и прудов, пейзажная планировка парка с асимметрично расположенными павильонами. Основной идеей Закревского было создать здесь своеобразный памятник Отечественной войне 1812 г. Он наполнил парк скульптурами военачальников, поставил памятник войне в виде Тосканской колонны (арх. В.П. Стасов, сохранилась). Над колодцем с ключевой водой была поставлена восьмигранная беседка-фонтан «Октагон» (арх. Д.И. Жилярди). В конце 1973 г. беседка была перемещена на другое место. С некоторыми утратами она сохранилась.

    В 1831 г. Закревский продал усадьбу П.Н. Демидову, который в 1834 г. подарил ее государству с целью устроить в ней школу Российского общества любителей садоводства. После национализации усадьбы в 1918 г. здесь разместилось Общество любителей садоводства. На территории появилось много новых насаждений, но вместе с тем были утрачены многие памятники, снесены мостики, засыпаны некоторые каналы, разрушены скульптуры, уничтожен дворец. В 1920-е гг. парк пересекала железнодорожная линия от Трехгорной заставы.

    В 1998 г. были воссозданы, но на новом месте, парадные въездные ворота парка. В 2010 г. началось восстановление усадебного дома.

    От советского периода сохранились остатки летнего театра и памятник В.И. Ленину (скульптор Н.И. Брацун, архитектор В.Н. Ениосов).

    Основные насаждения в парке составляют тополиные и липовые аллеи, есть ивы. Площадь парка 16,5 гектаров.

    В столице, некогда был старинной дворянской усадьбой. Место это называлось «Студенец». Оно изначально принадлежало Гагариным. Однако прославил имение его более поздний владелец - Арсений Закревский. Будучи героем войны 1812-го года, он в годы царствования Николая Первого стал генерал-губернатором столицы.

    История

    Созданный в 1932-м году на месте усадьбы и соседнего сада Студенецкой садоводческой школы парк "Красная Пресня" имеет весьма интересную историю. В усадьбе «Студенец» всегда господствовали особые для того времени порядки. Этот помещик особым образом заботился о своих крепостных.

    Закревский превратил свое имение, в котором он поселился, уйдя со службы, в уникальный в Москве, да и в России, мемориальный комплекс, рассказывающий о победе России. Для этого он пригласил в усадьбу архитектора Жилярди.

    Благодаря совместным усилиям в «Студенце», на месте которого и находится сегодня парк "Красная Пресня", был создан единственный по тем временам комплекс из голландских прудов и искусственных островов. Каждый из них носил имя военачальников-сослуживцев Закревского и был украшен их бронзовыми бюстами.

    Историческое наследие

    Столица славится многими местами, куда люди ходят отдохнуть. Но этот памятник архитектуры и истории является одним из самых старых. Каждый житель столицы или гость имеет возможность, зайдя в парк "Красная Пресня" в Москве и пройдясь по его аллеям, любоваться его каналами с мостиками. Их называют шедевром садово-парковой архитектуры восемнадцатого и девятнадцатого веков, «абсолютной Венецией в садах». В свое время здесь гуляли Пушкин, Баратынский,

    Парк сегодня

    В каждом уголке здесь дышит история. Парк "Красная Пресня" (как добраться до него знает каждый столичный житель) имеет площадь в шестнадцать с половиной гектаров. В начале восемнадцатого века на берегу маленькой речки Студенец, по преданию, обладающей целительной силой, еще располагался величавый дворец княжеского рода Гагариных. Но сегодня от этого исторического великолепия осталось очень мало. Бюсты героев войны были уничтожили при революции. А позже социалистический режим уничтожил и систему водоёмов, которыми так славились Гагаринские пруды, вокруг которых раскинулся парк "Красная Пресня".

    Как добраться - информация для туристов

    Это место для отдыха и развлечения находится по адресу: улица Мантулинская, 5. Коренные жители, часто приезжающие в парк "Красная Пресня", как добраться до него, знают очень хорошо. А вот туристы могут доехать на метро и пройти затем пешком. Ближе всего к парку расположена станция «Выставочная» - всего в семистах метрах. От станций «Улица 1905 года» и «Международная» двадцать минут ходьбы.

    Парк Красная Пресня, фото которого - свидетельство того, что здесь каждый найдет развлечения по душе, открыт для всех с девяти утра до десяти вечера. Каждый посетитель сможет обнаружить для себя что-то особенное и интересное.

    Тем, кто приходит сюда отдохнуть, обязательно стоит пройти до Тосканской колонны, которая возведена в честь победы в Отечественной войне двенадцатого года. Она дошла до нас из усадьбы «Студенец» и выполнена из белого камня. Колонну украшают ножны и венки, а когда-то ее венчала крылатая фигура, держащая в руке меч, но она со временем исчезла.

    До наших дней сохранились и другие шедевры старины, например "Октагон" - восьмиугольный фонтан - водокачка, созданная Жилярди и пережившая советскую эпоху.

    За последние годы парк "Красная Пресня" обзавелся различными модными нововведениями: воркаут-площадками, скейт-парком. По воспоминаниям старожилов, раньше он хоть и считался живописным местечком, но в советские годы был достаточно "диким". Сегодня же здесь предлагаются развлечения на любой вкус: начиная с проката велосипедов вплоть до открытой библиотеки. Вход в парк свободный.

    Летними днями сюда приходят дети со своими родителями и пожилые люди. По вечерам же можно встретить молодежь - компании и влюбленные парочки, облюбовавшие для себя скамейки и укромные уголки, которыми так изобилует парк "Красная Пресня".


    Мероприятия

    Бывшая усадьба «Студенец» сегодня изобилует развлечениями, большинство из которых предоставляется бесплатно. Здесь проводятся такие мероприятия, как занятия и соревнования по гимнастике цигун и фитнесу. Руководство парка радует гостей и жителей столицы разнообразием афиши мероприятий. Каждые выходные здесь организуются танцы и программы для детей, шахматные турниры, авторские вечера, фестивали и анимационные программы, маркеты. Здесь всегда проводятся праздничные в честь Дня Победы и т. д.

