• Брюссель площадь. Площадь гранд-плас

    Всю ночь под окном гремела музыка, взрывались хлопушки, разбивались бутылки и хор из нетрезвых голосов фальшиво распевал песни европейских хит-парадов. Когда децибелы затихли, народное гуляние не только не успокоилось, но продолжилось с удвоенной силой. Поочередно были слышны то берберские заунывные мотивы, то ритмы чернокожей эстрады. Марокканская Чаоби сменялась реперскими речитативами, алжирские гауали исполняли авторские песни a cappella после чего слышался жалобный плач эфиопских мушо перераставший в двуголосье конголезийских хаминов. На фоне всех музыкальных экспромтов раздавались крики о помощи подвергавшихся разбою граждан, кого то насиловали, кому-то признавались в любви. Иногда во всю эту какофонию примешивались тревожные звуки полицейской сирены. Звонким бисером разносился дребезг разбиваемых стекол, басили глухие удары сопровождаемые черепно-мозговые и не совместимые с жизнью последствия. Я лежал в кровати и рассматривая потолок своей комнаты продолжал сомневаться в правильной оценки плюсов — минусов близости к луна-парку. Стало светать, уличная нечисть начала прятаться по укромным уголкам словно в Гоголевском Вие. Вдали грянул одинокий выстрел и наконец то все затихло.

    Вслед за этим в полном ахуе заснул и я. Пробуждение было нелегким, но верный армейской дисциплине, я поднялся с кровати и насвистывая гимн СССР исполнил несколько физкультурных упражнений, чтобы побыстрее прийти в себя. Надо было подмести машину от осколков и вставить новое стекло. На часах было половина одиннадцатого утра, улица искрилась кристальной чистотой — непонятно когда муниципальные службы успели убрать мусор и вывезти трупы (их должно быть не менее десятка, судя по звукам, коими я наслаждался до первых петухов). Бодрыми шагами, с веником под мышкой я приблизился к машине и присвистнул от удивления. Незадачливые гопники повторно ограбили мою машину, разбив переднее пассажирское стекло. Я хохотал до упада (веселиться мне позволяла юридическое действие условий страховки на территории Евросоюза), надо же быть такими кретинами, чтобы ограбить уже ограбленное авто, поленившись просто обойти ее или хотя бы подергать ручки, которые не были заперты. Убирать машину я не стал, потому как несмышленые арабесы могли совершать поиски наживы еще не раз. Опустив уцелевшие стекла и приоткрыв двери я пошел осматривать достопримечательности, кляня по чем свет стоит всю Северную и Экваториальную Африку, в ногу со мной шагал верный штурман. Мы направлялись на знаменитый Гран Плас.

    Отыскать ее не составит труда — отправляйтесь на метро до станции - Bours и с противоположной стороны - Gare Centrale выходите на божий свет, а еще лучше следуйте нашему примеру — идете пешком. Гран плас (альтернативно и по фламандски Гроте маркт) это феерически красивое, умопомрачительно великолепное и адски завораживающее место, сконцентрировавшее стопятьсот достопримечательностей в одном месте.

    Но это заявление будет бесспорным при одном условии — нужно быть наблюдательным от природы и уметь отрешившись от мира внимательно созерцать разнообразные филигранные элементы королевского декора.

    История возникновения этой удивительной площади конечно же покрыто всяческими баснями. Рассказывают, что королю Франции регулярно выносили мозг о феноменальных красотах Брюсселя, какбэ намекая, что Париж… ну вы понимаете… Король злился, пил горькую и тыкал главного архитектора мордой в план городской застройки, но это не помогало. Единственный эффектом воспитательных процедур стало то, что архитектор увидев короля моментально мочился в штаны. Тогда король приехал в столицу Бельгии, и увидев, что люди не врут приказал его разрушить — французские артиллеристы несколько дней расстреливали город из пушек. Сцуко, ну чем не Гитлер?

    Но это не конец истории; жители Брюсселя оказались упрямыми и восстановили город, создав в нем еще более прекрасную площадь, четко спланировав каждую деталь. Таким образом, Площадь Гранд Плас – это единственная средневековая площадь во всей Европе, при строительстве которой весь архитектурный ансамбль был тщательно спланирован.

    Застройка Гран Плас началась в 1402 году со здания ратуши Отель де Виль, занимающего большую часть на своей стороне площади и в основном законченного в 1480 году. Девяностометровая башня ратуши сооружалась с 1449 по 1455 год.

    Ее шпиль увенчан флюгером в форме пятиметровой медной фигуры архангела Михаила, навешивающего люлей дьяволу. На фасаде здания - более сотни статуй, это копии старинных оригиналов, выполненные в позапрошлом веке.

