• Лев на дворцовой пристани адмиралтейской набережной. Львы дворцовой пристани

    Дворцовая пристань - парадный спуск к Большой Неве в Питере, созданный по проекту Карла Росси в первой четверти XIX века и декорированный статуями львов.

    На набережной Невы против восточного крыла Адмиралтейства , увенчанного стройным золотым шпилем с корабликом, находится гранитная Дворцовая пристань, декорированная двумя медными статуями сторожевых львов.


    Дворцовая пристань находится в непосредственной близости к Адмиралтейству, Дворцовому мосту и Зимнему дворцу. Сейчас пристань используется как причал прогулочных катеров, в 2004 году использовалась как остановка водного автобуса. С начала XX века к пристани пришвартован плавучий ресторан. Пристань представляет из себя широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве. Она состоит из двух маршей по восемь ступеней, марши разделены между собой небольшой гранитной площадкой. Эта площадка по краям имеет два выступа, выходящих к реке. За этими выступами со стороны берега находятся гранитные пьедесталы львов. Монотонность вертикального параллелепипеда пьедестала разделена неширокими выступами. Сам лестничный спуск с боков ограничен парапетом набережных.


    Дворцовая пристань была Начала строиться в 1820-1824 годах. Она находилась в месте выхода Дворцового проезда к Неве. Сейчас на этом месте расположен въезд на Дворцовый мост. Пристань была построена по чертежам архитектора Карла Росси в рамках проекта по благоустройству территории у Зимнего дворца после строительства арки Главного штаба. Курировал работы сам император Николай I Строил пристань инженер А. Д. Готман. Одновременно с этими работами был построен Петровский спуск у западного павильона Главного Адмиралтейства. Предложенные Росси статуи львов являются точной копией флорентийских львов. Моделями для литья являлись гипсовые слепки с оригинала, которые хранятся в Академии Художеств. Такие же львы были установлены Карлом Росси у Михайловского дворца.


    После того, как все детали пристани были утверждены, в строительстве пристани наступила пауза, которая до сих пор не объяснена историками. С 1828 по 1832 год в деле строительства пристани не было подвижек, и с конца 1832 года события происходили одно за другим. В начале мая 1832 года Николай I сделал свой выбор: он распорядился установить на нижнем спуске к Большой Неве две порфировые вазы, присланные в дар шведским королём в 1830 году, а наверху поместить на высоких пьедесталах мраморные статуи Геркулеса и Флоры из Таврического дворца. В конце месяца царь меняет своё решение и далее работы ведутся по проекту Росси, 31 мая 1832 года высочайшему вниманию поданы все детали проекта. 5 июня 1832 года на Александровском чугунолитейном заводе запущена работа над фигурами львов и постаментами. В сентябре 1832 года статуи львов были установлены на Дворцовой пристани одновременно с порфировыми вазами. В конце 1832-начале 1833 года П. К. Клодту была поручена работа над диоскурами, но они не сместили с постамента ни львов ни вазы. А статуи Геркулеса и Флоры в 1862 году были установлены в Александровском саду.

    Это, пожалуй, самые популярные в Санкт-Петербурге сторожевые львы. Тонко вычеканенные из листовой меди царственно-величавые статуи грозных зверей хорошо видны отовсюду, а их профили четко прорисовываются на фоне темно-серой глади Невы и бледной голубизны чистого неба.


    Исторически между флигелями Адмиралтейства до постройки набережной находилась Адмиралтейская пристань. Первые идеи оформления спуска к Неве у Зимнего дворца в продолжение Дворцового проезда к Неве выдвигались ещё до засыпки Адмиралтейского рва в 1817 году. Первым сохранившимся прочтением пристани стала работа архитектора Л. Руска, созданная ещё до засыпки Адмиралтейского рва как часть проекта набережной между зданием Адмиралтейства и Зимним дворцом. Она представляла собой красивую пристань-лестницу, которая была украшена четырьмя скульптурными композициями, которые представляли собой аллегорические женские фигуры на круглых пьедесталах, с лежащими каменными львами, обращенными в сторону дворца. Другой проект сохранился в отделе эстампов Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он представляет собой рисунок неизвестного художника, изображающий пристань с двумя парами лежащих львов. Следующее предложение исходило от известного скульптора В. И. Демут-Малиновского. Он создал модель «Конь с водничим», которая не получила одобрения и была отклонена. Но на её базе возникла новая идея - украсить пристань конными группами наподобие скульптурной группы «Кони Марли», которая находится в Париже при въезде на Елисейские поля. Скульптурные композиции изображали исполинских бешеных коней, со свирепым взглядом и оскалом зубов и развевающейся гривой. Кони влекут за собой водничих, кажущихся в сравнении с животными малорослыми. Скульптурные группы были созданы в 1745 году скульптором Гийомом Кусту. В трактовке Кусту кони олицетворяют животное начало, символизируют стремительную неукротимую свирепость и поэтому изображены гигантами рядом с малорослыми водничими.От имени Петербургской Академии художеств был отправлен запрос о возможности получения малых моделей коней Марли. На первый запрос не было реакции и в 1827 году во Францию был отправлен повторный запрос. В ответ К. П. Брюллов в феврале 1828 года присылает из Парижа в Академию художеств небольшой рисунок одной из конных групп. В начале марта в Санкт-Петербург поступают малые бронзовые копии обеих групп, а 5 октября прибыли алебастровые для создания по ним больших моделей. Комиссия, запросив расходы на отливку композиций в металле, оценила стоимость 32 тысячи рублей за группу непомерно дорогой. Модели коней Марли изготовлены не были, начались поиски более доступного варианта.

