• Древнее царство. Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет

    Скульптура Древнего Египта - одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов , фараонов , царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток - от фигур богов до игрушек и посуды. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

    Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. В традиционных статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды (кубическая статуя).

    Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса - с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

    Энциклопедичный YouTube

    • 1 / 5

      Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы - Она, Абидоса и Коптоса . Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед » - ритуалом обновления физической мощи фараона. К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега. К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема , представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована. Здесь уже выявлены основные черты стиля - монументальность формы, фронтальность композиции. Неподвижна поза статуи, вписывающейся в прямоугольный блок трона, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства . К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.

      Скульптура Древнего царства

      Скульптура Среднего царства

      Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем царстве , что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов . К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра , изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.

      Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III , который изображался во всех возрастах - от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III . Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи - изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.

      Искусство Среднего царства - эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято в рельефах Древнего царства) .

      Скульптура Нового царства

      В искусстве Нового царства появляется скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.

      Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности .

      Амарнский период

      Искусство амарнского периода отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Новый стиль нашел отражение даже в колоссах Аменхотепа IV , установленных в храме Атона в Карнаке . В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, поэтому особым смыслом наполняется слово «маат» - истина. Изображения Эхнатона - любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок - все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах - скульптурных моделях.

      Характерные приемы изображения фараона были распространены и на членов его семьи. Откровенным новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт: такова инкрустированная золотом и стекловидной пастой голова матери фараона, царицы Тии . Интимное лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.

      Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской . К их числу принадлежит и широко известная полихромная голова царицы Нефертити в синей тиаре. Вместе с завершёнными произведениями в раскопках скульптурных мастерских найдено и множество гипсовых масок, служивших моделями .

      Сфинкс Газа

      ко иным" на нем был парский голонной убор со свяшенной змеей и накладная борода, тоже символ высшей власти. Головной убор и борода были раскрашены синими и золотыми полосами, тело и лино - выкрашены в кирпично-красный пает. Возможно, перед Сфинксом находилось маленькое озеро.

      Египетские статуи исполнялись согласно канону. Они представляли собой стоящие или сидяшие фигуры. Для стояшей статуи были характерны следуюшие черты: фигура стоит прямо, мышпы напряжены, голова высоко поднята, левая нога аелает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу, лино не имеет индивидуальных черт. Такая скульптура была рассчитана на фронтальное восприятие. Например. статуя вельможи Ранофера, который бесстрастно смотрит перед собой, выполнена по этому канону.

      Сидящие статуи, обычно изображавшиеся с прижатыми к груди или лежашими на коленях руками, построены по принпипам симметрии и равновесия. Часто они полны внутреннего напряжения, подобно властно-

      Статуя лиепа Кан

      му Фараону Хефрену (первая половина 3-го тыс. до н.э.), застывшему в гордом величии под охраной сокола- Гора, распростершего над ним свои жесткие крылья.

      Еше одним примером скульптуры такого типа является статуя виспа Ааи из гробнипы в Саккаре (середина 3-го тыс. до н.э.), сидящего скрестив

      Огромную роль в искусстве Древнего Царства играла скульптура. Поминальные храмы и гробницы заполняли культовые статуи, исполненные согласно канону - строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Изваяния представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой ногой вперед или сидящие на троне с сомкнутыми ногами; руками, прижатыми к груди или лежачими на коленях. Статуи - олицетворения умерших, вместилища их души Ка - отличились портретным сходством. Оно достигалось, по-видимому, с помощью масок и их последующей переработкой в духе общего закона: с его спокойствием, симметрией и равновесием величественных и застывших поз, однообразием жестов, бесстрастием лиц. Статуи высекались по ранее прочерченной разметке из прямоугольного блока камня и затем тщательно обрабатывались в деталях.

