• Красная площадь, собор василия блаженного. Храм Василия Блаженного на Красной площади: краткая история Действующие храмы на красной площади

    Дата создания: XVII в. Описание:

    История

    Собор Казанской иконы Божией Матери был воздвигнут в память об освобождении Русского государства от польско-литовских интервентов, которое совершилось при помощи и заступлении Божией Матери, явившей Свою милость через чудотворную Казанскую икону. Храм был построен на средства первого царя династии Романовых Михаила Феодоровича и освящен в 1636 г. Со времени постройки храм стал одной из важнейших московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве.

    На протяжении своей истории собор неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1802-05, 1865 гг.

    В 1920-е гг. в соборе некоторое время служили обновленцы. В 1925-1933 гг. проводилась реставрация собора под руководством архитектора П.Д. Барановского. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. — снесен.

    Собор был восстановлен в 1990-1993 гг. на средства мэрии Москвы и пожертвования граждан. Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова. 4 ноября 1993 г. храм был освящен .

    Казанский собор на Красной площади – это действующий православный храм, построенный в память освобождения Москвы от польских интервентов русским войском под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. История Казанского собора трагична и, вместе с тем, счастливая: он был разрушен до основания, а затем возродился, как птица феникс из пепла.

    Храм освящен во имя Казанской Божией матери, с иконой которой в 1612 году русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву занятую польскими интервентами. В благодарность за помощь и заступничество Казанской иконы Божией Матери в 1625 году князь на свои средства построил деревянный собор во имя этой святыни. В 1636 году на месте сгоревшего храма был возведен каменный собор, ставший одним из главных храмов Москвы.

    При советской власти под руководством архитектора Петра Барановского Казанский собор был отреставрирован, но вскоре по распоряжению властей его закрыли, в здании храма разместили столовую, а затем склад. В 1936 году, в год своего 300-летия, Казанский собор был снесен до основания. На его месте сначала построили временный павильон III Интернационала с фонтаном, затем летнее кафе, причем, на месте алтаря находился общественный туалет.

    В 1990-1993 годах на пожертвования горожан и средства правительства Москвы храм был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина, а 4 ноября 1993 года Казанский собор был освящен.

    Казанский собор на Красной площади, является одним из самых заметных шедевров московской храмовой архитектуры, а Казанская икона Божией Матери - одна из самых чтимых в Русской православной церкви.

    Слова одного летописца про Собор Василия Блаженного: «И все послы и купцы дивились, говоря, что не видели мы ни в коих царствах, ни в своих, ни в чужих, такой красоты, и силы и славы великой».

    До сих пор не умолкают споры среди исследователей о том, кто был архитектором такого чуда. По официальной версии храм возводило два зодчих, Плотник Яковлев и Барма. Но некоторые историки считают, что это был один человек - Иван Яковлевич Барма, прозванный народом - Плотник. Другие выдвигают предположение, правда ничем не подтверждённое, что архитектор был из Италии, за эту гипотезу свидетельствует оригинальный и несвойственный для русской архитектуры стиль - смешение русского зодчества и европейского Ренессанса.

    После завершения строительства возникла легенда, согласно которой царь приказал ослепить великих мастеров, чтобы никто и нигде не смог построить храм краше . Но легенду опровергли историки, они нашли подтверждения тому, что зодчий Плотник занимался постройкой и других храмов на Руси, в частности Казанского кремля.

    Покровский храм очень сильно пострадал от пожара в 1737 году, но был восстановлен, после чего под его купола были перенесены престолы пятнадцати церквей с Красной площади.

    Во время Екатерины II, во второй половине 18 века, собор полностью реконструировали, сохранив восьмеричную символику маленькие купола вокруг башен убрали, шатровая колокольня объединилась с собором. В то же время собор разукрасили в современную цветовую палитру, собор стал ещё краше и нарядней, превратившись в настоящее архитектурное чудо.

    Несколько раз за свою многовековую историю находился на грани полного уничтожения, но по Промыслу Божьему храм прекрасно пережил все исторические катаклизмы и сохранился до нашего времени практически в первозданном виде.