    В проекте Дворцовой пристани архитектор хотел установить нижним ярусом статуи львов и верхним - статуи диоскуров работы П. К. Клодта. Скульптор получил правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения пристаней Адмиралтейской набережной в конце 1832 - начале 1833 года. Летом 1833 года скульптор изготовил модели для проекта, и в августе того же года модели были утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств. Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой скульптора и было решено выполнить обе первые группы в полном размере. После этого успеха в работе над этим проектом наступила вынужденная пауза, обусловленная тем, что Клодт завершал работу над скульптурной композицией Нарвских ворот. Этот перерыв закончился в середине 1830-х, и работа над проектом была продолжена. Император Николай I, курирорвавший проект пристани, не одобрил сочетание львов и лошадей. Вместо Диоскуров на пристани были установлены вазы, а диоскуры были установлены на Аничковом мосту.Вазы были выполнены из полированного порфира на Эльфдаленской гранильной фабрике в Швеции. Чугунные пьедесталы отлиты на том же заводе и по тому же проекту, как и для львов: на Александровском чугунолитейном заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя. До установки на этом месте вазы хранились в Таврическом дворце.


    Каждый петербуржец может с большой долей уверенности заявить о том, что одно из наиболее завораживающих мест в городе – Адмиралтейская набережная с загадочными львами. Царственные звери добавляют мистики в романтические прогулки этими местами. Пользующиеся огромной популярностью в Санкт-Петербурге, медные сторожевые львы являются точной копией собратьев, несущих охрану во Флоренции. С единственной разницей: заморские львы – каменные. Тем не менее в Северной столице цари зверей пользуются таким успехом у туристов, что неоднократно страдали от желающих половчее и повыше залезть на фигуры, дабы словить удачный ракурс для съемки.

    А звери-то немолоды – почти 200 лет от роду. Серьезная цифра! Дата рождения величавых статуй из тонкой листовой меди – 1832 год. Изготовлением грациозных кошек на Александровском чугунолитейном заводе занимался мастер Пранг. А для литья использовали гипсовые слепки с флорентийских сородичей. В том же году фигуры и вазы стали главным украшением спуска к Неве. Чуть позже вазы перенесли на Петровскую пристань, а львов разместили поближе к Адмиралтейству. Опорой для «хранителей» стали пьедесталы, отлитые на том же заводе. Удобно устроившись на чугунном «коврике», львы не только все это время верно несли свою службу, но и стали ярчайшим украшением гранитного спуска к Неве.

    Со своего места они не пытались спрыгнуть вот уже столько лет… ну, разве что тайно прогуляться ночным городом, когда вокруг нет ни одного стороннего наблюдателя.

    Не было бы реставраций, да туристы помогли

    Отменная качественная заводская работа оправдала себя и не нуждалась в постоянных ремонтах. Львы стойко пережили Великую Отечественную и требовали реставрации лишь дважды – в послевоенные годы и в 1991 году. А вот третья реставрация была вынужденной и крайне необходимой.

    Тогда в полые туловища львов пришлось «вживить» прочные стальные каркасы. В них не было бы надобности, если бы многочисленные туристы, постоянно взбирающиеся на спину одного изо львов, не проломили тому туловище.

    Кроме пылкой любви туристов, царственные изваяния на Адмиралтейской набережной заслужили и на хвалебные шедевры словом и кистью. Известные художники XIX века Василий Садовников и Александр Беггров запечатлели сторожевых львов на своих полотнах. Анна Остроумова-Лебедева и Сергей Хаджибаронов, творящие уже в XX столетии, тоже посвятили свои работы популярным скульптурам.

    Автора на сцену! Да настоящего!

    Сама история появления этих красавцев надежно спрятана под завесой тайн и загадок, которую так интересно хоть чуток приоткрыть…

    Первоначально спуск к Неве планировали украсить женскими фигурами в «львином» сопровождении. Но идею отмели, оставив лишь животных, да притом с непременным условием: те в обязательном порядке должны быть сторожевыми! Ведь судостроительный центр Северной столицы следует оберегать денно и нощно! Так львы-охранники очутились в проекте архитектора Карла Росси, а после появления на свет приступили к несению важной службы.

    Именно с определения «отцовства» львов начинается тайна этой истории. Многие экскурсоводы уверяют туристов, якобы фигуры были отлиты по проекту Ивана Прокофьева. Но как оказывается, это не совсем так: вряд ли мастер на тот момент мог лично принимать участие в оформлении пристани. Иван Прокофьев почил зимой 1828 года, а вопрос об обличии львиной «гвардии» встал только осенью. Не говоря уж о том, что лишь спустя 4 года было принято решение об отливке фигур. На предположение, мол, скульптор мог еще ранее задумать грациозных кошек, тоже имеется ответ. По состоянию здоровья (полный паралич правой стороны) мастер последние 6 лет не занимался творчеством. Как ни крути, а, выходит, что приписывание авторства ошибочно. Ивану Прокофьеву, и правда, принадлежит великое множество красивейших скульптур и барельефов, но, увы, к Адмиралтейским львам они никакого отношения не имеют.