    Для самых маленьких

    Для родителей это отличный детский парк. "Красная Пресня" оборудована таким популярным у подростков скейтпарком, выполненным в нетрадиционном для нашей страны формате. Изгибы или скейт-плазы данной площадки полностью повторяют естественный ландшафт, а многочисленные препятствия сделаны как имитация улицы.

    В парке можно взять в аренду велосипеды, которые стали особенно популярными у москвичей в нынешнем сезоне. Пункт их проката находится непосредственно рядом со скейтпарком. Кроме этого, здесь можно гонять на веломобилях и электромобилях, многие катаются на квадроциклах и роликовых коньках. Стоимость аренды колеблется от пятидесяти до четырехсот рублей, в зависимости от транспортного средства и времени.

    Читальня

    Еще одно нововведение, которым пополнился парк "Красная Пресня" в этом году - это читальня под открытым небом. Она работает по системе буккроссинга, очень распространенного в мире сегодня. Принцип заключается в следующем: прочитавший книгу передает ее другому. Такая система в столичных парках уже внедрена - это проект "Книги в парках". Литературу можно подбирать в специальном ларьке. И хотя наслаждаться литературой на свежем воздухе получается только в ясную безоблачную погоду, поскольку в дождливый день это вряд ли возможно, тем не менее желающих всегда бывает очень много.

    Найти этот открытый читальный зал в изрезанном каналами, пересекающимися "горбатыми" мостиками, парке нелегко. Нужно просто ориентироваться на деревянные домики, расположенные на центральной аллее, а также на шезлонги, которые видны издалека и поставлены здесь специально для любителей почитать.

    Летний кинотеатр

    В лучших традициях парк "Красная Пресня" тоже имеет свой летний кинотеатр. С этой целью здесь оборудована эстрада. А многочисленные зрители располагаются для просмотра непосредственно на деревянном полу или на пуфиках и стульях. Отличный обзор открывается и со скамеек, расставленных по боковым сторонам. Киносеансы здесь бесплатные. Расписание работы летнего кинотеатра можно изучить на официальном сайте парка, а также на входе, где висит огромный стенд. В свободное же от большого кинопросмотра время на эстрадной сцене проходят творческие встречи или выступления музыкантов, актеров и режиссеров.

    Лекторий

    "Красную Пресню" для своих летних лекций и занятий выбрала и Международная школа дизайна, разместившись под шатром на небольшом островке в самом центре парка. Все, кто приходит сюда в с двенадцати часов могут посещать семинары преподавателей школы по самым различным темам, в том числе графического и

    Питание

    Многие посетители признают, что с этим вопросом дела в парке сегодня обстоят не очень благополучно. Единственный имеющийся ресторан у главного входа закрыли на реконструкцию. Поэтому перекусить можно в киоске "Венские колбасы", где, потратив около двухсот рублей, можно неплохо наесться. Недалеко установлен и автомат с едой и напитками - с шоколадками, газировкой, соками и кофе. А рядом с эстрадой работает палатка, продающая кофе с собой, различные снеки и домашний лимонад.

    Прогуливаясь по ухоженным дорожкам парка, я вдруг поймала себя на мысли: есть что-то еще очень приятное и комфортное в атмосфере. Это была тихая, ненавязчивая музыка, льющаяся из динамиков. Ей вторили многочисленные голоса птиц, обитающих в парке. Было очень странно, но гармонично. Все это настроило на расслабление, отдых и уединение.

    Такому лирическому настроению способствует бережно сохраненная природа и живописные виды парка. Осень хорошо сохранилась старая липовая аллея, вдоль которой, как ни странно, под сенью деревьев растут шампиньоны.

    Перейдя на остров по овальному мосту, я попала в настоящую зону отдыха. Здесь и бесплатные удобные шезлонги, и пуфики. Народ загорает прямо в центре города. Красота!

    Мамочки с колясками, дети, бегающие босиком по мягкой траве – что может быть лучше для тех, у кого нет возможности выехать за город летом?! Тут же, неподалеку, на острове – огромный белый шатер, где, наверное, можно скрыться от нагрянувшего неожиданно дождя. Но в тот момент там проходил какой-то семинар или тренинг школы дизайна. Никто никому не мешал: одни загорали, другие нянчили детей, третьи проходили обучение.

    Кстати, для детей в парке сделали прекрасную площадку со специальным покрытием, разными качелями и батутом. Дети оттуда не хотят уходить домой.

    Неподалеку находится небольшая эстрада. Очевидно, здесь проходят интересные выступления и праздники. Да, еще бесплатно крутят фильмы прямо под открытым небом. При входе висит афиша.

    Спортивные занятия в парке

    Приятно удивил прокат спортивного инвентаря. Чего тут только нет – велосипеды, ролики, веломобили, электро машинки для детей. Цены вполне приемлемые.

    Заметила и площадку для баскетбола и мини-футбола. Но самое интересное – это скейт-парк для любителей экстрима. Подростки тут выделывают разные трюки на роликах, велосипедах и скейтбордах. Захватывающее действо.

    Пять раз в неделю (понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье) в 10.00 все желающие могут позаниматься древнекитайской дыхательной гимнастикой с инструкторами. Вход совершенно свободный.

    История парка

    Небольшой парк «Красная Пресня», расположившийся на 16,5 га прямо в центре Москвы, по праву считается уникальным в столице. Это связано с единственными в Москве живописными «голландскими» прудами, которые сохранились на месте старинной усадьбы 18 века «Студенец».

    Усадьба принадлежала князьям Гагариным. М.А. Гагарин разбил в этом месте сад в так называемом «голландском стиле», предполагавшим наличие искусственных прудов. Само название усадьбы происходит от протекавшего здесь когда-то ручья Студенец, который славился своими бьющими чистейшими ключами. Жители округи всегда ходили сюда за прекрасной водой, считавшейся целительной.

    Впоследствии в 20-е годы 19 века усадьба перешла в руки к московскому генерал-губернатору А.А. Закревскому, построившему здесь красивый дом и занимавшемуся обустройством парка вместе с архитектором Дж. Жилярди. Сейчас усадьба восстанавливается, но, говорят, что это не имеет ничего общего с настоящей исторической реконструкцией. Ожидается, что будет обычный новодел.