    «Поставлен бысть храм каменный преудивлен, различными образцы и многими переводы, на одном основании девять престолов»

    Первый раз собор оказался под угрозой уничтожения, когда Наполеон, войдя в и лицезрев такое чудо, захотел перенести собор в Париж, но воплотить такой проект в жизнь ему оказалось не под силу. Перед отступлением он приказал взорвать храм и Московский кремль, жители пытались помешать вандализму, но безуспешно, и тут случилось божественное вмешательство - внезапно хлынул проливной дождь и затушил горящие фитиля.

    Также после революции 1917 года храму грозил снос. В сентябре 1918 года большевики расстреляли протоиерея Иоанна Восторгова, настоятеля собора Василия Блаженного, всё имущество храма было конфисковано, его звонницы и колокола переплавили, сам храм был закрыт.

    Лазарь Каганович в 1936 году предлагал снести Покровский собор, чтобы расчистить Красную площадь для массовых праздничных демонстраций и парадов. Только героическое личное мужество и самопожертвование архитектора П.Д. Барановского спасло храм от уничтожения. Он наотрез отказался готовить собор к сносу и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх.

    Есть легенда, что Барановский стоя на коленях в Кремле умолял Сталина не сносить собор Василия Блаженного, он спас Покровский собор, но сам заплатил за это тюремным заключением.

    Покровском собор стал музеем и стал принимать экскурсии туристов. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, по ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

    Первое всенощное бдение и литургия в храме прошло в ноябре 1990 года, его колокола вновь зазвонили на освящении Казанского собора. В престольный праздник Покрова 13-14 октября, самый святой для храма праздник, здесь совершается божественная служба.

    Один из самых красивых соборов Москвы, расположенный на углу Красной площади и улицы Никольской рядом с монетным двором. Православный храм Иверского благочиния Московской епархии, отстроенный заново в конце XX века на месте древнего собора II четверти XVII столетия.

    История обретения Казанской иконы Божьей Матери

    Почитание Казанской иконы на Руси началось в конце XVI столетия. Предшествовало этому покорение татарской в октябре 1552 года, благодаря которому свет православия стал распространяться на присоединенные к Московскому царству земли волжских магометан. Трудно находило дорогу к душам язычников и мусульман Евангельское слово. Видя тщетные попытки проповедников обратить в православную веру татарский народ, помощь им в этом богоугодном начинании оказала сама Богородица, явившая свою чудотворную икону. Согласно древнему преданию, сделала она это с помощью маленькой девятилетней девочки Матроны - дочери царского стрельца Даниила Онучина, которой неоднократно являлась во сне и указывала место, где под развалинами одного из домов был спрятан чудотворный образ.

    Матрона с матерью рассказали об этом священнику Ермолаю, ставшему впоследствии патриархом Московским , и 8 июля 1579 года икона была обретена. С крестным ходом, возглавляемым архиепископом Казанским Иеремией чудотворный образ был торжественно перенесен в первый православный храм, построенный в завоеванной Казани - Благовещенский собор. Во время прохождения процессии мимо двух слепых - Иосифа и Никиты - они чудесным образом исцелились от своего недуга.

    С чудотворной иконы сняли список и вместе с изложением деталей обретения святого образа и описанием случаев исцеления возле него отправили в 1579 году в . По велению царя в Казани был возведен храм в честь Казанской иконы, и чудотворный лик занял в храме самое почетное место.

    Спустя некоторое время Казанская икона стала одной из главных русских православных святынь - Путеводительницей и Заступницей в трудах праведных и Помощницей в делах ратных. В скором времени после обретения иконы казачий атаман совершил свой легендарный поход за Уральские горы, в результате чего к русскому царству была присоединена Сибирь. Святой образ Богородицы Казанской вел русских землепроходцев все дальше и дальше на восток осваивать новые земли и приобщать к православной вере окрестные народы. Расширялись границы царства Московского, укреплялись и богатели города русские. Но в начале XVII столетия пришла на Русь беда - Смутное время, когда иноземные захватчики - поляки, шведы и литовцы, как коршуны, слетелись на ослабленное голодом и политической нестабильностью царство. Тогда с новой силой проявилось заступничество Богородицы, и русичи одержали победу над врагом, надругавшимся над Отчизной.