    Как бы там ни было, а до сих пор величавые звериные скульптуры занимают свое особое место под небом Санкт-Петербурга. Хорошо просматриваемые с множества точек Адмиралтейской набережной, четкие профили львов отображаются на фоне глади Невы, одновременно украшая гордыми очертаниями небесный свод…

    Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира, немалую толику величия которого составляют обитающие в городе многоликие скульптуры львы. Невзирая на капризы переменчивой погоды и в целом несвойственный для их ареалов обитания климат, царственные животные вольготно чувствуют себя в туманной Пальмире, расположившись едва ли не на каждом углу. История умалчивает об истории их появления на просторах северной столицы, однако принято считать, что мода на львов во всех ее проявлениях (гранитные, чугунные, мраморные и бронзовые скульптуры львов) получила широкое распространение в первой трети ХІХ века с проникновением в русскую архитектуру стиля классицизма. Не подвергая сомнениям высказывания ученых мужей, заметим лишь, что факты львиной миграции имели место и ранее.

    Поговаривают, что первые львы появились на берегах Невы вскоре после основания города, ибо Государь Император Петр І в поисках лучшего открыл в Европе не только чудеса судостроения, но и архитектурные изыски. Петербургские львы представлены завидным многообразием форм и размеров, неизменно привлекая обитателей и гостей города не только внешним видом, но и связанными с ними многочисленными историями и перипетиями событий.

    Пожалуй, одними из наиболее популярных львиных старожилов Петербурга являются львы Дворцовой пристани. Искусно вычеканенный из меди царственно-величавый грозный зверь с ощеренной в мощном рыке пастью, открывающей взгляду недруга устрашающие клыки – вот она скульптура льва сторожевого во всей красе. Знаменитая львиная пара – объект неизменного внимания жаждущих увидеть Петербург собственными глазами, но мало кто знает, какая череда случайностей определила их внешний вид и саму возможность обитания на берегах Невы.

    Находящаяся в центре столицы, да еще и неподалеку от царской резиденции, пристань требовала достойного оформления. Его Величеству предлагались различные варианты декоративного решения вплоть до копии исполинских конных групп наподобие находившихся в Париже у въезда на Елисейские поля, однако определяющим для принятия окончательного вердикта стал финансовый отчет директора Александровского чугунолитейного завода М. Кларка.

    В ответ на запрос, сколько же будет стоить купить статую льва в количестве, необходимом для украшения пристани, Кларк сообщал, что изготовление методом литья и чеканки из листовой меди по уже имеющимся на заводе моделям позволит значительно ускорить и удешевить как производство, так и установку декоративных стражей. Невзирая на протесты архитектора К. Росси, взывавшего к благоразумию Государя Императора, ибо, с его точки зрения, львы, взятые за основу, ничтожно малы для оформления набережной, Николай І утвердил проект. Ведь казна не бездонна, а незадолго до этого «имперским финотделом» уже была выделена баснословная по тем временам сумма для приобретения настоящего шедевра древнеегипетской архитектуры, призванного украсить столичные берега.

    Однако вернемся ко львам Дворцовой пристани. Прототипом, против которого так рьяно выступал К. Росси, послужили львы Трискорни, охранявшие вход в военное министерство. Насколько фантастически прекрасным может быть мраморный лев, Петербург не раз убеждался на примере именно этой пары. Крупноголовые с тяжелыми завитками непокорной косматой гривы, покоящейся на поджаром мускулистом теле, царственные животные заставляют посетителей почтительно задержаться у входа в здание. Мощная лапа одного из зверей покоится на шаре, а взор обращен к не менее грозному сопернику, чьи выпущенные когти подхватывают выскользнувший шар. На постаменте указана и фамилия автора, и год, и место создания мраморных красавцев, однако это дает больше вопросов, нежели ответов.

    Наиболее талантливым из семьи скульпторов Трискорни был Паоло, а экономически успешным – Августин. Но поскольку Паоло посчастливилось стать более известным, авторство младшего брата не всегда афишировалось. Кроме того, Паоло всегда подписывал свои работы именем, а не только фамилией семьи, а на постаменте фигурирует лишь фамилия. Кто же, в конечном итоге, является автором знаменитых петербургских львов? И где прохлаждалась мраморная пара с года своего создания (1810) до постройки особняка (1817), который была призвана охранять? Не лишним будет упомянуть, что хотя композиция и внешний облик зверей был несколько видоизменен, приписывать Трискорни полное авторство шедевра – значит погрешить против правды, так как за основу взяты скульптуры флорентийской площади.

    Львы красивейшей флорентийской Piazza della signoria дали жизнь не только львам Трискорни, но и гипсовым скульптурам, установленным на главной лестнице Академии художеств, медным львам дворца в Стрельне, чугунным изваяниям Елагина и Михайловского дворцов и потрясающим воображение статуям Львиного каскада. Хотя порой авторство последних предписывается скульптору И. Прокофьеву, однако подробный перечень работ профессора сторожевых львов не включает, а допущение сие основано на путанице в документах, в которых гипсовые слепки флорентийских львиных форм соседствуют со слепками тритонов работы И. Прокофьева. Как бы там ни было, но копии флорентийских предводителей животного царства не менее прекрасны, нежели оригиналы, а роскошным гривам первых в Петербурге чугунных львов Елагина дворца могли бы позавидовать самые яркие красавицы империи.