    На противоположной стороне площади в XIII веке был построен Хлебный дом, который, как следует из названия, использовался для хранения хлеба. Позднее это здание стало называться Домом короля.

    Стены этого трехэтажного строения прорезаны многочисленными окнами. Фасад украшен аркадами, причем на каждом последующем этаже размеры арок уменьшаются, а декоративные элементы усложняются. В оформлении Дома короля присутствуют многочисленные ажурные орнаменты, витые спирали, башенки и шпили.

    При обстреле Брюсселя французскими упырями он пострадал больше всех, но затем был восстановлен и стал резиденцией герцогов Брабантских. Название «Дом герцогов» постепенно трансформировалось в название «Дом короля», хотя ни один монарх в этом доме никогда не жил. Сейчас в здании находится Городской музей Брюсселя.

    Перпендикулярно к вышеупомянутым сооружениям находятся дома, где трудились ремесленники и купцы, принадлежавшие к различным профессиональным гильдиям: Дом маляра, Дом портного, Дом мясника, ну и конечно же Дом Кока-Кольщика и Айфоновых дел мастера, если я конечно ничего не путаю.

    В средние века рыцари из Бургундии устраивали тут турниры. Да, да, герцогство Бургундия выделилось в 1363 из Франции. С юга оно граничило с Савойей, на юго-западе с Овернь. Уже при Филиппе II Бургундия поглотила Фландрию и Нидерланды. Западным пределом Бургундии оставалась Шампань, а столицей Бургундии был Дижон. Помните, что напевал Д Артаньян направляясь в Париж:

    Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс,

    И в ваших жилах тоже есть огонь,

    Но умнице фортуне ей богу не до вас,

    Пока не белом свете, пока на белом свете есть Гасконь.

    В современное время мода дубасить друг друга мечами увы прошла. Поэтому люди сидят на скамейках, пьют разные напитки и кайфуют.

    Вся площадь представляет собой удивительное сочетание красок — готические здания и дома в стиле барокко украшенные золотым декором, красно-зеленые зонтики уличных кафе

    и множество цветов.

    Последние пятьдесят лет стало традицией выкладывать площадь Гранд Плас ковром из бегоний. Около 700 000 бегоний, выращенные под Гентом, раскладываются в виде прямоугольника 77х24 метра и украшают главную площадь столицы в течение трёх дней. Цветочное шоу случается два раза в год. Мы к сожалению не стали очевидцами этого события, но чтобы дать возможность читателю прочувствовать масштабы праздника предлагаю изучить скопипастженную (скопипизженную?) мною фотографию.

    Великолепная площадь Гранд-Плас в центре Брюсселя величественна и изящна одновременно. Оказываясь на этой площади, понимаешь, что все остальные достопримечательности Бельгии просто меркнут перед этим шедевром настоящего готического искусства.

    По страницам истории

    История этой городской площади уходит корнями в многовековую толщу давних времён. Здесь происходили все знаменательные события этого города, площадь Гранд-Плас видела многих правителей и государственных деятелей, великих людей и знаменитостей. Каждый этап её истории – это запечатление страниц городской истории:

    • XII век – на месте высушенных болот был выстроена городская Рыночная площадь;
    • XIII век – был возведён Хлебный дом, где хранился хлеб: навряд ли кто-то в то время мог знать, что вскоре это здание превратится в Дом короля, главное украшение площади;
    • 1402-1455 года – было построено готическое здание ратуши;
    • 1695 год – площадь была разрушена в результате продолжавшегося несколько дней обстрела города французской армией; многие достопримечательности Брюсселя погибли именно в этом году;
    • начало XVII века – Площадь Гранд-Плас была отстроена богатыми гильдиями заново; сейчас здесь можно увидеть роскошные гильдейские дома того времени, построенные в стиле барокко или стиле Людовика XIV.

    Каждое здание на этой площади – настоящий шедевр мирового готического искусства. Неподалеку расположены отели Брюсселя , в которых вы можете отдохнуть после всех экскурсий.

    Площадь Гранд-Плас: архитектурный облик

    Красоту площади составляют здания, которые на ней расположились. Например, ратуша XV века уникальна своей архитектурой:

    • оригинальная башня ратуши составляет в высоту 91 метр;
    • её шпиль венчает флюгер в виде 5-метровой медной фигуры архангела Михаила;
    • фасад здания украшен сотней статуй;
    • интерьер Ратуши богато украшен живописью и коврами;
    • во внутреннем дворике можно увидеть два живописных фонтана.

    Дом Короля, в котором сейчас располагается городской музей Бельгии, представляет собой прекрасный образец нео-готического стиля в архитектуре. Также можете посетить прекрасный музейный комплекс Королевские музеи изящных искусств .

