• Индия мавзолей тадж махал. Тадж-махал, агра, индия

    Это величайший памятник Индии, который был построен во имя любви и необычайной преданности к женщине удивительной красоты. По своему величию, он не имеет аналогов во всем мире и отражает богатый период в истории своего государства, который захватил целую эпоху.

    Здание, построенное из белого мрамора стало последним подарком императора Шаха Джахана своей скончавшейся жене Мумтаз Махал. Император приказал найти лучших мастеров, которые построили бы мавзолей, настолько красивый, чтобы ему не нашлось аналогов в мире.

    На сегодняшний день Тадж Махал находится в списке семи наиболее величественных монументов во всем мире. Возведенный из белого мрамора, украшенный золотом и полудрагоценными камнями, Тадж Махал стал одним из самых прекраснейших зданий в архитектуре. Его сложно не узнать и он является наиболее часто фотографируемым сооружением в мире.

    Тадж Махал стал не только жемчужиной всей мусульманской культуры Индии, но и одним из признанных мировых шедевров. На протяжении многих веков он вдохновлял художников, музыкантов и поэтов, пытавшихся воплотить невидимую магию этого сооружения в картины, музыку и поэмы.

    Еще с 17 века люди специально пересекали целые континенты, чтобы просто увидеть и насладиться этим поистине сказочным памятником любви. Даже спустя века, он до сих пор очаровывает посетителей своей архитектурой, рассказывающей о таинственной истории глубокой любви.

    Тадж Махал, переводится как "Дворец с куполом", и на сегодняшний день считается наиболее сохранившимся, архитектурно прекрасным мавзолеем в мире. Одни его называют "элегией в мраморе", для других Тадж Махал является вечным символом неувядающей любви.

    Индийский поэт Рабинданат Тагор называл его "слезой на щеке вечности", а английский поэт Эдвин Арнольд говорил - "это не произведение архитектуры, как другие здания, а любовные муки императора, воплощенные в живые камни".

    Создатель Тадж Махал

    Шах Джахан был пятым императором Великих Моголов, и помимо Тадж Махала, он оставил после себя множество прекрасных памятников архитектуры, которые в настоящее время ассоциируются с обликом Индии. Такие как Жемчужная мечеть расположившаяся в Агре, Шахджаханабад (нынче Старый Дели), Диван-и-Хас и Диван-и-Ам, что в цитадели Красный форт (Дели). А так же, считавшийся самым роскошным троном в мире, Павлиний трон Великих Монголов. Но самым известным стал, конечно же, Тадж Махал, который навсегда увековечил его имя.

    У Шаха Джахана было несколько жен. В 1607 году он был помолвлен с юной девушкой Арджуманад Бану Бегам, который на тот момент было всего 14 лет, спустя пять лет состоялась свадьба. Во время церемонии отец Шах-Джахана, Джахангир, дал имя своей невестке Мумтаз Махал, что в переводе означало "Жемчужина дворца".

    Согласно летописям Казвани, "отношения императора с другими женами, были просто формальными, а все внимание, благосклонность, интимность и глубокую превязанность, которые Джахан испытывал к Мумтаз, были в тысячу раз сильнее по отношению к другим своим женам".

    Шах Джахан, "Повелитель Мира", был большим покровителем ремесла и торговли, искусства и садов, науки и архитектуры. В оглаве империи он встал в 1628 году после смерти своего отца и по праву заслужил репутацию беспощадного правителя. После ряда успешных военных компаний, император Шах Джахан, значительно увеличил территории Империи Великих Монголов. На пике правления его считали самым могущественным человеком на планете, а богатство и великолепие его двора поражало всех европейских путешественников.

    Но его личная жизнь была омрачена в 1631 году, когда во время родов умерла его любимая жена Мумтаз Махал. Как гласит легенда, Джахан пообещал умирающей жене, что он построит самый красивый мавзолей, который не сравнится ни с чем в мире. Так ли это было, или нет, но Шах Джахан воплотил свое богатство и всю свою любовь к Мумтаз в создание обещанного монумента.