    Львы Петербурга без труда вписались в насыщенную жизнь столичной аристократии, влияние которой было настолько велико, как шутили петербуржцы, что даже застывшие изваяния порой меняли свой облик. О философствующих львах у дома Лаваль ходили легенды далеко за пределами града Петра Великого. Помилуйте, ну как тут не увлечься высокими материями, ежели в дом захаживают такие светлые головы – А. Пушкин, Н. Карамзин, А. Грибоедов, М. Лермонтов и многие другие. И хозяйка дома, и сам дом, и его задумчивые львы производили столь неизгладимое впечатление, что «высокий дом на берегу Невы» не преминул упомянуть в своей поэме «Русские женщины» Н. Некрасов.
    Львы Лаваль необычны не только выражением задумчивых морд, но и в целом декоративным решением. Их головы, шея и часть спины покрыты незатейливым платком, украшенным симметричными бороздами, напоминающим традиции изображения древнеегипетских сфинксов, популярность которых значительно возрастет после военных кампаний Наполеона Бонапарта в Египте и Сирии.

    Архитектура Петербурга сложна, многогранна и славится бессчетным количеством впечатляющих памятников и монументов, однако многообразие именно этих сооружений позволяет говорить о музее под открытым небом – музее петербуржских мостов. Соединяя воедино огромный город, эти жизненные нити были не простым слиянием камня и металла, а творением рук человеческих, призванным не только упрощать свободу передвижения, но и украшать просторы северной столицы. Многие из них создавались совместными усилиями команд инженеров, архитекторов, проектировщиков, скульпторов, художников, однако три моста являются поистине гениальным результатом союза двух творческих гениев – инженера Г. Треттера и скульптора П. Соколова, создавших Львиный, Банковский и Египетский мосты.

    Работы над возведением Львиного и Банковского мостов велись практически одновременно, поэтому неудивителен факт двойного использования тандемом ряда технических и декоративных решений. Оба моста представляют собой контрастное единение ажурной ограды с массивными чугунными изваяниями попарно расположенных животных, посаженных мордами друг к другу и держащих в пасти свисающие вдоль перехода толстые стальные тросы.

    Несмотря на кажущуюся монолитность, состоящие из двух половин изваяния полые и прячут под прорисованными выпуклыми мускулами и впившимися в постамент мощными лапами крепления висячего сооружения. Сторожевые львы Львиного моста несут свою службу уже многие годы, но о том, как невыносимо тяжела вверенная им ноша, свидетельствует лишь неестественно захлестнутый на исполинскую спину напряженный хвост.
    Покой Банковского моста и близлежащей округи охраняют иные создания – грифоны. Отдавая дань древним легендам о мифических существах с головой и крыльями орла и телом свирепого льва, скульптор П. Соколов водрузил на находившиеся неподалеку от Ассигнационного Банка пьедесталы именно грифонов. Как и львы Львиного моста, грифоны Банковского были отлиты из чугуна, но орлиные крылья с тонко проработанным оперением были отчеканены из красной меди и покрыты красным, а затем сусальным золотом – символом того богатства, которое и были призваны охранять.

    Помимо мостов и набережных, крылатые создания нередко встречаются в работах знаковых для истории строительства Петербурга архитекторов Дж. Кваренги и К. Росси. Поэтому если любознательный читатель испытывает желание познакомиться с иными представителями многочисленного семейства петербуржских грифонов, то может смело отправляться на прогулку по Невскому проспекту – место встречи мифических созданий от мала до велика. Ведь сторожевые львы Банковского моста далеко не единственные блюстители порядка и хранители богатств северной Пальмиры. Более того, не единственные львиноподобные мифические существа.

    Просторы Петербурга стали пристанищем для созданий, по выражению древних египтян, мудрых как человек и сильных как лев – сфинксов. Хотя львы Петербурга наследуют скорее греческую, нежели египетскую традицию изображения этих мифических созданий – с телом льва, но головой и грудью женщины. Таковы сфинксы Египетского моста, Каменного острова и пристани Свердловской набережной у дома А. Безбородко, во дворе Горного института и на фонтанах Ж. Тома де Томон.

    Однако Свердловская набережная и усадьба А. Безбородко известны не столько сфинксами, сколько не имеющей аналогов по красоте и монументальности львиной оградой. История гласит, что обустройство участка набережной напротив усадьбы проходило под чутким руководством архитектора Дж. Кваренги, ответственного за перестройку дома, однако ни автор, ни место отливки 29 довольно миролюбивых чугунных львов-близнецов, держащих в пасти провисающую цепь ограды, доселе неизвестны. Как и причины, почему же, собственно, их именно столько.

    Подлинно египетским образчиком монументально-декоративной скульптуры являются два гранитных изваяния из Древних Фив, установленные на пристани у Академии Художеств и датируемые XV веком до н.э. По щучьему велению, по моему хотению, езжайте-ка вы, господа сфинксы, в славный град Петра Великого! Смех смехом, но если бы не веление судьбы, наследие фараонов украшало бы отнюдь не Петербург, а Париж. Начавшаяся в июле 1830 года буржуазная революция отвлекла французское правительство от скупок исторических ценностей, и, следуя желанию (и возможностям) государя императора Николая I, сфинксы отправились в северную столицу Российской Империи.