    Кроме того, горе-реставраторы несколько лет назад, проводя работы, перебили жилу ключа, снабжавшего пруды водой. Они стали засыхать. В данный момент они как-то наполнены водой, но она в некоторых местах очень сильно цветет. Очевидно был нарушен водно-биологический баланс.

    В 1932 году на месте усадьбы был создан парк для отдыха москвичей. Часть прудов при этом засыпали, но перекинули новые мосты в стиле ампир.

    Очень интересны на вид чугунные парадные ворота парка, воссозданные архитекторами в 1998 году по фотографиям 30-х годов 20 века.

    При входе в парк вас сразу встречает Ленин, памятник которому поставлен здесь в 1976 году. На вид он очень грустный и обветшалый. Сидит, думает, что-то записывает в свою медную тетрадь…

    Поскольку было время обеденного перерыва, немногочисленные аллеи парка заполнились «белыми воротничками», или по-другому – «офисным планктоном», который «выплыл» сюда подышать свежим московским воздухом, забыв про все свои бизнес-дела. Вообще парк находится как бы в объятиях деловой жизни Москвы – его окружают Центр международной торговли и Экспоцентр. Да и Москва-Сити совсем рядом.

    Приезжайте в парк, чтобы почувствовать себя в уединении и спокойствии, отдохнуть и расслабиться.

    Еще несколько фотографий парка:

    Как добраться:

    Парк находится по адресу – улица Мантулинская, дом 5. Как добраться: от метро пешком можно дойти следующим образом:

    • от станции метро «Выставочная» - 751 м;
    • от станции метро «Улица 1905 года» - 1288 м;
    • от станции метро «Международная» – 1331 м.

    Вход. 1950-1960 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/1477


    Парадные ворота воссозданы в 1998 году

    Историческая справка:

    В XIV веке здесь лежало «село Выпряжково на Студенце», принадлежавшее внуку Ивана Калиты, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму, герою Куликовской битвы. Двор его находился поблизости - на «Трех горах».

    "Каждый сантиметр огромного (16,5 гектаров) заповедного парка дышит историей. В начале XVIII века на берегу ручья Студенец располагался загородный дворец князей Гагариных. Вода из Студенца обладала такой целительной силой, что хозяева усадьбы возвели колодец, из которого все страждущие могли утолить жажду.

    Позже, уже в XIX веке, новый хозяин усадьбы «Студенец» Арсений Закревский - генерал-адъютант Александра I и герой Отечественной войны 1812 года, провёл реконструкцию территории. Автором новаторских идей стал выдающийся архитектор Доменико Жилярди. Усадьба производила такое впечатление на современников, что её заслуженно называли «абсолютной Венецией в садах».

    Потом многое изменилось. К сожалению, в советский период парк потерял свою первоначальную прелесть. Многие скульптуры и несколько прекрасных садов бесследно исчезли. Но сегодня ведётся постоянная, бережная и кропотливая работа по восстановлению утраченного. Так возвращается долг истории и москвичам,"- сообщает официальный сайт парка http://p-kp.ru/

    Справедливости ради необходимо уточнить, что беды Студенца начались не в советский период, а задолго до революции. И усадьба, и Сад Студенецой школы садоводства изрядно обветшали на рубеже XIX-XX веков. Согласно докладу комиссии, "постройки найдены в крайне неудовлетворительном состоянии. Владения не огорожены, открыт доступ бродячему люду. Одно из зданий вследствие ветхости необитаемо." В разные годы имение страдало от пожаров и наводнений. По состоянию на 1908 год, главный дом усадьбы был разрушен, но сохранялись флигели, часть каналов была засыпана, остров занимали теплицы и оранжереи. В 1915 году школу садоводства собирались передислоцировать аж в окрестности города Сочи, а территорию усадьбы приспособить под промышленные нужды.

    Этим планам помешала Первая мировая война и революционные катаклизмы. После революции приусадебный парк стал местом отдыха рабочих и их семей. Основательно за возрождение парка взялись в 1930-е годы, ликвидировав железнодорожную ветку, ведущую к Трёхгорной мануфактуре. В 1932 году на месте усадьбы Студенец и Сада Студенецой школы садоводства был создан Парк культуры и отдыха «Красная Пресня» с концертной эстрадой, аттракционами, детским городком, лодочной пристанью. Праздничные народные гуляния завершались фейерверками на воде. Идеализировать сталинскую Москву тоже не надо - по соседству находились огороды, свалки и пустыри.


    1951 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/84424
    Портрет И.В.Сталина из ковровых цветов (Парк культуры и отдыха "Красная Пресня" Москва). Выполнен по эскизу и под руководством художника-декоратора А.Беляева. Журнал "Огонёк" №47 ноябрь 1951

    По Генплану реконструкции Москвы 1935 года территория включалась в состав огромного Краснопресненского парка от Камер-Коллежского вала до линии Белорусской железной дороги (при этом Ваганьковское кладбище было бы уничтожено). Как вариант, планировалось создание в Студенце Гидротехпарка с каналами, шлюзами и другими сооружениями. Эти идеи похоронила новая война - Великая Отечественная. К Трёхгорке снова проложили железнодорожные пути.

    Хотя проекты обустройства парка и воссоздания исторической усадьбы возникали и в 1960-е, и в 1970-е годы, работа над реконструкцией главного здания началась лишь в 2006 году и должна завершиться во втором квартале 2014 года. Кажется, строители не особо спешат (не олимпийский же объект), и сроки окончания могут передвинуться.

    Название усадьбы на берегу Москвы-реки произошло от ручья Студенец. До проведения в Москву Мытищинского водопровода в колодцах на Трёх Горах была лучшая в городе питьевая вода, за которой богатые люди присылали водовозов даже за несколько километров.


    Павильон «Октагон», 1904 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/11041

    На Мантулинской улице сохранился колодезный павильон "Октагон", построенный в 1820-е годы знаменитым архитектором Доменико Джилярди в стиле ампир. Павильон декорирован в древнеримском духе времён первого римского императора Августа и увенчан небольшим куполом. Сооружение получило название от латинского слова, означающего восьмиугольник.