    История возведения храма

    С 1605 по 1612 год в русских городах хозяйничали интервенты. Патриарх Московский Гермоген, свидетель обретения Казанской иконы Богородицы в 1552 году, призвал русский народ встать на защиту государства и освободить его от иноземных захватчиков. Призыв Гермогена услышали нижегородцы, и, создав второе народное ополчение под началом земского старосты и князя , осенью 1612 года двинулись походом на Москву. Путь ополченцев пролегал через , куда из Казани по велению патриарха Гермогена для поднятия духа ратников была доставлена чудотворная икона. Моля Божью Матерь о небесном заступничестве и незримой помощи, возле ее иконы перед сражением за Китай-город отслужили молебен, и 22 октября 1612 года эта часть древней Москвы была освобождена, а 26 октября последние польские отряды, занявшие , сдались на милость победителей.

    В благодарность о заступничестве и помощи Божьей Матери в войне с поляками, опираясь на сведения из «Исторического путеводителя по Москве» 1796 года, князь Д. М. Пожарский на свои средства возвел в 1625 году деревянную церковь, освященную впоследствии в честь Казанской иконы Божьей Матери. Чудотворный образ, сопровождавший ополченцев в их освободительном походе на Москву, в присутствии царя и огромного количества людей с крестным ходом был торжественно внесен в новый храм.

    Деревянная церковь сгорела в 1634 году, а уже в следующем году по велению царя Михаила Федоровича на месте старого храма московские мастера Наум Петров и Семен Глебов, а по другим источникам - Абросим Максимов, возвели каменный храм. Осенью 1636 года патриарх Иоасаф освятил его во имя Казанской иконы Богородицы. Через год к храму пристроили северный придел во имя епископа Иерапольского Аверкия, в день памяти которого - 22 октября был освобожден в 1612 году от поляков Китай-город. Спустя одиннадцать лет, в годы правления к Казанской церкви пристроили южный придел во имя казанских святителей - чудотворцев Гурия (епископа Казанского) и Варсонофия (епископа Тверского), на церемонии освящения которого 3 октября 1647 года присутствовал самодержец и его ближайшее окружение. С северо-западной стороны возле Казанского храма возвели шатровую колокольню.

    Несмотря на довольно небольшие размеры Казанского храма, его настоятели всегда занимали видные места среди представителей московского духовенства. В Казанском храме в середине XVII столетия служили бунтари-старообрядцы - протопоп Аввакум (Петров) и архимандрит Григорий (Неронов), воспротивившиеся церковной реформе патриарха , что послужило поводом для раскола русской православной церкви на старообрядцев и никонианцев. Именно в Казанский храм прислал патриарх Никон свою первую грамоту о замене двуперстного крестного знамения на троеперстное, оттуда же оба ревнителя старой веры - Аввакум и Григорий были отправлены в ссылку.

    Почитание Казанской иконы к началу XVIII столетия было так велико, что император , основав в 1703 году и перенеся туда столицу государства Российского, возвел в городе на Неве , еще красивее и величественнее московского, установив в новом храме список чудотворной Казанской иконы.

    Свой внешний облик Казанский собор менял несколько раз. В 1760-х годах за ветхостью был разобран южный придел святителей Варсонофия и Гурия; в начале 1802 года по указанию митрополита Московского Платона (Левшина) старая шатровая колокольня была разобрана и в 1805 году возведена двухъярусная, чуть далее от прежней.

    В 1755 году богослужения в Казанском соборе посещали преподаватели и студенты только что открытого Московского университета, который вначале не имел своей домовой церкви. К слову, торжественный молебен по случаю открытия университета отслужили именно в Казанском соборе.

    В октябре 1812 года, когда в Москве хозяйничали французы, Казанский собор не избежал печальной участи московских храмов - разграбления и поругания святынь. Верхом вандализма стало изъятие из алтаря Казанского собора престола, на место которого французские оккупанты втащили мертвую лошадь. Только благодаря протоиерею Иоанну Машкову, успевшему спрятать Казанскую икону, чудотворный образ сохранился.