      Образы созданные в придворных мастерских Мемфиса, обращены, как и все древнеегипетское искусство, к вечности: из них изгонялось все случайное, суетное и второстепенное. В то же время они удивительно жизненны. Каждый портрет эпохи Древнего Царства уникален.

      В портретных изображениях фараонов, как, например, в статуе фараона Хефрена (XXVII в. до н.э.), охраняемого богом-соколом Гором (из заупокойного храма в Гизе), воплотилось стремление к значительному. великому, совершенному.

      Деревянная статуя вельможи Каапера (середина III тыс. до н.э.) - дородного, степенного пожилого египтянина с посохом в руке - так поразила нашедших ее при раскопках рабочих сходством с их деревенской старостой, что навсегда сохранила название "Сельский староста".

      Завораживает писец Каи (середина III тыс. до н.э.), сидящий с поджатыми ногами; на коленях у него - развернутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряженный, он словно ловит каждое слова властелина.

      В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тыс. до н.э.), восседающих на кубических тронах, передано состояние младенчески наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни. Тела окрашена согласно традиции: у Рахотепа - в красновато-коричневый цвет, у Нофрет - светло желтый. Нофрет изображена в белой облегающей одежде, в коротком черном парике и цветном ожерелье. Плотная фигура молодой женщины, ее круглое, несколько тяжеловатое лицо, глаза, инкрустированные прозрачным голубоватым кварцем, подкупают непосредственной жизненностью.

      Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVII в до н.э.), создатель великой пирамиды Хеопса - тучный мужчина с оплывшим телом, властным, холодным, надменным лицом. Его облик отмечен несомненной интеллектуальной незаурядностью.

      Высокого совершенства достигли приемы совмещения изображения в фас и профиль в рельефе на дереве. На одном из них представлен зодчий Хесира (XXVIII в до н.э.). Неподвижная поза стройной мускулистой фигуры с широким разворотом плеч, гордый орлиный профиль наполнены внутренней энергией.

      Наряду с плоским, почти не выступающим над поверхностью стены рельефом, возник так называемый углубленный рельеф, в котором врезанное изображение, заполненное краской, создает впечатление цветного силуэта.

      Рельефы развертывались один над другим; каждый представляет собой повествовательный ряд. Фигуры расположены вереницами - в схожих позах и с одинаковыми жестами; на светлом фоне четко выделяются кирпично-красные тела мужчин и желтые - женщин. На рельефах представлены сельские работы и мастерские ремесленников, охота и рыбная торговля, процессии носителей даров, погребальные шествия и загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены. Владелец гробницы наблюдает за всем происходящим.

      Фараон, вельможа хозяин поместья всегда изображены более крупными, чем их окружение. В рельефе гробницы Мерерука (XXVIII в. до н.э.) огромная фигура вельможи помещена, согласно традиции, близ входа в гробницу; у его ноги ютится изящная Херватенхет, которая едва достигает колена супруга.

      Окружающие человек мир живых существ и предметов передан достоверно и узнаваемо: разнообразные звери, птицы, рыбы, орудия труда и музыкальные инструмент, одежда и украшения. В символических атрибутах фараона и богов угадываются их реальные прообразы: урей (эмблема власти) - вставшая на хвост египетская кобра, скарабей (солнечный талисман) - африканский навозный жук; и другие - навеяны самой природой.

      Когда именно была возведена самая древняя статуя мира – скульптура Сфинкса, учёные до сих пор не определили: некоторые считают, что это грандиозное сооружение увидел мир ещё в тридцатом веке до нашей эры. Но большинство исследователей всё же более осторожны в своих предположениях и утверждают, что Сфинксу не более пятнадцати тысяч лет.

      Это значит, что уже на момент создания самого грандиозного памятника человечества (высота Сфинкса превышала двадцать метров, а длина – более семидесяти) на территории Египта уже было хорошо развито искусство, в частности, скульптура. Получается, что статуя Сфинкса в действительности намного старше египетской культуры, которая появилась в IV тысячелетии до нашей эры.