    Шах Джахан до конца своих дней взирал на свое прекрасное творение, но уже не в роли правителя, а в качестве узника. Он был заключен в тюрьму Красного форта в Агре своим собственным сыном Аурангзебом, который в 1658 году захватил трон. Единственным утешением для бывшего императора была возможность видеть в окно Тадж Махал. А перед смертью, в 1666 году, Шах Джахан попросил исполнить свое последнее желание: отнести его к окну с видом на Тадж Махал, где он в последний раз прошептал имя своей возлюбленной.

    Мумтаз вышла замуж 10 мая 1612 года после пяти лет помолвки. Эту дату для пары выбрали придворные астрологи, утверждая, что это наиболее благоприятный день для бракосочетания. И они оказались правы, брак оказался счастливым и для Шаха Джахана и для Мумтаз Махал. Еще при жизни все поэты восхваляли необычайную красоту, стройность и безграничное милосердие Мамтаз Махал.

    Путешествуя с Шахом Джаханом по всей Империи Великих Моголов, она стала для него надежным спутником жизни. Лишь война могла их разлучить, но в дальнейшем, даже война не могла их разделить. Мумтаз Махал стала опорой и утешением для императора, а также неразлучным спутником мужа до самой своей смерти.

    За 19 лет своего замужества Мумтаз родила императору 14 детей, но последние роды стали для роковыми. Мумтаз умирает во время родов, а ее тело временно похоронено в Бурханпуре.

    Летописца императорского двора необычайно много внимания обратили переживаниям Шаха Джахана в связи со смертью жены. Император был настолько безутешен, что после смерти Мумтаз, провел целый год в уединении. Когда он пришел в себя, он уже не был похож на старого императора. Его волосы стали седыми, согнулась спина и постарело лицо. Он на протяжении нескольких лет не слушал музыку, перестал носить богато украшенную одежду и украшения, а также использовать парфюмерию.

    Шах Джахан умер по происшествию восьми лет с момента захвата сыном Аурангзебом престола. "Мой отец испытывал большую привязанность к моей матери, так пусть его последнее пристанище будет рядом с ней", сказал Аурангзеб и приказал чтобы отца похоронили рядом с Мумтаз Махал.

    Существует легенда, по которой Шах Джахан собирался построить точную копию Тадж Махала на другой стороне реки Ямуна, но уже из черного мрамора. Но этим планам не суждено было превратиться в жизнь.

    Строительство Тадж Махал

    Строительство Тадж Махала началось в декабре 1631 года. Оно было выполнением обещания Шаха Джахана данного Мумтаз Махал в последние минуты ее жизни, что он построит монумент который бы мог соответствовать ее красоте. Строительство центрального мавзолея завершили в 1648 году, а весь комплекс был закончен в 1653 году, спустя пять лет.

    Никто не знает, кому принадлежит планировка Тадж Махала. Раньше в исламском мире сооружение зданий приписывали не архитектору, а заказчику строительства. На основе множества источников можно утверждать, что над проектом трудилась команда архитекторов.

    Так же, как и множество других великих памятников, Тадж Махал - это яркое свидетельство чрезмерного богатства его создателя. На протяжении 22 лет, чтобы воплотить фантазию Шаха Джахана, работали 20000 человек. Скульпторы приезжали из Бухары, каллиграфы из Персии и Сирии, инкрустация производилась мастерами из южной Индии, камнетесы прибыли из Белуджистана, а материалы привозили со всей Центральной Азии и Индии.

    Архитектура Тадж Махал

    Тадж Махал состоит из следующих зданий:

    • Главный вход (Darwaza)
    • Мавзолей (Rauza)
    • Сады (Bageecha)
    • Мечеть (Masjid)
    • Гостевой дом (Naqqar Khana)

    Мавзолей окружают с одной стороны гостевой дом, а с другой мечеть. Здание из белого мрамора окружено четыремя минаретами, которые наклонены во внешнюю сторону, чтобы при разрушении не повредить центральный купол. Комплекс стоит на территории сада с огромным бассейном, в котором отражается копия красоты Тадж Махала.