    XX век принес новые потрясения, ставшие роковыми для древнего Казанского собора. В середине 1920-х годов богослужения в храме еще продолжались, на средства прихожан архитектор и реставратор Петр Барановский даже начал масштабную реставрацию памятника русского зодчества, воссоздав внешнюю отделку стен и кокошники. Но у руководства молодого советского государства было свое видение исторического центра Москвы - , в интерьер которого Казанский собор не вписывался. И в начале 1930-х годов его решено было снести. Архитектор П. Барановский, трепетно относившийся к уникальным памятникам древнерусского зодчества, занялся обмерами собора и северного придела. В 1928 году снесли колокольню, в 1936 году такая же участь постигла старинный храм, а его место занял выстроенный в честь III Интернационала павильон.

    Возрожденный храм

    Как начало XX столетия стало тяжелым временем для русской православной церкви, так конец XX века стал временем возрождения духовности и веры. В 1980-х годах москвичи внесли предложение восстановить в первоначальном виде древний Казанский собор. В июне 1990 года исполнительный комитет Московского городского совета принял постановление о восстановлении собора и сразу начался сбор пожертвований. В день празднования Казанской иконы Божьей Матери - 4 ноября 1990 года, патриарх Московский Алексий II, совершивший Божественную Литургию в кремлевском , вместе с огромным количеством прихожан крестным ходом отправился к месту будущего храма и освятил закладной камень и крест, поставленный на месте строительства. Работами по возведению собора руководил ученик архитектора П. Барановского Олег Игоревич Журин, который благодаря обмерам учителя смог в первоначальном виде воссоздать внешний облик православной святыни. Средства на возведение Казанского собора, кроме собранных пожертвований, выделило правительство Москвы. Ровно через три года - 4 ноября 1993 года патриарх Алексий II освятил воссозданный храм, передав ему Казанскую икону Божьей Матери, расположенную сейчас в местном ряду главного иконостаса. Расписали собор в 1996 году художники из и , строго придерживаясь тем росписей, найденных историком Сергеем Смирновым.

    В настоящее время Казанский собор - действующий православный храм Москвы, богослужения в котором проходят ежедневно, а причт собора состоит из шести священнослужителей. Главный престол - в честь Казанской иконы Богородицы, северный придел - во имя святителей Гурия (епископа Казанского) и Варсонофия (епископа Тверского). Самая чтимая святыня - Казанская икона Божьей Матери, ковчег с мощами святых и икона Богородицы «Воспитание».

    1.Почему построили Покровский собор на Красной площади
    2.Кто строил Покровский собор на Красной площади
    3.Постник и Барма
    4.Архитектура Покровского собора на Красной площади
    5.Почему Покровский собор на Красной площади называют храмом Василия Блаженого
    6.Василий Блаженный
    7.Культурный слой у Покровского собора на Красной площади
    8.Колокольня и колокола
    9.Дополнительные сведения о колоколах и звонах
    10.Покровский собор на Красной площади. Фасадные иконы
    11.Главы Покровского собора

    Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву или, как его чаще называют, – это уникальный памятник древнерусской архитектуры. С давних пор он служит символом не только Москвы, но всего государства Российского. С 1923 года собор является филиалом исторического музея. Он был взят под охрану государства в 1918 году, а службы в нём прекратились в 1928 году. Однако в 1990-е годы прошлого века богослужения возобновились и в церкви Василия Блаженного проводятся каждую неделю, в других церквях собора – в престольные праздники. Службы проходят по субботам и воскресеньям. В воскресенье службы проходят с 10 примерно до 13 часов. По воскресным дням и по религиозным праздникам экскурсии в церкви Василия Блаженного не проводятся.