    Улицы города на Неве стали пристанищем не только для классических европейских образчиков львиного декора и наследования традиций мифического изображения царя зверей, но и для непривычных русскому взгляду диковинных исполинов, неизменно влекущих как бывалых петербуржцев, так и толпы восторженных туристов. Три долгих года понадобилось гигантским львам «Ши-цза», чтобы добраться из далекой Маньчжурии в туманный Петербург и стать на стражу Петровской набережной. Дорога не из близких, да и шутка ли – почти 5 тонн общего веса и по 4,5 метра высоты на каждого из великанов потребовали немалых финансовых затрат. Изваяния установлены на набережной по просьбе спонсировавшего «поездку» щедрого дарителя – генерала Н. Гродекова, имя которого увековечено благодарными жителями на широком трехступенчатом постаменте, служащем основанием для китайских колоссов.

    Признаться откровенно, гротескно выпяченная грудь и огромная пучеглазая голова с распахнутой от уха до уха пастью, демонстрирующей ряд мелких острых зубов, мало напоминает классическое львиное изображение, но дареному коню (ах, простите, льву) в зубы не смотрят. Не так давно петербуржские львы приняли в свои ряды еще одну экзотическую пару под стать «Ши-цза», приехавшую из далекой Поднебесной на трехсотлетие основания Петербурга и ставшую частью «Китайского сада дружбы» – дара городу от мэрии Шанхая. Одним словом, и дипломатические вопросы уладили, и «Ши-цза» теперь не будет одиноко.

    Перефразируя слова известного классика, Нева – как много в этом слове для сердца львиного слилось…Многочисленное львиное семейство Петербурга, созданное усилиями Ф. Растрелли, К. Росси, Дж. Кваренги, Ж. Тома де Томона, П. Трискорни, А. Воронихина, П. Соколова, В. Демут-Малиновского и многих других «оставшихся за кадром» неизвестных творцов, успешно хранило город от непрошенных гостей. За более чем трехсотлетнюю историю града на Неве нога врага ни разу не ступила на благословенный гранит петербуржских набережных. Однако усилиями современных авторов львиная популяция растет, и кто знает, может быть, следующий представитель львиного прайда станет на защиту жилища нашего читателя…

    Царь зверей на переправе

    Крылатые создания

    Дом со львами

    Львы у Елагина дворца

    Китайские львы Ши-Цза

    Львиная стая

    Львы на Дворцовой пристани

    Петергофский лев

    ">

    Северную Пальмиру населяют разнообразные существа: с набережных на прохожих взирают загадочные сфинксы, со стен дворцов раскрывают клювы разномастные совы, бьют хвостами драконы, замерли в тишине нетопыри, кони, малыш Чижик-Пыжик. Не обошлось и без львов – гигантских котов в культурной столице немало: гипсовых, мраморных, высеченных из гранита, ярких, блеклых, филигранных, простых, современных и насчитывающих не менее 200 лет. Но обо всем по порядку.

    Согласно мифологии, лев – лидер и мудрый правитель, наделенный могуществом, отвагой, мужеством и величием. Он олицетворяет власть, огонь, дневное светило. Когда точно возникла мода на декорирование крова и улочек хищниками неизвестно: по одной из версий, эта страсть проявилась во времена правления Петра I, который встречал подобные каменные творения в Европе. Суеверные же европейцы в средневековье пришли к убеждению, что львы – отличные стражники, так как спят с распахнутыми глазами, а потому не пропустят под крышу бесов. Согласно другой теории, скульптурные изображения этих зверей стали распространены в девятнадцатом веке, когда русские зодчие обратили внимание на Итальянское искусство и творчество античных гениев, которые нередко высекали из камня пышные гривы, цепкие когти и могучие поджарые тела. Давайте вспомним, где в нашем краю можно встретить удивительных существ.

    Царь зверей на переправе

    «Мост со львами в Санкт-Петербурге?» - это про пешеходный Львиный мостик, переброшенный через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе. Построена речная переправа была в 1825 году. В этот же промежуток времени академик Павел Петрович Соколов взялся за создание алебастровых форм для будущих монументов. Каждый из благородных красавцев служит не только в качестве украшения: в двухметровых белоснежных статуях скрыты механизмы, удерживающие мостовой пролет и людей на нем. Устойчивость конструкции придают увесистые плиты, служащие основанием левушек.

    Подвесная переправа пришлась по душе не только местным обывателям: спустя 10 лет немецкая компания Borsig возвела уменьшенную копию моста в Тиргартене – одном из парков Берлина. Разработкой проекта занимался градостроитель Людвиг Гессе. Увидеть это деревянное сооружение можно и в наши дни.

    Крылатые создания

    Любимые многими львы с крыльями в Санкт-Петербурге расположились на Банковском мосту. На самом деле, их зачастую называют грифонами, но находятся и несогласные с таким термином, ведь согласно преданиям, эти сказочные персонажи обладали головой птицы, а у скульптур на канале Грибоедова такой особенности нет.

    Открытие Банковского моста состоялось спустя 25 дней после запуска Львиного мостка, к строительству изящной конструкции были привлечены те же архитекторы и ваятели. Принцип устройства такой же, что и у старшего собрата: изысканные пролёты держатся звеньями цепи, которые укреплены в изваяниях. Полюбоваться здесь можно не только волшебными львами-грифонами, но и пейзажами: с настила открывается великолепный обзор на храм Спаса на Крови, Казанский Собор и Дом Зингера, изумрудные насаждения вокруг серого гранита и спокойную, чуть зеленоватую рябь воды, в которой отражаются горделивые блюстители справедливости.