    К великолепным традициям Гранд-Плас относится создание огромного ковра из цветов каждые два года. Невероятное зрелище представляет собой рисунок из миллионов разноцветных бегоний. Его размер – 24 x 77 метров, а общая площадь – 1 800 кв. метров.

    Оказавшись в самом центре Брюсселя – на Площади Гранд-Плас – нельзя пройти мимо этого готического великолепия. Здесь хочется гулять бесконечно, осматривая достопримечательности Брюсселя, украшающие эту площадь своими готическими кружевами.

    Время работы: большой рынок работает ежедневно с 9:00 до 20:00.

    Площадь Гран Плас – один из основных проспектов бельгийской столицы, расположенный в сердце мегаполиса и гордящийся своими уникальными достопримечательностями. С этого знаменитого места стоит начинать экскурсии по городу, поскольку по преданию, именно данная площадка положила начало возникновению и развитию . Кроме того, она является не только действующим, но и историческим центром столицы.

    Площадь Гран Плас в Брюсселе: история создания

    История знаменитой старинной площади началась в XII столетии, когда на ее будущей территории были высушены многочисленные болота. На протяжении нескольких последующих веков возводилась инфраструктура сооружения:
    — В XIII появился знаменитый Хлебный дом или, как его еще называют «Дом короля»
    — В XV столетии была построена левая часть Ратуши.
    Конец XVII века стал губительным для Гран Плас, поскольку во время нападения французов от ухоженной современной площадки остались сплошные руины, уцелеть практически в первозданном виде удалось лишь Ратуше, которая утратила лишь скульптуры на фасаде и монумент святого Михаила на вершине башни.
    После окончания боевых действий площадь была достаточно быстро реконструировали благодаря участию богатых гильдий. Большинство построек напоминали о стиле Людовика XIV, а также выполнялись в архитектурном стиле барокко. Вид площади тех времен преимущественно и сохранился до наших дней.
    В 1998 году архитектурный ансамбль центральной площади был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Современная Площадь Гран Плас в Брюсселе является уникальной архитектурной памяткой, которая пользуется большой популярностью среди туристов и жителей столицы. Она поражает своей необычной архитектурой, а также размещенными на ее просторах историческими сооружениями, возведенными в период Средневековья:
    1) Брюссельская Ратуша – красивейшая столичная постройка, сооруженная в XV веке и предназначенная для работы городской администрации. Со временем управление столицы было перемещено в другое здание, однако мер мегаполиса продолжает трудиться в историческом сооружении. Несмотря на то, что в ратуше продолжает заседать глава города, оценить роскошность ее интерьеров можно во время групповых экскурсий, которые проводятся на протяжении всего нескольких часов два дня в неделю.
    Внутреннее убранство сооружения напоминает королевские покои, поскольку при его моделировании использовались дорогостоящие материалы, элементы декора с позолотой, а также шикарные гобелены. Не менее удивительным можно считать и фасад здания, имеющий ассиметричную форму и украшенный многочисленными статуями правителей и скульптурами святых.

    2) Хлебный дом (или Дом Короля) – это старинное здание, которое, несмотря на свое второе название ни одного дня не использовалось для работы монархов. Его часто называют рекордсменом среди сооружений, неоднократно менявших свой внешний облик и предназначение. Так, в истории постройки известны такие ее функции:
    — в XIII столетии здание использовалось в качестве склада для пекарских изделий
    — спустя несколько лет оно было преобразовано в место для содержания преступников
    — затем было выкуплено герцогом Брабантским и играло роль его личной налоговой службы, а затем стало фамильной усадьбой правителя.
    — после завоевания Брюсселя французами Дом герцога стали называть Домом народа, который из-за наделения губернаторов-чужестранцев королевскими привилегиями был переименован в Дом Короля.
    В наши дни в историческом здании располагается городской музей, экспозицию которого составляют работы бельгийских умельцев, трудившихся в различные исторические эпохи. Среди экспонатов культурного учреждения можно найти и потрясающие гобелены, и интересные картины, и даже современные реконструкции исторического центра города.
    Кроме того, на Гран Плас уже около 30 лет подряд с 15 августа на протяжении нескольких дней можно посмотреть парад цветов, которые устилают проспект, словно пушистый разноцветный ковер.

    Площадь Гран Плас: как добраться?

    Площадь Гран Плас располагается в самом центре бельгийской столицы, поэтому добраться до нее можно несколькими видами транспорта:
    — трамваями
    До главного проспекта города следуют маршруты №3, 4, 31, 32, которые останавливаются на остановке Bourse.
    — автобусами, следующими до остановки Parlement Bruxellois (№48 и 95)
    Также неподалеку от Большой площади находится станция метро De Brouckere.