    Почему построили Покровский собор на Красной площади

    Собор возвели в честь завоевания Казанского ханства. Победа над Казанью воспринималась в ту пору как окончательная победа над Золотой Ордой. Отправляясь в казанский поход, Иоанн Грозный дал обет: в случае победы поставить храм в честь оной. Строительство храмов в честь важнейших событий и воинских побед было давней русской традицией. В то время скульптурные памятники, колонны, обелиски были неведомы на Руси. Однако, памятные храмы ставили с самой глубокой древности в честь важных государственных событий: рождения наследника престола или военной победы. Победу над Казанью ознаменовали строительством храма-памятника, освящённого во имя Покрова. 1 октября 1552 года начался решительный штурм Казани. Это событие совпало с празднованием большого церковного праздника – Покрова Пресвятой Богородицы. Центральную церковь собора освятили во имя Покрова Богородицы, что и дало название всему собору. Первое и главное посвящение храма – это обетная церковь. Второе его посвящение – это взятие Казани.

    Кто строил Покровский собор на Красной площади

    Возведение памятного храма благословил митрополит Макарий. Возможно, он является автором идеи храма, ведь царь Иван IV Грозный в то время был ещё очень молод. Но утверждать это категорически нельзя, поскольку до нас дошло очень мало письменных источников.

    На Руси часто случалось так, что, поставив храм, записывали в летописи имя храмоздателя (царя, митрополита, знатного человека), а имена строителей забывали. Долгое время считалось, что Покровский собор поставили итальянцы. Но в конце XIX века обнаружили летопись, из которой стали известны истинные имена строителей собора. Летопись гласит следующее: «Благочестивый царь Иоанн, пришед с победы Казанские в царствующий град Москву, вскорее поставиши церкви каменные близ Фроловских ворот надо рву (Фроловские – ныне Спасские ворота) и потом дарова ему Бог дву мастеров русских по реклу (т.е. по имени) Постника и Барму и вышепремудрие и удобне таковому чудному делу» .

    Постник и Барма

    Имена зодчих Постника и Бармы появляются в источниках, рассказывающих о соборе, лишь в конце XIX века. Древнейший источник, повествующий о храме Покрова, что на Рву – это Степенная книга царского родословия, написанная под руководством митрополита Афанасия в 1560-63 годах. В ней сказано об обетном строительстве Покровского собора. Не менее важен и Лицевой летописный свод. В нём говорится о закладке собора, его строительстве и освящении. Самый главный, наиболее подробный исторический источник – это житие митрополита Ионы. Житие создано в 1560-1580-е годы. Это единственный источник, где упоминаются имена Постника и Бармы.
    Итак, официальная версия на сегодняшний день звучит так:
    храм Покрова, что на Рву воздвигли русские зодчие Барма и Постник. По неофициальной версии этот собор строили иностранцы, причем неизвестного происхождения. Если раньше упоминались итальянцы, то теперь такая версия подвергается большому сомнению. Без сомнения, приступая к строительству собора, Иван Грозный, призывал опытных зодчих. В XVI веке в Москве работало много иностранцев. Возможно, Барма и Постник учились у тех же итальянских мастеров.

    Покровский собор на Красной площади. Архитектура

    Покровский собор – это не одна огромная церковь, как может показаться на первый взгляд, а несколько совершенно самостоятельных церквей. Он состоит из девяти храмов на едином основании.

    Главы собора Покрова Богородицы, что на рву

    В центре возвышается шатровая церковь. Шатровыми храмами на Руси считаются, те, что имеют не сводчатое, а пирамидальное завершение. Вокруг центральной шатровой церкви располагаются восемь малых церквей с большими красивыми куполами.

    Именно с этого собора начал складываться ансамбль Красной площади, к которому мы привыкли сейчас. Завершения кремлёвских башен были надстроены в XVII веке, их надстраивали с оглядкой на Покровский собор. Шатёр на Царской башне-беседке слева от Спасской башни повторяет шатровые крыльца собора.

    Южное крыльцо Покровского собора с шатром
    Царская башня Московского Кремля расположена напротив Покровского собора

    Восемь церквей окружают центральный шатровый храм. Четыре церкви большие и четыре малые.

    Церковь святой Троицы – восточная. Церковь Александра Свирского – юго-восточная. Церковь св. Николы Великорецкого – южная.. Церковь Варлаама Хутынского – юго-западная. Церковь Входа Господня в Иерусалим – западная. Церковь Григория Армянского – северо-западная. Церковь Киприана и Иустины – северная.
    Церковь Василия Блаженного, позади её – церковь Трёх Патриархов Константинопольских – северо-восточная.