    На стенах находились бронзовые львиные маски, из пасти хищников вытекала природная ключевая вода. Примерно в 1974 году маски демонтировали, а в 1975 году в связи с перепланировками территории павильон был передвинут при помощи лебёдок и сейчас его можно увидеть в сквере возле Центра международной торговли.

    В 1955 году на месте снесённых построек школы садоводства открылся новый кинотеатр "Красная Пресня" (архитектор А.Рапорт). Согласно Постановлению Правительства Москвы, в 2001 году здание ставшего нерентабельным кинотеатра было передано в аренду "под просветительско-развлекательную деятельность" Международному фонду развития кино и телевидения для детей и юношества (Фонд Ролана Быкова). Сейчас на нём нет вывесок, на фасаде сохранились оригинальные лепные украшения, фонари возле входа, хотя само здание со временем зачем-то было перекрашено из светло-жёлтого в мрачновато-коричневый цвет.

    Реконструированные административные здания и кафе

    Напротив входа в парк установлен памятник Ленину

    Усадьба Студенец на стадии реконструкции

    На баннере размещена необходимая информация о строительстве, а на заборе - полезный текст об истории усадьбы Студенец (который был использован при составлении текста этого сюжета).


    Фонтан, 1987-1990 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/95107

    На острове сохранилась Тосканская колонна, постамент которой украшен мечами в ножнах и венками. А вот скульптуры полководцев - героев войны 1812 года,- созданные по проектам В.Стасова, утрачены. Эти памятники были установлены в 1820-1830 годах по инициативе тогдашнего владельца усадьбы графа А.А.Закревского. Каждый из островков парка был посвящен памяти одного из героев, под начальством которых Закревский служил: Каменского, Барклая, Волконского.

    До недавнего времени в парке находилась галерея Русской ледовой скульптуры с постоянной круглогодичной экспозицией. Чтобы летом посетители не замёрзли, на входе выдавали тёплые шубейки.

    Среди многочисленных культурных событий, проводившихся в парке "Красная Пресня", запомнился фестиваль "Улица истории": перед горожанами предстали российские воины разных эпох, доминошники за кружкой пива, диссидент-самиздатовец и другие персонажи из давнего и недавнего прошлого.

    Перед концертной эстрадой - танцевальная площадка, в парке работают балетные и танцевальные кружки. А с этническими иноземными танцами можно ознакомиться на фестивале "Латинофест".

    Старинная дворянская усадьба Студенец расположена на левом берегу Москвы-реки, в Пресненском районе столицы, на территории парка культуры и отдыха «Красная Пресня». Официальный адрес усадьбы: Мантулинская улица, владение 5.

    Усадьба Студенец, основанная при старинной Звенигородской дороге, близ урочища «Три Горы», относится к одним из самых ранних московских усадеб и является уникальным в своем роде садово-парковым комплексом Петровского времени.

    История ее берет начало в XIV веке. Считается, что название «Студенец» родилось от студеного родника, ручья, протекавшего через эту местность и впоследствии наполнившего своими чистейшими водами изумительные по красоте искусственные каналы и пруды парка. В XIV веке село Выпряжково на Студенце, являвшееся прародителем современной усадьбы, принадлежало серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму - герою Куликовской битвы, двоюродному брату Дмитрия Донского и внуку Ивана Калиты. После кончины князя вдова его, княгиня Елена Ольгедовна, в 1431 году передала владение митрополиту Фотию. Тот же, в свою очередь, передал его основанному в 1430 году Новинскому Введенскому монастырю. Здесь, на ручье Студенец, были обустроены патриаршьи пруды. Монастырь владел землей до первой четверти XVII века, после этого она постепенно начала переходить в удельную собственность русских царей и князей и использовалась под нужны дворцового хозяйства.

    В конце XVII века земли села Выпряжково были пожалованы Петром I его ближайшему сподвижнику - князю Матвею Петровичу Гагарину, который устроил на них свой загородный двор.

    Гагарины - один из старейших русских дворянских родов, являющийся ветвью княжеского рода Стародубских, основателем которых был князь Иван - младший сын Всеволода Большое Гнездо. Потомок князя Ивана в седьмом колене, князь Михаил Иванович Голибесовский-Стародубский, получил мирское прозвище «Гагара», которое впоследствии перешло его предкам в форме трансформировавшейся фамилии. От Михаила Ивановича Гагары и пошли четыре ветви князей Гагариных, к одной из которых принадлежал владелец Студенца князь Матвей Петрович Гагарин - колоритнейший персонаж Петровской эпохи.

    Портрет князя Матвея Гагарина. Художник Сальватор Тончи.

    Петровское время - яркая страница российской истории, эпоха перемен и открытий, формирования новых представлений об эстетике в искусстве. Широко известно увлечение Петра I Европой. В 1697-1698 годах молодой царь совершил длительное путешествие по Голландии, самой передовой стране того времени, первой в мире буржуазной республике и главной морской державе, где он наблюдал за складом жизни голландцев, обучался корабельному мастерству, работая на верфи простым плотником, осматривал фабрики, мастерские, лаборатории, посещал театры, музеи, встречался с инженерами, учеными и художниками. Уделял внимание царь и парковым ансамблям, он посетил все знаменитые сады Нидерландов, и его путевые заметки пестрели описаниями европейских парков.

    В Голландии по приказанию Петра нанимались для работы в России специалисты разных областей деятельности, в том числе и садоводы. По возвращении своем на родину царь отправлял русских за границу учиться ремеслам и наукам, в частности, и садовому и ландшафтному искусству. За рубежом закупались книги по благоустройству парков, ботанике, архитектуре малых форм, приобретались альбомы с иллюстрациями и планами лучших дворцово-парковых ансамблей, которые Петр в своей поездке лично осматривал и изучал с целью дальнейшего применения полученных знаний на практике. Великий преобразователь стремился к развитию в России в деле садоводства изящных вкусов и внедрению новейших приемов декоративного искусства. По заявлениям историков, Петр обладал сильным эстетическим чутьем и был одарен незаурядным чувством прекрасного. Привлекая к работе в России мастеров из Европы, он неизменно останавливал свой выбор на самых лучших и одаренных. Любимым садовым мастером Петра был голландец Ян Роозен (Росен), которого он в 1712 году пригласил для создания в Петербурге задуманного и спроектированного царем Летнего сада. С основателем Московского госпиталя - нидерландским доктором Николаасом (Николаем Ламбертовичем) Бидлоо, - устроившим сад «при своем доме» на Яузе на земле, выделенной царем, Петр лично вел переписку, руководя, подсказывая, советуя, как рыть каналы, пруды, перекидывать мостки и прокладывать аллеи, чтобы создать настоящий «голландский сад».