    Сад Тадж Махала

    Тадж Махал окружает красивый сад. Для исламского стиля сад это не просто часть комплекса. Последователи Муххамеда проживали на огромных засушливых землях, поэтому этот сад, обнесенный стеной, олицетворял Рай на Земле. Территория сада занимает большую часть комплекса 300х300 м, при всей площади 300х580 м.

    Так как в исламе цифра 4 считается святым числом, все строение сада Тадж Махала основано на цифре 4 и его кратных. Центральный водоем и каналы разделяют сад на 4 равные части. В каждой из этих частей находится 16 клумб, которые разделены между собой пешеходными дорожками.

    Деревья в саду либо фруктовые, которые обозначают жизнь, либо семейства кипарисовых, которые обозначают смерть. Сам Тадж Махал расположен не в центре сада, а на северном его краю. А в центре сада расположен искусственный водоем, отражающий в своих водах мавзолей.

    История Тадж Махала после строительства

    Где-то к середине 19 века, Тадж Махал превратился в место для приятного отдыха. Девушки танцевали на террасе, гостевой дом с мечетью сдавались в аренду для свадебных церемоний. Англичане и индусы разграбили полудрагоценные камни, гобелены, богатые ковры и серебренные двери, некогда украшавшие этот мавзолей. Многие отдыхающие брали с собой молоток, для того, чтобы удобнее было извлекать кусочки карнеола и агата из каменных цветов.

    Некоторое время вообще казалось, что Тадж Махал может исчезнуть, как и сами монголы. Генерал-губернатор Индии Уильям Бентинк в 1830 году собирался демонтировать монумент, а его мрамор продать. Говорят, что разрушение мавзолея предотвратило только отсутствие покупателей.

    Еще больше Тадж Махал пострадал во времена индийского восстания в 1857 году, а в конце 19 века он полностью пришел в упадок. Могилы были осквернены вандалами, а территория полностью заросла без ухода.

    Упадок длился многие годы, пока лорд Кензон (генерал-губернатор Индии) не организовал масштабный проект реставрации монумента, который завершился в 1908 году. Здание было полностью отремонтировано, а сад и каналы восстановлены. Все это помогла вернуть Тадж Махалу его былую славу.

    Многие ругают англичан за плохое отношение к Тадж Махалу, но и индийцы относились к нему не лучше. По мере того, как увеличивалось население Агры, сооружение начало страдать от приводимых загрязнением окружающей среды кислотных дождей, что обесцвечивало его белый мрамор. Будущее монумента находилось под угрозой, пока в конце 1990-х годов Верховный суд Индии не постановил переместить все особо опасные вредные производства за черту города.

    Тадж Махал - это лучший образец монгольской архитектуры. Он сочетает в себе элементы исламской, персидской и индийской архитектурных школ. В 1983 году памятник был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и был назван "жемчужиной всего мусульманского искусства в Индии и шедевром мирового наследия, вызывающего всеобщее восхищение".

    Тадж Махал стал для туристов символом Индии, который ежегодно привлекает около 2,5 миллионов путешественников. Он считается одним из самых узнаваемых сооружений в мире, а история, стоявшая за его строительством, дает право считать его величайшим памятником любви, когда-либо построенным в мире.

    7 июля 2007 года в Лиссабоне (Португалия) были названы новые семь чудес света и в этот список внесён мавзолей-мечеть Тадж Махал. Он находится в Агре (Индия) возле реки Джамна. Самый простой способ добраться ко дворцу Тадж Махала – это прилететь на самолёте в Дели и оттуда на автобусе, такси или поезде доехать в пункт назначения. Дорога на поезде занимает до 3-х часов, на такси 3-5 часов. Считается преступлением, если вы посетили Индию и не увидели мечеть Тадж Махал.

    Описать великолепие и красоту этой мечети словами просто невозможно. Это поистине сказочное и прекрасное архитектурное сооружение, которое сочетает в себе элементы исламского, персидского и индийского архитектурного стиля.