      Эту версию большинство исследователей подвергают сомнению и пока сходятся на том, что лицом Сфинкса является лицо фараона Хеврена, который жил около 2575 – 2465 гг. до н. э. – а значит, свидетельствует о том, что это грандиозное сооружение из монолитной известковой скалы высекли всё же египтяне. И охраняет он пирамиды фараонов в Гизе.

      Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож). Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно поэтому древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»).

      Жизнь эту они творили по раз и навсегда установленным канонам, от которых не отступали в течение нескольких тысячелетий (специально для этого были даже предусмотрены и разработаны специальные инструкции и руководства). Древние мастера использовали специальные шаблоны, трафареты и сетки с канонически установленными пропорциями и контурами людей и животных.

      Работа скульптора состояла из нескольких этапов:

      1. Прежде чем начать работать над статуей, мастер выбирал подходящий камень, обычно – прямоугольной формы;
      2. После этого при помощи трафарета наносил на него нужный рисунок;
      3. Дальше методом высекания удалял лишний камень, после чего обрабатывал детали, шлифовал и полировал скульптуру.

      Характеристика египетских скульптур

      В основном древнеегипетские статуи изображали правителей, вельмож. Также популярна была фигура работающего писца (его обычно изображали со свитком папируса на коленях). Скульптуры богов и правителей обычно выставляли на всеобщее обозрение на открытых пространствах.

      Особой популярностью пользовалась статуя сфинкса – несмотря на то, что сооружения таких размеров, как в Гизе, больше нигде и никогда не делали, существовало немало его уменьшенных дубликатов. Аллеи с его копиями и другими мистическими зверями можно было увидеть практически во всех храмах древнего Египта.

      Учитывая, что фараона египтяне считали воплощением бога на земле, величие и несокрушимость своих правителей скульпторы подчёркивали специальными приёмами – расположениями фигур и сцен, их размерами, позами и жестами (позы, предназначенные передать какой-либо момент или настроение – не допускались).


      Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. Фигура величава и статична, правитель без каких-либо эмоций смотрит на мир и любому, кто видит его, очевидно, что ничто не в состоянии поколебать его власть, а характер фараона властный и непреклонный.

      Если скульптура, изображающая мужчину, стоит, его левая нога всегда делает шаг вперёд, руки или опущены вниз, или же он опирается на держащий в руках посох. Через некоторое время для мужчин добавили ещё одну позу – «писца», человека в позе лотоса.

      Вначале так изображали только сыновей фараонов. Женщина стоит прямо, ноги сомкнуты, правая рука опущена, левая – на талии. Шеи, что интересно, у неё нет, голова попросту соединена с плечами. Также мастера практически никогда не высверливали промежутки между её руками, телом и ногами – они их обычно обозначали чёрным или белым цветом.

      Тела статуй мастера обычно делали мощными и хорошо развитыми, придавая скульптуре торжественность и величие. Что касается лиц, то портретные черты здесь, конечно, присутствуют. В работе над статуей скульпторы второстепенные детали отбрасывали, а лицам придавали бесстрастное выражение.

      Раскраска древнеегипетских статуй также особым разнообразием не отличалась:

      • мужские фигуры были окрашены в красно-коричневый цвет,
      • женские – в жёлтый,
      • волосы – в чёрный;
      • одежда – в белый;

      К глазам скульптур египтяне имели особое отношение – они верили, что умершие через них вполне могут наблюдать за земной жизнью. Поэтому в глаза статуй мастера обычно вставляли драгоценные, полудрагоценные камни или другие материалы. Этот приём позволял им добиться большей выразительности и даже немного оживить их.

      Египетские статуи (имеются ввиду не фундаментальные сооружения, а более мелкие изделия) не были рассчитаны на то, чтобы их рассматривали со всех сторон – они были полностью фронтальные, многие из них как будто прислоняются спиной к каменному блоку, что служит для них фоном.