    Классическим прототипом голландских садов на протяжении всего XVII столетия считался «канальный сад» Фредерика Хендрика, созданный в 1621 году. Небольшой сад развернут на ровной площади, имеет две основные осевые аллеи, пересекающиеся под прямым углом и делящие его на четыре части. Прямоугольные партеры акцентированы стрижеными аллеями, водные каналы подчеркнуто геометричны. Дом владельца замыкает главную композиционную ось парка. Именно такими садами - со строгой линейной композицией, простой и четкой прямоугольной планировкой, системой небольших декоративных водоемов - любовался Петр в Голландии во время своего путешествия и впоследствии стремился у себя на родине создавать ансамбли по их образу и подобию.

    Матвей Петрович Гагарин, владелец усадьбы Студенец на Москве-реке, принадлежал к ближайшему окружению Петра I. Один из любимцев царя, он сопровождал его в европейских поездках, а по возвращении из них активно участвовал во всех его делах и начинаниях. В молодые годы он служил стольником при московском Дворе, позже был воеводой в Иркутске и Нерчинске, некоторое время являлся послом в Китае. По словам современников, Петр уважал Гагарина за многие прекрасные качества.

    После победы России над Швецией и присоединением новых территорий стал актуальным вопрос связи внутренних районов страны с Балтикой и с новой строящейся столицей. Для решения его Петр замыслил обратить русла рек при помощи каналов в удобные транспортные артерии. Первым таким водным путем, соединившим центральную Россию с Петербургом, стал Тверецкий канал в Вышнем Волочке. В 1703 году начальником его строительства был назначен М.П. Гагарин (потому и канал долгое время именовался Гагаринским). Во время осуществления проекта строительства канала Гагарин проявил себя способным инженером, сумевшим при содействии привлеченных к работам голландских мастеров умело использовать гидротехнический потенциал местности. В 1708 году, сразу по завершении сооружения Тверецкого канала, Петр учредил в Москве губернаторский пост, назначив на него М.П. Гагарина и поручив ему первым делом укрепление старинных стен Кремля и Китай-города новыми бастионами.

    Вероятно, именно в этот период М.П. Гагарин, ставший московским губернатором, устраивает в своей усадьбе Студенец «канальный сад» на голландский манер. Ведь его царственный покровитель искренне увлечен Голландией, мечтает о создании Русского Амстердама. Ориентируясь на вкусы Петра и желая, вероятно, приятно поразить его, Гагарин спешит обустроить в Студенце голландский сад. Вполне возможно, что создание паркового ансамбля было приурочено к вполне определенному событию: на конец 1709 года по велению Петра I в Москве назначено грандиозное восьмидневное торжество по случаю победы русских войск под Полтавой, князю Гагарину поручено организовать празднество. Естественно, новый губернатор мечтал устроить Петру пышный прием в своей только что отстроенной усадьбе.

    При строительстве усадебного комплекса М.П. Гагарину пригодился опыт работы по устройству Тверецкого канала, к месту оказались технические знания и умения голландских специалистов и силы русских строителей, занятых на перекопных работах.

    Равнинный характер земельного участка, обилие воды: Москва-река, существовавшие с давних времен пруды бывшей патриаршей усадьбы, ручьи и источники - эти природные условия создавали удивительное сходство с ландшафтами Голландии и предоставляли возможность для успешного осуществления задуманного проекта сада. Все естественные факторы были учтены и использованы для создания масштабного и живописного гидропарка, состоящего из целого лабиринта водных каналов и островов между ними, к сожалению, лишь частично сохранившихся до наших дней. Для русской усадебной культуры XVII-XVIII веков традиционным считалось размещение дворцово-паркового комплексов на берегах рек или у прудов для максимального использования всех преимуществ такого расположения и освоения водных ресурсов местности в утилитарных и декоративных целях. Парковый ансамбль Студенца создан в духе этих традиций - с активной и свободной ролью воды в его ландшафте. Но главное отличие, выделяющее Студенец из ряда усадебных ансамблей других эпох, предшествовавших петровской или следовавших за ней, - это удивительная строгая простота, ясность планировки и обширность водной поверхности в композиции. В осуществленном Гагариным проекте были эффектно объединены две стихии - вода и воздух. Сухость линий регулярной композиции ансамбля мягко разбавлена воздушной перспективой, в которой растворяются, пропадают дальние планы, а вода и зелень создают живописную, приятную глазу картину.

    Хотя каналы восточной части парка исчезли в конце XIX века, по сохранившимся до нашего времени элементам водной системы парка можно воссоздать первоначальную структуру планировки Студенца. Это размеренный регулярный «голландский» сад с прямыми линиями каналов, обширными водными поверхностями и четкими осевыми аллеями из невысоких стриженых деревьев. Впрочем, в западной части парка сохранилось несколько очень старых, свыше 300 лет, дубов. Как известно, Петр I любил большие старые деревья и при формировании новых парковых ансамблей приказывал их сохранять. Наличие 300-летних дубов в Студенце, видимо, говорит о желании создателя сада и в этом следовать желаниям царя. Возможно, здесь присутствовали и другие породы деревьев, ведь помимо дубов, Петр любил еще и липы, вязы, лиственницы, грабы, буки, каштаны, и из Голландии в Россию было привезено несколько тысяч саженцев этих пород. Голландский сад традиционно оформлялся причудливыми беседками и галереями, трельяжами для вьющихся растений, гротами, скульптурой. Активно использовались и цветы: сады изобиловали цветниками, в основном из «пахучих» цветов.