    Возникновение Тадж Махала – это история нежной любви Шах-Джахана, короля Великих Моголов к своей жене Мумтаз Махал. Ещё принцем Шах-Джахан взял себе в жены 19-летнюю девушку, и его любовь к ней была безгранична. Не смотря на владение большим гаремом, всю свою нежность и внимание он отдавал лишь одной Мумтаз. Она родила ему 14 детей, шесть девочек и восемь мальчиков. Но во время последних родов жена Джахана умерла. Горе Шах-Джахана было настолько велико, что он потерял смысл жизни, поседел, объявил 2-х летний траур и даже хотел покончить с собой.

    Над могилой своей жены по приказу Шах-Джахана был построен красивейший дворец Тадж Махал в котором он спустя несколько лет и сам был похоронен возле могилы своей жены. Тадж Махал – это не просто чудо света, это символ вечной любви двух людей. Шах-Джахан пообещал перед смертью жены создать монумент, который бы передал всю красоту Мумтаз.

    Строительство и архитектура Тадж Махала

    На вопрос, кто построил данную мечеть, история не даёт ответ. Дело в том, что в исламском мире того периода все идеи сооружения приписывались не архитектору, а заказчику. Над мечетью работала группа архитекторов, но основная идея принадлежит Устад Ахмад Лахаури. Строительство дворца началось в 1631 году в декабре. Постройка центрального мавзолея закончилась в 1648 году, а спустя 5 лет закончили строительство всего комплекса. На протяжении 22 лет в сооружении Тадж Махала принимало участие около 20 тысяч человек. Более тысячи слонов использовали для транспортировки материалов, которые доставлялись из Индии и Азии. Блоки из мрамора тащили быки по специально построенному 15-ти километровому пандусу из утрамбованной земли. На стройке работали скульпторы из Бухары, каменотёсы из Белуджистана, мастера инкрустации из южной Индии, каллиграфы из Персии и Сирии, а также специалисты и мастера по резке мраморного орнамента и возведению башен.

    Тадж Махал считают «жемчужиной мусульманского искусства в Индии». Самый известный компонент дворца – это его белый мраморный купол, который из-за внешнего вида ещё называют луковым куполом. Его высота 35 метров. Его венец выполнен в исламском стиле (рожки месяца направлены вверх) и изначально был из золота, но в 19-ом веке его заменили бронзовой копией.

    Высота самой мечети составляет 74 метра и представлена пятикупольным сооружением с четырьмя минаретами по углам. Минареты слегка наклонены в противоположную от усыпальницы сторону, чтобы во время разрушения не повредить её. К сооружению примыкает сад с бассейном и фонтанами. Внутри мавзолея находятся две гробницы, которые расположены строго над местом захоронения шаха и его жены. Стены дворца выложены из мрамора с инкрустацией из самоцветов (сердолик, агат, малахит, бирюза и др.). И в лучах света стены просто завораживают. В солнечную погоду мрамор выглядит белым, в лунную ночь он становиться серебристым, а на заре – розовым.

    Экстерьер Тадж Махала относят к лучшим образцам архитектуры. В создании декоративных элементов мечети использовали различные штукатурки, краски, резные фигурки и каменные инкрустации. Также для декоративного и художественного оформления комплекса использовались отрывки из Корана. На воротах Тадж махала нанесено: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

    В интерьере дворца использовалось огромное количество полудрагоценных и драгоценных камней. Внутренний зал Тадж Махала представляет собой идеальный восьмиугольник. Высота стен составляет 25 метров, а потолок украшен в виде солнца и представлен внутренним куполом.

    Единственным ассиметричным элементом комплекса является кенотафий Шах-Джахана, который расположен возле могилы жены. Он был достроен позже и по размерам превышает кенотафий Мумтаз, но украшен такими же декоративными элементами. На надгробии Мумтаз сделаны каллиграфические надписи, которые восхваляют её, а на могиле Джахана написано: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года" .

    К архитектурному комплексу примыкает великолепный сад, который простирается в длину на 300 метров. В центре парка проходит водяной канал, который облицован мрамором и посредине него находится пруд. Он отражает образ усыпальницы. Изначально сад поражал своим изобилием растительности, но со временем озеленение сада видоизменилось.