    Дом со львами

    О них писал еще Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Медный Всадник»: «С подъятой лапой, как живые, стояли львы сторожевые». Разумеется, речь идет о потрясающих стражах, что держат лапой покатые каменные шары у Дома Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади. Уникальные особи, поражающие своим грациозным и величавым видом, родились в Италии: под южным солнцем над сотворением точеных линий работал мастер Паоло Трискорни.

    В XXI столетии в элегантном дворцовом комплексе, который спроектировал прославленный архитектор Огюст Монферран, расположен отель класса делюкс, постояльцев которого каждую ночь стерегут благородные кошки.

    Львы у Елагина дворца

    У восхитительного Елагина дворца на гранитных постаментах разместились две чугунные скульптуры львов, лапы которых покоятся на полусферах. Издали они кажутся близнецами: копна косматых волос, таинственный полуоскал-полуулыбка, однако если рассмотреть фигуры поближе, то станут очевидны различия: они есть как в положении, так и во внешнем облике. Изготовлены были в 1822 году на Санкт-Петербургском казенном литейном заводе.

    Китайские львы Ши-Цза

    Эти необычные скульптуры окаменели на Петровской набережной неподалеку от домика Петра Великого. Массивные фигуры весом в 2,5 тонны родом из Маньчжурии: на свое новое место жительство они переехали в 1907 году, когда были преподнесены Петрограду в качестве подарка.

    В Китае львы-лягушки обязаны стеречь семейный очаг, а потому высекаются и устанавливаются как минимум парой. Папа-лев, как глава династии, удерживает шар, символизирующий свет, знания, богатство, а его спутница, мама-львица, поддерживает малыша-львенка: раскрытая пасть супруги главы звериного царства отгоняет нечистую силу от своего чада, которому предстоит продолжить род.

    Изначально предполагалось, что свободолюбивые хищники украсят храм-молельню генерала Чана в китайском Гирине, однако после смерти чиновника новоявленный губернатор решил преподнести в дар львов приамурскому генерал-губернатору Николаю Ивановичу Гродекову, который, в свою очередь, передал их в столицу Российской Империи.

    Другими излюбленными восточными животными, поселившимися в Петербурге, являются шанхайские львы, подаренные городу на 300-летний юбилей. Живут они в Саду дружбы на Литейном проспекте.

    Львиная стая

    Самую большую популяцию этих грациозных представителей кошачьего семейства можно отыскать перед дачей Безбородко на Свердловской набережной. 29 львов соединены тяжелой чугунной цепью. Сам особняк был возведен еще в 1773-1777 годах, однако затем несколько раз перестраивался. Каменные стражи были установлены перед усадьбой в начале XIX века. Возможным автором изваяний принято считать Николая Александровича Львова.

    Кстати, в 70-ых годах XX века у роскошной дачи проходили съемки фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». Герои кинокартины пытались найти клад подо львами! Помните этот момент?

    Львы на Дворцовой пристани

    Однако самыми популярными, по мнению краеведов, львами в городе являются отважные создания у павильона Адмиралтейства. Чугунные изваяния стоят на высоких пьедесталах, повернув друг к другу крупные лохматые головы. Пасти их оскалены то ли в страшном рыке, то ли в удовлетворенном урчании, торчат острые, устрашающие клыки... Мощные мускулистые телеса застыли в напряженной позе, по одной лапе с выпущенными когтями покоится на шаре.

    Кстати, о шарах – многие из царственных зверей действительно изображаются со сферой под лапкой, и этому есть объяснение. Дело в том, что львы призваны охранять жилище человека от посягательства злых сил. Но что будет, если страж заснет? На такой случай и нужен шар: когда лев погружается в вожделенную дремоту и расслабляет конечность, шар начинает катиться. Почувствовав движение, Король всех животных сбрасывает оковы сна, чтобы и дальше блюсти свою службу.

    Львы, которых можно увидеть на Дворцовой пристани, присутствовали еще в самых первых проектах этой локации, развитием которых в 1717 году занимался архитектор Луиджи Руска. Однако вылеплены скульптуры были только спустя сотню лет: в 1832 году мастер Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева создал известные ныне образы. В сентябре того же года они украсили пристань, где и стоят по сей день.

    Этих львов, надо отметить, неоднократно увозили на реставрацию: туристы да и сами петербуржцы любят забираться статуям на спины. Так, одна из последних внеплановых реконструкций приходится на 2006 год, когда по торсу одного из зверей пошли множественные трещины: вероятно, неуклюжий седок проломил тонкий лист меди, из которого сделаны львы. К месту происшествия оперативно прибыли «спасатели»: реставраторы, одетые в белые врачебные халаты, осмотрели своего нетривиального «пациента», бережно перебинтовали изувеченное тулувище, а затем с помощью крана погрузили на «КАМАЗ», который был замаскирован под машину «скорой помощи». Пока памятник вынужден был проходить оздоровительный курс в мастерской, его место заняла желтая пластиковая копия – лев «Бонифаций». Когда же заместитель был продан, то на пустующее пространство водрузили чудо из воздушных шаров.

    Изображение этой парочки «придворных» львов можно найти на монетах 2003 года, которые были отчеканены к 300-летию основания Санкт-Петербурга.

    Петергофский лев

    Еще один знаменитый лев является частью центрального фонтана Петергофа – «Самсона, раздирающего пасть льву». Однако то, что мы видим, не является оригиналом монументальной статуи: она была утрачена в ходе разрушительной Великой Отечественной войны. Восстановленный ансамбль, над которым трудились скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов, был открыт в 1947 году.