    Трагически сложилась судьба создателя усадьбы Студенец - соратника Петра I Матвея Петровича Гагарина. Удача часто баловала его, сопровождала на пути карьерного роста, пока однажды не отвернулась от него и не покинула навсегда. Государь высоко оценил заслуги и деловые качества Гагарина при строительстве гидротехнического комплекса на Тверце и московском губернаторстве, поэтому после учреждения в 1708 году губерний именно его назначил губернатором Сибири.

    Во время своего руководства этим краем Гагарин многое сделал для него: достроил в Тобольске каменный Кремль, украсил сибирскую столицу многочисленными каменными постройками, внес богатые вклады в Тобольский Софийско-Успенский собор и другие храмы, жертвовал средства на бедствующих пленных шведов, находившихся в Сибири, укреплял отношения России с Китаем. Первоначально князь Гагарин следовал указаниям государя, однако позже стал самовластно управлять богатым и обширным краем, не отказывая себе лично в роскоши и удовольствиях, слава о которых докатилась и до столицы. За обедом у князя подавали порядка 50 различных кушаний на серебряной и золотой посуде; подковы лошадей Гагарина были серебряными, колеса кареты - тоже окованы серебром; в Москве на Тверской улице князь выстроил для себя потрясающие своим великолепием палаты, в которых стены были зеркальными, а потолки представляли из себя стеклянные аквариумы с живыми рыбами; среди принадлежащих ему богатств был самый драгоценный из всех известных на тот момент рубинов, привезенный ему из Китая (впоследствии он был подарен князю Меньшикову, а от него перешел к Екатерине I). Похоже, что князь все меньше думал о пользе государства и все больше - о своей собственной. Существует также мнение о том, что Гагарин не просто злоупотреблял финансовыми тратами казенных средств, но и вовсе намеревался отделить Сибирь от России и создать обособленное государство под своим управлением.

    Недоброжелатели не преминули донести царю о действиях Гагарина, и Петр резко изменил к тому отношение. Официально проштрафившийся губернатор был отдан под суд за финансовые махинации, однако истинной причиной опалы многие называли замышляемый им мятеж. Комиссия «Большого сыска», проведя следствие и рассмотрев дело, обвинила Гагарина в казнокрадстве. Пытаясь спасти себя, он обратился с письмом к Петру, признавая свою вину и прося помилования. Но царь не простил превышения данной ему в Сибири власти и, видимо, желая раз и навсегда положить конец чиновничьему казнокрадству, повелел публично казнить князя. В 1721 году бывший сибирский губернатор был повешен в Петербурге в назидание современникам и потомкам. А тело его в качестве знака устрашения коррупционеров еще много месяцев оставалось повешенным на виселице на всеобщем обозрении. Одновременно с казнью князя было конфисковано все его имущество, изъятые имения были пожалованы Пашкову, Брюсу, Девиеру, Мамонову, московские и загородные дворы переданы Олсуфьеву. Наказаны были и ближайшие родственники казненного князя. Сын его, Алексей Гагарин, был разжалован в матросы.

    В период правления Анны Иоановны Студенец был возвращен внуку М.П. Гагарина - Матвею Алексеевичу, который вновь обустроил усадьбу. В царствование Елизаветы I «дача Гагарина» была популярным местом гуляний, где устраивались разнообразные забавы: выступления фокусников, канатоходцев, многочисленных музыкантов и певцов, пуск фейерверков, иллюминация и пр.

    Несмотря на перипетии в судьбах владельцев усадьбы Студенец, на протяжении XVIII века первоначальный облик созданного там «водного» регулярного парка существенно не менялся. В архивных материалах сохранилось несколько планов усадьбы второй половины XVIII века. В тот период она значилась в документах загородным домом Гагариных, а в неофициальных источниках фигурировала как «Гагаринские пруды». На планах 1763, 1767, 1778 годов видно, что вдоль западной границы парка протекает ручей, питающий западную половину канала. В западном углу территории усадьбы обозначен небольшой регулярный сад. Восточная часть каналов соединена с прудом, выкопанным ниже колодца с ключевой водой. В письменных источниках также упоминаются «дом господский деревянный, при котором копаные пруды с островами» и «Сенные покосы хорошие. Лес строевой».

    Фрагмент сельца Студенец, владения господина Матвея Алексеевича Гагарина. 1763. Копия чертежа РГАДА.

    Во второй половине XVIII века дворянские гулянья, устраиваемые на «Гагаринских прудах», были широко известны в Москве и пользовались успехом у почетной публики. «Московские ведомости» от 27 июня 1754 года сообщают: «На сей неделе во вторник… на гульбище, что на Трех горах, было такое множество народу, какого редко в прежние годы запомнят… Напоследок к находящемуся там известному князя Гагарина дому за множество карет в близость подъехать, а по прудам за теснотою разойтись едва возможно было. При чем, что в здешней императорской столице ни есть знатное и богатое, прекрасное и великолепное, то все можно было тут увидеть». То же издание годом позже извещало читателей, что 24 июня «...великое собрание народу было на Трех горах, где в сей праздник обыкновенно бывает гульбище, а особливо на состоящих в близости оного места славных прудах князя Гагарина».

    В 1804 году Студенец сменил владельца - его новым хозяином стал граф Федор Андреевич Толстой, сенатор, тайный советник, помещик, библиофил, участник Общества любителей русской словесности, коллекционер рукописей и старинных книг. В 1818 году дача в Студенце перешла в качестве приданого его дочери Аграфене Федоровне при ее вступлении в брак с Арсением Андреевичем Закревским, министром внутренних дел, а позже - генерал-губернатором Москвы. Новые владельцы Закревские подолгу живут на даче, отдыхают, пьют трехгорную воду, плавают на лодках, рыбачат и наслаждаются видами прекрасного сада.

    Портрет графа А.А. Закревского. Неизвестный художник. 1810-е.

    Портрет графини А.Ф. Закревской. Неизвестный художник. 1810-е.

    А.А. Закревский участвовал в Отечественной войне 1812 года и при обустройстве разоренной за время военных действий усадьбы решил придать ей особый мемориальный характер, превратить парк в своеобразный памятник недавней войне. По его распоряжению строится новый деревянный дом с флигелями (не сохранился до наших дней). Парк оформляется монументами, павильонами, гротами, посвященными войне и ее героям: М.Б. Барклаю-де-Толли, Н.М. Каменскому, П.М. Волконскому, А.П. Ермолову и др. Главным же символом патриотизма в обновленном усадебном комплексе становится ключ Студенец, ведь именно здесь причащались русские солдаты перед битвой с врагом осенью 1812 года. Над Святым источником сооружается восьмигранный павильон Октагон.