    Мифы и легенды

    Существует легенда, что Шах-Джахан хотел построить на противоположном берегу реки точную копию дворца из чёрного мрамора, но не успел. Также есть миф о том, что император жестоко убивал архитекторов и мастеров, которые принимали участие в постройке дворца, а все строители подписывали договор, в котором они обязывались не принимать участие в строительстве подобного сооружения. Но на сегодняшний день такая информация ничем не подтверждена и остается всего лишь вымыслом и легендой.

    Туризм

    Ежегодно мечеть Тадж Махал посещают миллионы туристов из разных стран. Интерес у туристов вызывает факт про его оптический фокус. Если двигаться спиной вперёд к выходу, соответственно находясь лицом к дворцу, то возникает ощущение, что мавзолей просто огромный на фоне деревьев и окружающей среды. И, кстати, над Тадж Махалом запрещено летать самолётам. Мечеть открыта для посещения с 6 до 19 часов в будни, кроме пятницы, когда в ней проходят молитвы. Также Тадж Махал открыт для ночного просмотра в день полнолуния, включая два дня до и после полнолуния, кроме пятницы и месяца Рамазан.

    Мавзолей Тадж-Махал, - одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах Джаханом в память о его горячо любимой третьей жене, Мумтаз Махал, погибшей во время родов. Тадж-Махал считается не просто красивейшим зданием в мире, но и символом вечной любви. Он не имеет аналогов во всем мире. Мавзолей был построен примерно в 1630-1652гг. На строительство Тадж-Махал было созвано более 20000 тысяч строителей. Там были мастера не только со всей Индии, но и были приглашены умельцы со Средней Азии, Ближнего Востока и Персии. Считается, что сам Шах-Джахан участвовал в строительстве усыпальницы. Шах был очень образованным человеком, хорошим художником, прекрасно разбиравшемся в искусстве.

    (Тадж-Махал, Агра, Индия)

    Для создания венца творения восточных зодчих использовались материалы со всех уголков Азии. Для их транспортировки было задействовано более тысячи слонов. При работах по инкрустации самоцветов в белый мрамор было использовано более двадцати восьми видов драгоценных и полудрагоценных камней. В Тадж-Махале гармонично вписываются элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. Тадж-Махал (в переводе ‘’Дворец с куполом’’) считается наиболее прекрасно сохранившемся и архитектурно неповторимым мавзолеем в мире, мраморным изваянием вечной любви.

    (Тадж-Махал, вид изнутри)

    Хотелось бы отметить, что усыпальница Мумтаз чем-то напоминает мечеть. И действительно, в средние века в зодчестве востока придерживались строгих канонов, и на это указывают ажурные стрельчато-пологие арки, купола и минареты, арабская затейливая вязь, а на фасадах зданий причудливый растительно-цветочный орнамент. Все эти элементы не только прекрасно дополняли друг друга, но и чудесным образом вписывались в строгую симметрию мавзолея. Основной материал для строительства — белый мрамор, его доставляли на специальных повозках из месторождения, находящегося в 320 км от Агры.
    Тадж-Махал – божественно величественный и сияющий как роскошная жемчужина, имея высоту главной башни мавзолея 74 метра, он кажется таким легким и воздушным, словно одуванчик, растущий в долине реки Ямуны. Площадь всего комплекса занимает 42 акра. Каждое здание, каждый элемент имеет в этом комплексе свое место и в совершенстве вписывается в главную структуру. По Корану «4» святое число и поэтому здесь все кратно четырем. Платформа, на которой стоит комплекс, довольно высокая и имеет форму квадрата (56х56 м), углы которой «срезаны». Главный купол мавзолея уходит ввысь на 64 метра, как бы подпирая небо. Он опоясан четырьмя меньшими куполами. С четырех сторон от мавзолея высятся 42-х метровые, словно шпили, минареты, завершая собой композицию. Беломраморные стены Тадж-Махала сияют в золотом сиянии солнца.

    (Тадж-Махал, вид сверху)

    Сияющий Тадж-Махал — любовь, воспетая и вплетенная в инкрустированный орнамент божественной архитектуры. Памятник невиданной красоты, мечта, воспетая в поэме, замешанная на чистой любви и воплощенная в мраморе. Имя ему «Жемчужина Индии — Тадж-Махал». Создается впечатление, что из цельного куска огромного белого мрамора великий зодчий прошлых веков создал роскошную и ажурную пелерину прекрасного каменного кружева и, поставив на каменный постамент, увенчал большим куполом. Бросив в него, напоследок, горстью самоцветов. Что может быть прекрасней и печальней такой усыпальницы для преданнейшей Мумтаз.