      Египетские скульптуры характеризует полная симметрия – правая и левая половина тела абсолютно идентичны. Практически во всех статуях древнего Египта чувствуется геометричность – это объясняется, скорее всего, тем, что изготовляли их из камня прямоугольной формы.

      Эволюция египетских скульптур

      Поскольку творчество не может не реагировать на изменения, которые происходят в жизни общества, египетское искусство на месте не стояло и со временем несколько видоизменилось – и стало предназначаться не только для похоронных обрядов, но и для других сооружений – храмов, дворцов и т.д.

      Если вначале они изображали только богов (изготовленная из драгоценных металлов крупная статуя того или иного божества была расположена в посвящённом ему храме, в алтарной части), сфинксов, правителей и вельмож, то впоследствии стали изображать и простых египтян. Такие фигурки в основном были деревянными.

      До наших дней дошло немало изготовленных из дерева и алебастра небольших статуэток – причём среди них были фигурки животных, сфинксов, рабов, и даже имущества (многие из них впоследствии сопровождали умерших в потусторонний мир).


      Статуи Раннего Царства (IV тысячелетие до н.э.)

      Скульптура в этот период развивалась в основном в трёх самых крупных городах Египта – Она, Киптоса и Абидоса: именно здесь находились храмы с установленными в них статуями богов, сфинксов, мистических животных, которым поклонялись египтяне. Большинство скульптур были связаны с ритуалом обновления физической мощи правителя («хеб-сед») – это прежде всего или выбитые в стене или представленные в круглой скульптуре фигуры сидящих или идущих фараонов.

      Ярким примером этого типа статуй является скульптура сидящего на пьедестале фараона Хасехема, одетого в ритуальную одежду. Уже здесь можно увидеть основные черты древнеегипетской культуры – правильные пропорции, в которой преобладают прямые линии и монументальность формы. Несмотря на то что его лицу присущи индивидуальные черты лица, они чрезмерно идеализированы, а глаза имеют традиционное для всех скульптур той эпохи выпуклое глазное яблоко.

      В это время устанавливается каноничность и лаконичность в форме выражения – отбрасываются второстепенные признаки и акцентируется внимание на величественности в образе.

      Статуи Древнего Царства (XXX – XXIII вв. до н.э.)

      Все статуи этого периода и дальше изготавливают согласно ранее установленным канонам. Нельзя сказать, что предпочтение отдаётся какой-то определённой позе (особенно это касается мужских фигур) – популярны как статуи в полный рост с выдвинутой вперёд левой ногой, так и восседающие на престоле, сидящие со скрещёнными в форме лотоса ногами или преклонившие колени.

      В это же время в глаза начали вставлять драгоценные или полудрагоценные камни, делать рельефную подводку век. Мало того, статуи начали украшать драгоценностями, благодаря чему они начали приобретать индивидуальные черты (примерами таких работ могут послужить скульптурные портреты зодчего Рахотепа и его жены Нофрет).

      В это время значительно усовершенствовалась деревянная скульптура (например, фигура, известная как «Сельский староста»), а в усыпальницах тех времён нередко можно увидеть статуэтки, которые изображают работающих людей.

      Статуи Среднего Царства (XXI– XVII вв. до н.э.)

      Во времена Среднего Царства в Египте насчитывается огромное количество разных школ – соответственно, развитие скульптуры претерпевает значительные изменения. Их начинают изготавливать не только для усыпальниц, но и для храмов. В это время появилась так называемая кубическая статуя, представляющая собой фигуру, заключённую в монолитный камень. По-прежнему популярны деревянные статуи, которые мастера после того, как вырезали из дерева, покрывали грунтом и расписывали.


      Скульпторы всё больше обращают внимание на индивидуальные особенности человека – при помощи идеально проработанных элементов они в своих работах показывают характер человека, его возраст и даже настроение (например, при одном лишь взгляде на голову фараона Сенусерта III становится понятно, что когда-то это был волевой, властный, ироничный правитель).