    Четыре большие церкви сориентированы по сторонам света. Северный храм выходит на Красную площадь, южный – на Москва-реку, западный – на Кремль. Большая часть церквей была посвящена церковным праздникам, дни празднования которых приходились на наиболее важные события Казанского похода.
    Служба в восьми боковых церквях шла только по одному разу в год – в день престольного праздника. В центральной церкви служили с Троицына дня до её престольного праздника – 1 октября.
    Поскольку Казанский поход приходился на летнее время, то и все церковные праздники также пришлись на лето. Все церкви Покровского собора строились как летние, холодные. Зимой их не отапливали и службы в них не велись.

    На сегодняшний день собор имеет тот вид, который он имел в XVI-XVII веках.
    Вначале собор был опоясан открытой галереей. Вокруг всех восьми церквей по второму этажу идёт пояс окошечек.

    В древности галерея была открытой, перекрытий над ней не было, наверх вели открытые лестничные сходы. Перекрытия и крыльца над лестницами возвели позже. Собор выглядел и воспринимался совершенно иначе, нежели мы его воспринимаем в наши дни. Если сейчас он кажется огромной многоглавой церковью непонятной конструкции, то в древности этого ощущения не возникало. Было видно, что на изящном лёгком основании стоят девять устремлённых ввысь церквей.

    Высота в то время ассоциировалась с красотой. Считалось, что чем выше храм, тем он краше. Высота была символом величия, и в те времена Покровский собор был виден за 15 верст до Москвы. До 1600 года, когда была надстроена колокольня Ивана Великого в Кремле, собор был самым высоким сооружением в городе, да и во всей Московии. Вплоть до начала XVII века он служил градостроительной доминантой, т.е. самой высокой точкой Москвы.
    Все церкви соборного ансамбля объединены двумя обходными галереями: внешней и внутренней. Перекрытия над гульбищем и крыльцами сделали в XVII веке, потому что в наших условиях иметь открытые галереи и крыльца оказалось непозволительной роскошью. В XIX веке галерею застеклили.
    В том же XVII веке на месте звонницы к юго-востоку от храма построили шатровую колокольню.

    Шатровая колокольня Покровского собора

    Наружные стены собора реставрируют примерно раз в 20 лет, а интерьеры – раз в 10 лет. Иконы осматривают каждый год, поскольку климат у нас суровый и иконы не застрахованы от вздутий и иных повреждений красочного слоя.

    Почему Покровский собор на Красной площади называют храмом Василия Блаженого

    Напомним, что собор состоит из девяти церквей на едином основании. Однако, над храмом возвышается десять разноцветных глав, не считая луковицы над колокольней. Десятая зелёная с красными шипами глава находится ниже уровня глав всех остальных церквей и венчает северо-восточный угол храма.


    Глава церкви Василия Блаженного

    Эту церковь пристроили к собору после окончания строительства. Её возвели над могилой очень известного и почитаемого юродивого того времени, Василия Блаженного.

    Василий Блаженный

    Человек этот был современником Ивана Грозного, жил он в Москве, про него ходило множество легенд. (О чудесах Василия Блаженного рассказано в статье ) С нынешней точки зрения юродивый – это что-то вроде сумасшедшего, что, по сути, абсолютно неверно. В Средние века на Руси юродство было одной из форм подвижничества. Василий Блаженный не был юродивым от рождения, он – юродивый Христа ради, который стал им совершенно сознательно. В 16 лет он решил посвятить жизнь Богу. Служить Господу можно было по-разному: уйти в монастырь, стать отшельником, а Василий решил стать юродивым. Более того, он выбрал подвиг нагоходца, т.е. ходил без одежды и зимой и летом, жил на улице, на паперти, питался подаянием и говорил непонятные речи. Но сумасшедшим Василий не был и, если он хотел быть понятым, говорил вразумительно и люди его понимали.