    (Тадж-Махал, вид изнутри)

    Со временем ставшей последним пристанищем и для Шаха Джахана. В ней покоятся останки шаха и его вечной любви, его жены. К самому сердцу усыпальницы ведет лестница и каждый паломник босым входит в этот храм вечной любви. Здесь всегда тишина и умиротворение, забываешь обо всем, наслаждаясь белоснежными мраморными стенами, инкрустированными мозаикой из яшмы, нефрита и черного мрамора. На стенах переплелись в затейливом танце поникшие цветы, опоясывающие вечным ковром пол и стены. Даже и в современное время каждый уголок мавзолея напыщен богатством, хотя и здесь не обошлось без мародеров. Серебреные двери, парапет из золота и ткань, усыпанная жемчугом — все это было расхищено.
    Если Тадж-Махал — жемчужина, то у нее должна быть достойная оправа в качестве парка. Изначально это был сад, но во времена колонизации англичанами мастера из Европы придали ему вид величественного парка. Парк создавался как гармоничный ансамбль, обрамляющий Тадж. В центр его располагается роскошный и белоснежный мраморный бассейн, он как будто делит всю территорию парка на четыре точные половины, а они, в свою очередь, разделяются на равное количество участков. В фасад Таджа упирается длинный оросительный канал, делящий весь ансамбль на две равные половины. К четырем минаретам Таджа проложены четыре дорожки, выложенные изразцами. Если смотреть на комплекс с высоты птичьего полета, то может показаться, что парк повторяет причудливые формы мавзолея. И при этом общая симметрия, как святыни, так и парка не нарушена.

    (Тадж-Махал,вид сверху)

    Даже сейчас, по прошествии многих веков, дошедшая до нас «Жемчужина Индии — Тадж-Махал» играет для нас нежнейшими перламутровыми переливами в утренней и вечерней заре, оставаясь величественной и неповторимой. А днем, сливочно белые мраморные стены излучают золотистый оттенок, улавливая лучи полуденного солнца. Зато ночью мавзолей, будто подернутая лиловая дымка — сказка, сошедшая из 1001 ночи. Когда наступает утро «Тадж» отражается в тихой водной ряби реки Ямуны и создается впечатление, что он величественно стремится ввысь к небесам.

    Тадж-Махал сооружен на берегу реки Джамны, в двух километрах от города Агра, который с 1526 по 1707 год (наряду с Дели) был столицей Могольской империи. Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов к своей жене - красавице Мумтаз Махал (в девичестве - Арджуманад Бану Бегам), племяннице сильного и влиятельного царедворца при дворе индийского правителя.

    Имя Арджуманад Бану Бегам окружено легендами и тайнами. В 1612 году в девятнадцатилетнем возрасте она вышла замуж за принца Кхуррама, ставшего затем падишахом Шах-Джаханом. Во время свадебной церемонии отец жениха, грозный Джангир, нарек свою невестку и племянницу своей жены - «Украшением дворца» (Мумтаз Махал).

    Молодые супруги нежно любили друг друга. Французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии двенадцать лет, отмечал в своих записках, что Шах-Джахан был настолько влюблен в свою молодую жену, что «не обращал внимания на других женщин, пока она была жива». А ведь у него, как у любого восточного правителя, был гарем - и большой.

    В 1629 году, через год после восшествия на престол, Шах-Джахан с войском вышел из Агры и направился на юг, чтобы покарать наместника мятежного Декана. Восстание было подавлено, наместник смещен, но в Агру Шах-Джахан вернулся один. Мумтаз Махал, никогда не разлучавшаяся с мужем, во время этого похода умерла у него на руках, родив ему четырнадцатого ребенка. Горе его было настолько велико, что он хотел покончить с собой.