    Семью Закревских в обновленной усадьбе навещали многие известные люди. Известно, что однажды Студенец посетил генерал А.П. Ермолов, которому хозяевами с торжественностью был продемонстрирован монумент, воздвигнутый в его честь. Возможно, бывал в гостях и Д.В. Давыдов - знаменитый поэт и партизан войны 1812 года, - во всяком случае, он часто бывал в другом имении Закревских - в Ивановском под Подольском.

    Супруга А.А Закревского Аграфена Федоровна Закревская, которую еще с девических времен звали нежно «Грушенька Толстая», была известна в свете как красивая, блестяще образованная и воспитанная, независимая во взглядах женщина с живым и острым умом. Она была объектом преклонения многих. Ей посвящал стихи Е.А. Баратынский, восхищался П.А. Вяземский, до женитьбы ею был увлечен А.С. Пушкин. Последний в своих письмах к А.И. Вяземскому называл ее «медной Венерой». Она часто вдохновляла его, была музой его творчества. А.Ф. Закревская предстает в одной из глав «Евгения Онегина» «блестящей Ниной Воронскою», «Клеопатрою Невы». И после женитьбы поэт не переставал восхищаться красотой, умом и манерами Закревской, воссоздавая ее образ в стихах и прозе. В неоконченных повестях «Египетские ночи», «Гости съезжались на дачу», «Мы проводили вечер на даче» Пушкин вновь и вновь обращается к сюжету о Клеопатре, в героине коего явно просматривался все тот же прототип - «душа общества» и хозяйка Студенецкой усадьбы. Бывал ли великий поэт в Студенце, точно не известно. Но он имел тесное знакомство с А.А. Закревским, неоднократно обращался к нему, был знаком и поддерживал общение со многими членами семейства, поэтому вполне мог посещать студенецкую дачу в конце 1820-х, когда подолгу жил в Москве.

    Первая половина XIX века - период нового яркого расцвета усадьбы Студенец. Заслугу создания нового главного дома и других построек в парке многие искусствоведы приписывают знаменитому архитектору Доменико Жилярди (хотя некоторые называют авторами В.П. Стасова и А.Г. Григорьева). Чертежи строений близки по своей технике исполнения к манере Жилярди, а некоторые сильно напоминают другие его строения, однако точных свидетельств работы Д.И. Жилярди над проектом обновленного Студенца в данный момент нет. До нашего времени сохранилось два памятника той эпохи - павильон Октагон и Монумент-Колонна в парке, подвергавшаяся реставрации в 1960-х годах, прежде имевшая завершение в виде крылатой фигуры с мечом. При перестройке усадьбы Закревскими в парке между колоннами появилась пейзажная планировка с живописными тропинками и дорожками среди асимметрично размещенных монументов и павильонов; были расчищены и заполнены чистой проточной водой каналы; острова соединены деревянными мостками. Прежде прослеживавшиеся в построении и оформлении паркового комплекса голландские мотивы петровского времени сменились на итальянские. Современники восторженно именовали дачу Закревских «абсолютной Венецией с Садах». В целом А.А. Закревский не стремился к изменению основ, заложенных в композиции парка при строительстве в начале XVIII века, парк сохранил черты первоначального образа, но при Закревском его оформление было обновлено, и идея этого обновления приобрела мемориальный характер, внеся дополнительное смысловое значение отдельным архитектурным элементам ансамбля и сделав парк своего рода памятником героям войны 1812 года.

    Генплан усадьбы Студенец. 1830-е - 1840-е. Копия чертежа РГАДА. План Москвы Шуберта.

    Главный усадебный корпус с флигелями. РГИА. 1830-е.

    Главный усадебный дом с флигелями.

    Павильон Октагон. РГИА. 1830-е.

    Павильон в саду. РГИА.

    Беседка в саду. Памятник на могиле коня А.А. Закревского, т.н. "Усыпальница коня Закревского".

    Усадьба Студенец в XIX веке пользовалась не меньшим интересом у публики, нежели в бытность ее в собственности у Гагариных. По праздникам дача Закревских была открыта для посещений, на ее территории проводились различные мероприятия, давались представления. Так, например, 19 августа 1828 года в Студенце происходил запуск воздушного шара, но котором «аэронавт госпожа Ильинская неустрашимо поднялась под огромным шаром на утлой лодочке довольно высоко, зажгла в зените своем несколько ракет и опустилась весьма щастливо на лугу подле дачи. Любопытных было очень много».

    Студенец. Общий вид усадьбы. Картина неизвестного художника. 1820-е.

    Студенец. Вид в парке. Картина неизвестного художника. 1820-е.

    Около 1834 года, после отставки А.А Закревского с поста министра внутренних дел, за 400 тысяч рублей Студенец приобретает Павел Николаевич Демидов, богатейший дворянин, владелец Уральских чугуноплавильных заводов, известный благотворитель и меценат. Новый владелец, впрочем, не стал использовать усадьбу в личных целях, а в качестве очередного своего акта благотворительности, коими он очень славился, подарил ее в начале 1834 года государству для основания какого-либо общественного заведения, присовокупив к подарку еще 15 тысяч рублей на ремонт главного дома. Супруга императора Николая I Александра Федоровна причислила Студенец к благотворительным учреждениям Ведомства императрицы Марии Федоровны, и в 1835 году позволила Обществу любителей садоводства открыть в усадьбе школу садоводства «с целью подготовки опытных садовников».

    Портрет Павла Николаевича Демидова. Художник П.П. Веденецкий.

    Школа садоводства разбила в усадьбе обширные цветочные питомники и оранжереи, в которых выращивались растения на продажу. Очень славились студенецкие штамбовые розы более сажени высотой, коллекции георгин неоднократно получали на выставках первые премии. На островах парка выращивались саженцы различных пород деревьев и кустарников. В теплицах успешно вызревали виноград и персики, в саду насчитывалось 60 разновидностей груш и 15 слив. Воспитанники школы обучались теоретическим и практическим основам садоводства, занимались акклиматизацией растений.