    Несмотря на такие суровые условия жизни, Василий Блаженный прожил очень долгую жизнь даже по нынешним временам и дожил до 88 лет. Похоронили его рядом с собором. Захоронение рядом с храмом было обыденным делом. В то время, согласно православной традиции, у каждого храма существовало кладбище. На Руси юродивых всегда почитали и при жизни, и после смерти и хоронили ближе к церкви.

    После кончины Василия Блаженного причислили к лику святых. Как над святым, над его могилой в 1588 году поставили церковь. Случилось так, что эта церковь оказалась единственной зимней во всём соборе, т.е. только в этом храме службы шли каждый день круглый год. Поэтому название этой маленькой церкви, построенной почти на 30 лет позже самого храма Покрова Богородицы на Рву, было перенесено на весь Покровский собор. Его стали звать храмом Василия Блаженного.

    Культурный слой у Покровского собора на Красной площади

    Интересную деталь можно заметить с восточной стороны храма. Там растёт рябина в… горшке.

    Посадили дерево, как и полагается, в грунт, а не в горшок. За многие годы вокруг собора образовался культурный слой изрядной толщины. Покровский собор как бы “врос в землю”. В 2005 году решено было вернуть храму его первоначальные пропорции. Для этого “лишний” грунт сняли и вывезли. А рябина к тому времени уже росла здесь не один десяток лет. Чтобы не губить дерево, вокруг него сделали деревянный чехол.

    Колокольня и колокола

    С 1990 года собор находится в совместном использовании государства и РПЦ. Здание Покровского собора принадлежит государству, поскольку его финансирование поступает из госбюджета.

    Колокольню храма построили на месте разобранной звонницы.

    Соборная колокольня действующая. Сотрудники музея звонят сами, их обучал один из ведущих звонарей России Коновалов. Музейные работники сами обеспечивают сопровождение церковной службы колокольным звоном. Звонить в колокола обязательно должен специалист. Музейщики никому не доверяют собрание колоколов Покровского собора.


    Фрагмент колокольни Покровского собора

    Не умеющий звонить человек, даже хрупкая женщина, может неправильно послать язык и расколоть колокол.

    Дополнительные сведения о колоколах и звонах

    Древняя соборная звонница была трёхъярусной, трёхпролётной и трёхшатровой. В каждом пролёте на каждом ярусе висели колокола. Звонарей было несколько и они все находились внизу. Система звонов была очепнАя или очЕпная. Колокол намертво крепился к балке и звонили в него, раскачивая не язык, а сам колокол.

    Колокола Покровского собора не подтачивали под определённый звук, у них было только три основных тона – один тон внизу юбки, второй – в середине юбки, третий – наверху, а также были десятки обертонов. На русских колоколах сыграть мелодию просто невозможно. Наш звон ритмичный, а не мелодичный.

    Для обучения звонарей существовали характерные ритмичные попевки. Для Москвы: «Все монахи воры-воры, все монахи воры-воры, а игумен – плут, а игумен-плут». Для Архангельска: «По-чём трес-ка, по-чём трес-ка, две копейки с половиной, две копейки с половиной». В Суздале: «Голяками припекали, голяками припекали». Для каждой местности был характерен свой ритм.

    До последнего времени самым тяжёлым колоколом в России был ростовский колокол «Сысой» весом 2000 пудов. В 2000 году в Московском Кремле заговорил «Большой Успенский» колокол. У него своя история, каждый государь отливал свой собственный Большой Успенский, часто переливая тот, что существовал до него. Современный весит 4000 пудов.

    Когда в Кремле звонят колокола, то звонит и колокольня, и звонница. Звонари находятся на разных уровнях и не слышат друг друга. На ступеньках Успенского собора стоит главный звонарь всея Руси и хлопает в ладоши. Его видят все звонари, он отбивает им ритм, как бы дирижирует звонами.
    Слушать русские колокола для иноземцев было мукой мученической. Наш звон не всегда был ритмичным, часто – хаотичным, звонари плохо попадали в ритм. Иностранцы от этого страдали – звонили повсеместно, голова раскалывалась от неритмичного какофонического звона. Иноземцам больше нравился западный звон, когда раскачивали сам колокол.