    Сначала Мумтаз похоронили в городе Бурханпуре (территория нынешнего штата Мадхья-Прадеш), поскольку там разбило лагерь войско Шах-Джахана. И лишь через шесть месяцев гроб с ее телом перевезли в Агру, где впоследствии над ее могилой вознесся мавзолей, который (по замыслу Шах-Джахана) должен был стать символом красоты его усопшей супруги.

    Строительство пятикупольного здания мавзолея, превосходящего размерами и роскошью все остальные, бывшие тогда в Индии, продолжалось более двадцати лет (примерно с 1630 по 1652 год). Высота Тадж-Махала вместе с куполом достигает 74 метров. В основании памятника лежит квадратная платформа со сторонами более 95 метров. По углам мавзолея поднимаются четыре минарета.

    Стены Тадж-Махала выложены полированным мрамором, снаружи в некоторых местах дополнены красным песчаником. В окнах и арках - ажурные решетки, сводчатые переходы украшены арабской вязью, которая перенесла на камень 14 из 114 сур Корана.

    В строительстве этого грандиозного сооружения участвовало до 20 000 человек. Имя архитектора, воплотившего замысел Шах-Джахана, неизвестно. Некоторые приписывают создание этого памятника мирового искусства европейским зодчим. Однако изучение архитектурных особенностей Тадж-Махала позволяет сделать вывод, что в нем воплотились лучшие черты средневековой архитектуры Ирана и Средней Азии вместе с монументальным искусством древней Индии.

    Но другие ученые автором этого шедевра называют разных, но вполне конкретных лиц. Однако наиболее широко распространено мнение, что в разработке проекта Тадж-Махала приняли участие лучшие зодчие Индии и других стран Востока во главе с агрским архитектором Устад-Исой. Не исключено, что одним из авторов был сам Шах-Джахан, обладавший незаурядным художественным вкусом.

    Вокруг Тадж-Махала в Агре Шах-Джахан посадил великолепный сад, построенный по принципу Чар Бага: на участке земли, разделенном на четыре части. В центре находится мраморный водоем. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж-Махал расположен в его начале. Вдоль оросительного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых гармонируют с куполами четырех минаретов.

    Напротив Тадж-Махала, на другом берегу Джамны, Шах-Джахан думал возвести еще одну гробницу-для себя. По замыслу, его мавзолей должен был воспроизвести формы Тадж-Махала, но был бы сделан не из белого, а из черного мрамора. Оба мавзолея должны были соединяться мостом. Однако планы и замысли Шах-Джахана не осуществились.

    Когда Шах-Джахан тяжело заболел, встал вопрос, кому из сыновей занять его престол. Старший сын, Дара-шикол, был единомышленником отца, деда и прадеда. Он хотел единства страны, мира с индусами, союза с раджпутскими и маратхскими раджами. Мусульманские муллы и вельможи стеной стояли за второго сына - Аурангзеба, жестокого и мрачного мусульманского фанатика.

    Аурангзеб победил брата и вошел в Агру с войсками. Здесь он узнал, что отец благополучно выздоровел и не собирается освобождать трон. Но власть, однажды попавшую в руки, нелегко добровольно отдавать. Сколько еще проживет отец? И Аурангзеб приказал арестовать отца и заточить его в крепость. Из тяжелой каменной рамы окна был виден лишь легкий, как облако, белый мавзолей давно умершей жены.

    Тяжело больной, отстраненный от власти, Шах-Джахан часами смотрел из агрской крепости на Тадж-Махал, где покоилась Мумтаз Махал, которую он так любил. А после смерти и он был погребен в этой же гробнице, в одном склепе с Мумтаз Махал. Сейчас прямо над склепом, в центральном зале, украшенном орнаментом из золота и серебра, лежат две каменные плиты: одна - над могилой Мумтаз Махал, другая - над могилой Шах-Джахана.

    О Тадж-Махале сложено много легенд. А многие юноши, страдая от безответной любви, взбирались на минареты и кидались вниз с верой, что на том свете добьются расположения возлюбленной. Потом входы на минареты закрыли, чтобы охладить влюбленных, жертвующих жизнью в надежде обрести любовь.