    В период размещения в Студенце школы садоводства в усадьбе также постоянно собирались посетители. Летом каждое воскресенье устраивались здесь гулянья, музыкальные вечера, спектакли, ужины, организовывались катания на лодках и катерах по каналам сада, фейерверки и прочие эффектные зрелища.

    По-прежнему славился Студенец своими родниками и ключами. Студенецкая вода, в которой отсутствовали органические примеси, высоко ценилась в Москве: ее использовали для приготовления искусственных минеральных вод, брали к императорскому двору, когда тот пребывал в первопрестольной, и в дома знати и состоятельного купечества, «пользовали» при производстве на расположенном поблизости Трехгорном пивоваренном заводе.

    В новый период усадьба продолжала подвергаться реконстуированию, в ней происходили некоторые перестройки, не носившие глобальный характер. Искусствовед Е.И. Кириченко приводит сведения об участии в строительных работах в Студенце во второй половине XIX века архитектора М.Д. Быковского. В архивах ЦИАМ имеются интересные планы северной части парка, датируемые 1908 годом, на которых представлена весьма своеобразная пейзажная структура и планировка небольшого сада в стиле модерн, а ассортиментная ведомость сада богата разнообразными декоративными растениями.

    Усадьба Студенец на топографическом плане Москвы 1838 года.

    Усадьба Студенец на Хотевском плане Москвы 1852 года.

    Усадьба Студенец на плане столичного города Москвы 1878 года.

    Школа садоводства Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны просуществовала в Студенце до революции 1917 года. После усадьба была национализирована, и в смутные времена парковому комплексу пришлось несладко. Культурное наследие царизма серьезно страдало в рамках идеологической борьбы нового советского строя с традиционными порядками. Не стал исключением и канальный парк, оказавшийся в центре района рабочих-революционеров. Беспорядки, нецелевое использование и бесхозяйственность не лучшим образом отразились на его облике и состоянии. В 1931 году парк передали в ведение Трехгорной мануфактуры, а в 1932 году было решено создать на его базе парк культуры и отдыха «Красная Пресня». Казалось бы, это могло сохранить парк от уничтожения. Но стремление новой власти все переиначивать на свой манер превышало пределы разумного. Начались преобразования: часть прудов засыпали, берега каналов одели в бетон, что неблагоприятно сказалось на состоянии вод, многие старинные живописные мостики разрушили, построив новые, не отличающиеся изысканностью и гармонией стиля, большинство монументов в память героев войны 1812 года исчезло безвозвратно. Из мемориальных объектов парка до наших дней сохранилась только Тосканская колонна на острове, правда, украшавшая ее некогда крылатая фигура утрачена. Старый усадебный дом фактически был разрушен в первой половине XX века, к 60-м годам от него остался лишь фундамент и один флигель. Были разобраны красивые ампирные ворота, оформлявшие въезд в парк. В 1955 году на месте снесенных сооружений школы садоводства было построено здание кинотеатра «Красная Пресня».

    Усадьба Студенец на плане Москвы 1952 года.

    Сохранившийся павильон-водокачка Октагон в 1975 году был передвинут на 22 метра в сторону из-за строительства высотных корпусов Центра международной торговли и потерял свое первоначальное значение оформлять родниковый ключ Святого источника, а сам ключ был убран в подземный коллектор, выходящий к Москва-реке. На территории бывшей усадьбы также были возведены некоторые хозяйственные постройки, спортивные сооружения, врывающиеся в парк и нарушающие его изначальную структуру и планировку.

    Передвижка павильона Октагон. Копия чертежа Э.М. Генделя. 1975 год.

    В наше время прежняя загородная дача продолжает свою жизнь в городской среде, находясь едва ли не в самом центре шумного мегаполиса. В 1960 году центральная часть парка (около 18 га) объявлена памятником истории и культуры федерального значения и взята под охрану государства. Правда, в 2011 году статус охранного объекта был понижен до регионального значения. С 1990-х предпринимаются попытки частичного восстановления усадебного комплекса.

    Проект восстановления пилонов ворот. Моспроект-2, Мастерская-13. 1993 год.

    По архивным фотографиям 1930-х годов в 1998 году реставраторами Н.Ф. Журиной и А.С. Королевой были воссозданы въездные ворота парка. Мемориальные традиции усадьбы были поддержаны воинами-афганцами, посадившими в парке аллею конского каштана. Выбор породы деревьев не был случаен: известно, что конский каштан рос в Студенце и раньше, его высаживал на одном из островков между каналами еще сам А.А. Закревский в третью годовщину рождения своей дочери Лидии (в 1829 году). С 2010 года начались работы по реставрации главного дома усадьбы с флигелями. В ближайшее время они должны завершиться, и у москвичей, хочется верить, появится, наконец, возможность увидеть воссозданный исторический облик великолепной в прошлом усадьбы.

    Проект реставрации главного усадебного дома с флигелями в усадьбе Студенец. Фронтальный вид. 2006-2008 годы.

    Проект реставрации главного усадебного дома с флигелями в усадьбе Студенец. Изометрический вид. 2006-2008 годы.


    Проект реставрации главного усадебного дома с флигелями в усадьбе Студенец. Дополнительные виды. 2006-2008 годы.

    Подводя итог и оглядываясь на историческое прошлое усадьбы Студенец, стоит отметить, что увлеченность Петра I примером прогрессивной Голландии и его активная деятельность по продвижению отмеченных им за рубежом идей в садово-парковом искусстве заложила такие прочные основы и традиции в этой области, что в дальнейшем Россия дала мировой культуре поистине великолепные образцы парковых ландшафтов, способные составить достойную конкуренцию своим европейским прототипам. И «канальный сад» М.П. Гагарина в усадьбе Студенец - один из самых ранних их таких образцов и совершенно уникальный для Москвы и России.

    Павильон Октагон. Photo by Евгений Чесноков / yamoskva.com

    Тосканская колонна. Photo by Евгений Чесноков / yamoskva.com