      Статуи Нового Царства (XVI– XIV вв. до н.э.)

      В период Нового Царства особое развитие получает монументальная скульптура. Она не только всё чаще выходит за пределы погребального культа, но в ней также начинают проявляться индивидуальные черты, не свойственные не то что официальной, но даже светской скульптуре.

      Да и светская скульптура, особенно когда речь идёт о женской фигуре, приобретает мягкость, пластичность, становиться более интимной. Если раньше женщины-фараоны согласно канонам нередко изображались в полном царственном облачении и даже с бородой, то теперь они избавляются от этих черт и становятся изящными, грациозными, изысканными.

      Амарнский период (начало XIV вв. до н.э.)

      В это время скульпторы начинают отказываться от сильно идеализированного, сакрального образа фараона. Например, на примере огромных статуй Аменхотепа IV, можно увидеть не только традиционные приёмы, но и попытку передать как можно точнее облик фараона (причём как лицо, так и фигуру).

      Ещё одним новаторством стало изображение фигур в профиль (раньше канон этого не допускал). В этот период возникла также всемирно известная голова Нефертити в синей тиаре, созданная скульпторами мастерской Тутмеса.

      Статуи Позднего Царства (XI – 332 г. до н.э.)

      В это время мастера все меньше начинают придерживаться канонов, и они постепенно сходят на нет и становятся условно-идеализированными. Вместо этого Они начинают усовершенствовать своё техническое мастерство, особенно в декоративной части (например, одной из лучших скульптур того времени считается голова статуи Ментуемхета, изготовленная в реалистичном стиле).


      Когда при власти был Саис, мастера опять возвратились к монументальности, статичности и каноническим позам, но трактуют это уже по-своему и их статуи становятся более стилизованные.

      После того как в 332 г. до н.э. Александр Македонский завоевал Египет, независимость свою страна эта потеряла, а культурное наследие древнего Египта окончательно и бесповоротно слилось с античной культурой.

      Наверное, я чего-то не понимаю, но меня никогда не впечатляло древнеегипетское искусство. Я ходила по музеям, смотрела.. Было ощущение - да, это история человечества, да, это все очень древнее. Вызывало интерес и даже уважение. Но красота? Было оно все каким-то примитивным, чужеродным. Я стеснялась своей невосприимчивости и невежества, но хоть убей, красоту у древних египтян не находила. Ну и, как всегда: вдруг...

      Я увидела это. Или наконец пришло время и изменилось мое восприятие, или... В общем, не знаю, что произошло, но эти предметы прекрасны.

      Плита фараона Нармера. Шифер. I династия. Конец 4 тыс. до н. э. Каир. Музей. обратная сторона

      лицевая сторона

      Статуя вельможи Ранофера из его гробницы в Саккара. Известняк. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.

      Статуя царевича Каапера из его гробницы в Саккара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.

      Фараон Менкаура, богиня Хатор и богиня нома. Скульптурная группа из заупокойного храма Менкаура в Гизэ. Серо-зеленый шифер. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.

      Статуя фараона Хафра из заупокойного храма Хафра в Гизэ. Диорит. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.


      Статуя фараона Аменемхета III из Хавара. Фрагмент. Желтый известняк. XII династия. 19 в. до н. э. Каир. Музей.

      Статуя писца Каи. Известняк. Глаза инкрустированы из алебастра, черного камня, серебра и горного хрусталя. V династия. Середина 3 тыс. до н. э.

      Голова статуи фараона IV династии (возможно, Хафра). Диорит. Первая половина 3 тыс.до н. э. Лейпциг. Университет.

      Голова мужской статуи из собрания Сальт. Известняк. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Патиж. Лувр.

      Журавли. Рельеф из Сакара. Известняк. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Берлин.


      Статуэтка писца из Гизы периода Фараона Хеопса. .Древнее царство, IV династии. Окрашенный известняк.