    Тадж-Махал в Агре стал одним из наиболее знаменитых памятников мирового зодчества и , внесенным в . Мрамор стен, агаты и алмазы, вкрапленные в завитки орнамента, устремленный ввысь купол гробницы, днем отражающийся в водах Джамны и переливающийся ночью в свете луны - таков Тадж-Махал, воспетый сотнями поэтов.

    Одно из чудеснейших творений человеческих рук, место, которое привлекает ежегодно миллионы людей со всего мира - величественный и прекрасный Тадж Махал - по праву является настоящим символом Индии.

    История строительства

    Тадж Махал – это изумительное белоснежное сооружение, которое было построено в качестве усыпальницы для третьей и любимой жены великого могольского Императора Шах Джахана Мумтаз Махал, на берегу реки Джамна в Агре. Несмотря на многочисленный гарем, император больше всех любил именно Мумтаз Махал. Она родила ему тринадцать детей, и умерла в 1631 году, при появлении на свет четырнадцатого. Правитель сильно горевал после смерти любимой жены, поэтому приказал собрать самых искусных мастеров того времени, чтобы создать мавзолей, который стал бы символом его бескрайней любви к Мумтаз. Строительство было начато в 1632 году и продолжалось более 20 лет: основной комплекс был окончен к 1648 году, а второстепенные здания и сад были завершены пятью годами позже. Своеобразными «прототипами» этой грандиозной усыпальницы стали Гури-Амир – мавзолей Тамерлана, родоначальника династии Могольских правителей, расположенный в Самарканде, мечеть Джама Масджид в Дели, а также гробница Хумаюна – одного из могольских правителей.

    Архитектурное чудо

    Тадж Махал выполнен в традиционном персидском стиле и представляет собой комплекс роскошных и величественных сооружений, построенных из белого мрамора. Основное место в нем занимает сам мавзолей, расположенный в центре площадки. Он имеет форму куба со «срезанными» углами и увенчан огромным куполом. Сооружение стоит на квадратном «постаменте», на четырех углах которого находятся высокие минареты. Мавзолей внутри имеет большое количество комнат и залов, украшенных изумительной мозаикой, расписанных тонкими узорами и витиеватыми орнаментами. В одной из таких комнат и расположен гроб Мумтаз Махал. А рядом с ним – гроб и самого Шах Джахана, который пожелал после смерти быть похороненным рядом со своей любимой. Изначально правитель собирался построить точную копию усыпальницы на другом берегу Джамны для себя, только из черного мрамора, но ему не удалось воплотить свою задумку в жизнь, поэтому он и завещал похоронить себя в Тадж Махале рядом с женой. Но стоит заметить, что оба этих гроба пусты, а настоящее место захоронения находится в подземном склепе.

    Изначально мавзолей был украшен огромным количеством драгоценных и полудрагоценных камней, жемчугом, а его главная дверь была сделана из чистого серебра. Но, к сожалению, до нашего времени все эти сокровища практически не сохранились, «осевши» в карманах не очень честных «туристов».

    С трех сторон Тадж Махал окружен прекрасным парком, ворота в который также представляют собой архитектурный шедевр. Через парк к главному входу ведут дороги, идущие вдоль широкого канала. А по обеим сторонам от мавзолея стоят две мечети.

    В переводе с персидского языка «тадж махал» значит «корона всех дворцов». И он поистине является «жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из всемирно признанных шедевров мирового наследия».

    Тадж Махал был внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1983 году.

    Стоит также отметить, что официально туристам разрешено фотографировать Тадж Махал только с одной стороны – напротив центрального входа.

    На заметку

    • Месторасположение: город Агра, 200 км от Дели.
    • Как добраться: на поезде или экспрессе до ж/д станции "Agra Cantt."
    • Официальный сайт: www.tajmahal.gov.in
    • Часы работы: ежедневно с 6.00 до 19.00, кроме пятницы. За два дня до и два дня после полнолуния мавзолей открыт в вечерние часы – с 20.30 до полуночи.
    • Билеты: иностранцам - 750 рупий, местным жителям - 20 рупий, дети до 15 лет - бесплатно. Билеты для посещения в ночное время приобретаются за сутки.