    Покровский собор на Красной площади. Фасадные иконы

    На восточной внешней стене Покровского собора находится фасадная икона Божьей Матери. Это самая первая фасадная икона, которая появилась здесь в XVII веке. К сожалению от письма XVII века почти ничего не осталось из-за пожаров и многократных поновлений. Икона называется Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными. Она написана на стене храма.

    Покровский собор относится к Богородичным храмам. Все здешние фасадные иконы были написаны специально для этого собора. Икона, которая с момента написания находилась на южной стороне колокольни, к концу ХХ века пришла в ужасное состояние. Южная сторона больше всего подвержена разрушительному воздействию солнца, дождя, ветра и перепадов температуры. В 90-е годы образ сняли для реставрации и с огромным трудом восстановили.
    После реставрационных работ, оклад иконы не поместился на прежнем месте. Вместо оклада сделали защитный бокс и повесили икону на прежнее место. Но из-за больших перепадов температуры, свойственных нашему климату, икона вновь начала разрушаться. Через 10 лет её вновь пришлось реставрировать. Сейчас икона находится в Покровской церкви. А для южной стороны колокольни написали копию прямо на стене.

    Икона на колокольне Покровского собора

    Копию освятили когда отмечали 450-летний юбилей собора, на Покров день в 2012 году.

    Главы Покровского собора

    Завершения церквей, которые мы называем куполом, на самом деле именуется главой. Купол – это перекрытие церкви. Его видно изнутри храма. Над купольным сводом есть обрешётка, на которой закреплена металлическая обшивка.

    По одной из версий, в старину на Покровском соборе главы были не луковичные, как сейчас, а шлемовидные. Другие исследователи утверждают, что на таких тоненьких барабанах, как у собора Василия Блаженного, шлемовидных куполов быть не могло. Поэтому, исходя из архитектуры собора, купола были луковичные, хотя доподлинно это не известно. Зато совершенно точно установлено, что изначально главы были гладкими и монохромными. В XVII веке их ненадолго раскрасили в разные цвета.

    Главы были покрыты железом, покрашенным в синий или зелёный цвета. Такое железо, если не было пожаров, выдерживало лет 10. Зелёные или синие краски получали на основе окислов меди. Если же главы покрывали немецким лужёным железом, то они могли быть серебристого цвета. Немецкое железо жило лет 20, но не более.

    В XVII веке в житии митрополита Ионы упоминаются «фигурные главы разны образцы». Однако все они были монохромными. Пёстрыми они стали с XIX века, может быть чуть раньше, но подтверждения этому нет. Почему главы разноцветные и разной формы, по какому принципу их раскрашивали, сейчас никто не может сказать, это одна из загадок собора.

    В 60-е годы ХХ века при масштабной реставрации хотели вернуть собору первоначальный вид и сделать главы монохромными, но кремлёвские чиновники приказали оставить их цветными. Собор узнаваем, в первую очередь, по своим полихромным главам.

    Во время войны Красную площадь охраняло сплошное поле аэростатов, чтобы защитить её от бомбёжек. При разрывах зенитных снарядов осколки, падая вниз, портили обшивку глав. Повреждённые главы немедленно ремонтировали, ведь если оставить пробоины, то сильный ветер мог бы полностью «раздеть» купол за 20 минут.

    В 1969 году купола покрыли медью. На главы пошло 32 тонны листовой меди толщиной в 1 мм. Во время недавней реставрации обнаружили, что главы находятся в идеальном состоянии. Их всего лишь пришлось перекрасить. Центральная глава на Покровской церкви всегда была позолочена.

    В каждую главу, даже в центральную, можно войти. К центральной главе ведёт особая лестница. В боковые главы можно войти через наружные люки. Между перекрытием и обрешёткой есть пространство высотой в человеческий рост, там можно свободно ходить.
    Различия в размерах и цветах глав, принципы их украшения пока не поддаются историческому анализу.

    Знакомство с Покровский собором продолжим внутри храма, .





    Статья составлена по материалам лекции, проведённой методистом Государственного Исторического музея в феврале 2014 года.