    Разумеется, это не все хищные обитатели нашего края: несколько безмолвных экспонатов также можно обнаружить перед зданием номер 12 на Адмиралтейском проспекте, у Русского музея, на Западной стрелке Елагина острова и в других кварталах.

    Стоит добавить, что, как и в случае со многими другими мистическими существами, со львами связано множество сказаний и суеверий. Так, например, в обществе бытует поверье, что если поцеловать льва, то он подарит вам удачу в любви и занятиях! А некоторые из них способны исполнять желания: достаточно потереть львиную лапку или нос, обойти вокруг статуи, а затем шепнуть ей о самой заветной мечте.

    Петербург по праву считается городом, плотно заселенный львами. В камне, из чугуна и металла, в полный рост, в барельефах и на памятниках. С шарами под лапами у парадных лестниц и крыльями на мостах. Улыбчивые и серьезные, взлохмаченные и аккуратные. Абсолютно точно, что сосчитать всех невозможно. Но с самыми знаменитыми предлагаем вам познакомиться.

    Вы можете посвятить один день своего пребывания в Санкт-Петербурге тому, чтобы «пожаль лапу» царям зверей Северной столицы, а можете запомнить их расположение и во время прогулок в разные дни собирать знакомства с ними в свою коллекцию.

    Совет. Если вы любите нестандартные фотографии и сюжетную сьемку - захватите с собой небольшую игрушку львенка и вставляйте его в кадр. Ваши снимки станут значительно ярче и интересней.

    Львиный маршрут начнем с начала начал, т.е. с Петроградской стороны, от домика Петра I. Перед домом, смотря на набережную, стоит бюст основателя города . Если не знать, то практически невозможно заметить на его левом плече морду льва . Что это и почему лев в таком виде появился на скульптуре? - спросите вы. Все дело в том, что на гербе Швеции - страны, войной с которой в начале XVIII века обязан своим появлением Санкт-Питер-Бурх, красуются два льва. Расположение этого символа на плече Петра показывает неоспоримую победу над шведами и покорность северного врага.

    Историки спорят, откуда в Санкт-Петербурге столько львов. Конечно, самым разумным объяснением является то, что львы, как символы солнца и власти, были чрезвычайно популярны в Европе в XVII - XVIII веках, их любили многие скульпторы и архитекторы, украшая ими входы во дворцы и создавая эффектные барельефы с мордами. Но можно полагать, и что львы в городе остались от шведов, точнее как память о победе над ними, и теперь они несут свою стражу, охраняя русский город на Неве, бывший когда-то крепостью Ниеншанц.

    На маршруте мы будем встречать отнюдь не только обычных львов. Они будут и с крыльями, и в самых причудливых образах. Поэтому буквально пройдя пару шагов по набережной, мы встречаем одних их самых необычных львов города - Ши-цза. Это мифологические львы, привезённые на набережную Невы из города Гирина в Маньчжурии в 1907 году. С тех пор необычные изваяния охраняют пристань на Петровской набережной.

    На Петроградской стороне притаились еще несколько львов, найдем их. Первый лев по пути маршрута находится на Кронверском проспекте, 5, у входа в Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет. Лев немного грустен, возможно, потому, что он не так популярен, как его собратья.

    Следующие львы , даже прайд вы найдете у входа в Ленинградский зоопарк . Такое расположение скульптур и барельефов вполне логично, тем более, что в самом зоопарке есть живые представители семейства кошачьих.

    Последний лев на Петроградской стороне, который вошел в наш маршрут - находится на корабле «Летучий Голландец» , пришвартованный на Мытинской набережной. Сам по себе корабль-ресторан весьма симпатичен, а с точки обзора, откуда виден лев, открывается прекрасный вид на акваторию Невы и Зимний дворец .

    Переходим по Биржевому мосту на Васильевский остров и практически сразу, на набережной Макарова вас ждут еще 2 льва , охраняющих пристань. Спокойные львы величественно смотрят на происходящее вокруг и, возможно, наблюдают за успехами «Зенита», ведь именно в сторону стадиона-тренировочной базы этой команды обращены их морды.

    Следующие львы очень часто мелькают на туристических снимках, правда, не в главной роли, а в дополнении основной композиции. Гранитные львы-барельефы с металлическими кольцами в зубах украшают Стрелку Васильевского острова , спуск к воде. Панорама Стрелки прекрасная, но наслаждаясь видами, не забудьте про лёвушек, которые охраняют некогда главную площадь внешней торговли уже почти 300 лет.

    Еще одни очень известные мифические львы Васильевского острова - это, конечно же, сфинксы у Академии Художеств на Университетской набережной . Сфинксы - это львы с головой человека, в Древнем Египте лицо сфинкса - это, как правило, лицо умершего фараона, чей вечный покой они охраняют. Петербургские сфинксы были высечены из камня сиенита около 3,5 тыс. лет назад. И долгое время служили тому, в честь кого были созданы - египетскому фараону Аменхотепу III. В 1830 году, в разгар увлечения культурой Древнего Египта в Европе сфинксы, выставленные на продажу в городе Александрия, были приобретены одним из членов Императорской академии наук. В 1834 году они заняли свое место на берегу Невы. Относительно общего возраста сфинксов, в Петербурге они гостят всего ничего. Но для тысяч туристов и любителей мистики это один из центов притяжения. Обязательно познакомьтесь с самыми «взрослыми» жителями Санкт-Петербурга и вы. И не забудьте, что пристань еще украшают скульптуры очень милых крылатых львов, их натёртые до блеска на счастье носы блестят в лучах северного солнца.

    Далее отправляемся к безусловно самым популярным львам Санкт-Петербурга . Два красавца с шарами, стоящие, или даже правильнее сказать, играющие на Дворцовой пристани никого не оставляют равнодушными. Желающих обнять лёву всегда хоть отбавляй. Мы не рекомендуем вам повторять туристическую невоспитанность и пытаться забраться на них.

    Во-первых, это памятник и от постоянного физического воздействия он разрушается, а во-вторых, это попросту небезопасно, львы стоят достаточно высоко. Посмотрите на них, улыбнитесь их величественности и запечатайте их в своей памяти. Эти львы, украшающие спуск к Неве перед Адмиралтейством стоят на своем посту с 1832 года, отлиты они из меди методом чеканки.

    Теперь идем к двум знаменитым восхитительным пешим мостам - Львиному и Банковскому. Они оба представляют собой не только исключительные памятники мостостроительной архитектуры, но и невероятно яркие, красивые и изящные объекты.

    Оба моста перекинуты через канал Грибоедова. Львиный мост находится чуть в стороне от основных туристических троп, а вот Банковский - безусловная «звезда» фотографий из Петербурга. Львиный мост, что очевидно, получил свое название из-за 4 статуй львов, украшающих переправу. Банковский мост , цепи на котором держат львы с золотыми крыльями, именовался так из-за близости к входу Государственного ассигнационного банка. Дойдите сначала до Львиного моста удобным вам путем (по дороге уже, наверное настанет время обеда, где можно его организовать смотрите в нашем разделе Где поесть), а после по исторической набережной канала дойдите до Банковского моста. Оба моста наряду с Почтамтским мостом примечательны еще и тем, что всего три цепных моста сохранившихся в Санкт-Петербурге. Построены они были в первой половине XIX века.

    От Банковского моста, продолжая движение по набережной канала Грибоедова, мы дойдем до входа в Русский музей . Тут нас ждут выхолощенные, статные белые львы. У львов, охраняющих вход в Михайловский дворец , также под лапами расположены шары. Откуда такой символ? - разумно зададитесь вопросом вы во время нашей прогулки. Есть несколько версий, почему львов принято изображать с шарами. Согласно одной версии, шар - это символ солнца, знания, силы, чего-то целого и значимого. Располагая его под лапу льва, скульптор еще раз подчёркивает величество и высшее происхождение зверя. По другой версии - шары-мячи помогают львам сторожить. Постоянное удерживание шара помогают льву не заснуть, если лев задремлет, лапа ослабнет, шар скатится и упадет.

    Следующие львы на маршруте снова необычные. Живут они в саду Дружбы на Литейном проспекте,15. Это совсем молодые скульптуры львов, поселились они в городе в 2003 году, были подарены Шанхаем , городом-побратимом, на 300-летие Санкт-Петербурга. Сам сквер, в котором расположились львы, весьма привлекателен и необычен, а если вам повезет попасть в него в конце весны, то вы в нем застанете не только львов, но и пышно цветущую сакуру.

    Последняя точка в пешей части нашей прогулки находится достаточно далеко, но она стоит того, чтобы до нее дойти. 29 львов - самая большая популяция этих зверей в камне расположены перед дачей Безбородко на Свердловской набережной .

    Великолепная ограда бывшей дачи богатого семейства сплошь состоит из львов, которые в пастях держат единую цепь. Ансамбль ограды чарующий и благодаря тому, что львы чугунные, хорошо сохранился. К сожалению, этого нельзя сказать о доме, который когда-то был центром курорта-водолечебницы Полюстрово. Однако, в этот район обязательно стоит добраться чтобы посмотреть другой Петербург, уже не парадный и туристический, а жилой и промышленный. И львы, которые довольно несут свою службу уже более 200 лет, станут вашими проводниками.

    Закончим наш львиный маршрут на Елагином острове . Попадем мы вечером туда не случайно - мы проводим завораживающий закат на Западной стрелке Елагина острова в обнимку со львами. Елагин остров и Центральный парк культуры и отдыха им. Кирова - любимое место отдыха петербуржцев. Елагин дворец - сердце Елагина острова, являлся летней императорской резиденцией и был построен по проекту Д.Кваренги в конце XVIII века, перестроен К.Росси в период правления Александра I. Дворец выполнен в палладианском стиле и смотрится очень изящно и трогательно. Окруженный зеленью и атмосферой отдыха и улыбок, но притягивает к себе еще больше. Центральную лестницу украшают 2 статуи львов. Они гармонично вписываются в общий ансамбль парка и вызывают желание по-дружески обнять их и угостить мороженым. Еще 2 льва ждут вас на Западной стрелке, как вы помните, для проводов этого отличного дня. Если вам повезет с солнечной погодой, то вы насладитесь совершенно волшебными видами и пейзажами.

    Петербурге и его окрестностях «живет» огромное количество львов. Вы встретите их и в Павловске , где они почти что символ, и в Петергофе , и в парке Константиновского дворца .

    Львы будут иметь разные морды, разные позы, но везде будут служить для одного - защищать вас и делать ваш отдых в Санкт-Петербурге безмятежным и счастливым .