    Сразу после , который я нарек самой неинтересной достопримечательностью Брюсселя, я решил перейти в своих рассказах к Гранд-Плас - месту, которое стало моим любимым в столице Бельгии, да, что там Бельгии, пожалуй, это одна из прекраснейших площадей во всей Европе. Я часто в отчетах других туристов отмечал снисходительное и порой критическое отношение к Брюсселю, но на мой взгляд даже одна Гранд-Плас оправдывает посещение этого города.

    Возникновению Гранд-Плас в его современном виде мы обязаны Королю-Солнце. Одним из эпизодов Девятилетней войны стала осада Брюсселя. При бомбардировке города французами в 1695 году были уничтожены сотни зданий, в том числе была практически полностью уничтожена Гранд-Плас, уцелело только здание Ратуши. Но уже буквально через несколько лет площадь была восстановлена. Точнее ее застроили по новому единому плану, все здания гильдий были возведены в популярном тогда стиле фламандского барокко.

    Я известный картофил, без карты в начале рассказа чувствую себя, как Пизанская башня без фундамента. Поэтому выложу схему расположения зданий на площади и далее буду использовать нумерацию из этой карты Гранд-Плас.

    Начну с самоего внушительного строение на площади Гранд-Плас - Ратуши . Готическая Ратуша была возведена в 15-м веке. Это единственное уцелевшее с тех времен здание на Гранд-Плас. Я очень обрадовался, когда узнал, что здание Ратуши настоящее (ну, почти), а не построенная в 19-м веке имитация готики, как, скажем в или Вене.

    На этом фото видно, что здание несимметрично. По легенде, архитектор, который обнаружил асимметрию уже после завершения строительства, в отчаянии прыгнул с башни на мостовую. На самом деле нет. Изначально была построена только левая часть (10 окон), затем к ней достроили более короткое (7 окон) правое крыло здания.

    Богатый скульптурный декор фасада Ратуши относится уже к 19-му веку. Здесь можно встретить изображения многих святых, герцогов Брабанта, всадников, горгулий, героев различных легенд. На шпиле башни возвышается статуя покровителя Брюсселя архангела Михаила, который побеждает сотону дракона.

    Согласно легенде, Святой Михаил Архангел спас от смерти сына Ламберта II графа Левена. Правда не знаю какого именно Генриха и Ренье, согласно Вики у Ламберта было два сына. В моем кратком перессказе история выглядит следующим образом. Наследник графа влюбился в девушку. Девушка была несомненно достойной, но сыну графа в жены не годилась из-за более низкого происхождения. К тому же и сам молодой человек ей не приглянулся. Тогда ему пришла в голову гениальная мысль - похитить девицу. Но его план не удался и наследника упекли в тюрьму и скоро собирались казнить. Тут в женском сердце произошла перемена, девушка изменила свое мнение о пострадавшем из-за нее поклоннике и пошла проведать его в тюрьму. После свидания она стала молить Бога спасти сына графа и, как оказалось, вполне успешно. Бог был тронут молитвами и послал Архангела Михаила, чтобы он устроил побег молодого человека из тюрьмы. Дальше молодые любовники, надеюсь, поженились, как и положено в легендах. А в благодарность за чудесное спасение граф объявил Архангела Михаила святым покровителем города.

    Не смогу вам поведать, какие события отображены на этой консоли. Но если будете на площади, то попробуйте найти на одной из консолей над Львиным крыльцом легенду о судье Херкенбальде. Судья прирезал собственного племянника за изнасилование некой девицы. И сцена убийства, и сцена потери чести красочно, если так можно выразиться о скульптуре, изображена в камне.

    Картинку заимствовал . Кстати, весьма интересный журнал о Брюсселе, рекомендую. А сама консоль находится у этого льва на картинке ниже, под которым сидят две девушки, курящие косяк на двоих (да-да, на главной площади, это же Амстердам Брюссель).

    В Ратушу можно попасть только вместе с экскурсией, проходят они не так часто, думаю расписание найдете в интернете. Я лично решил пропустить это мероприятие. Все, еще одна фоточка Львиного крыльца Ратуши и заканчиваю на этом.

    Переходим к следующему зданию на Гранд-Пла Дому герцогов Брабантских (13-17). Никакие герцоги тут не жили, но фасад украшают их бюсты, целых 19 штук, - отсюда и название. На самом деле это не один дом, а целых семь, объединенных под одной крышей. Над каждой дверью установлен символ гильдии, которой принадлежал дом. От этих изображений и происходят названия домов. Я не любитель снимать детали, так что можете, когда будете на площади сами отыскать изображения (от правого края): Славы (13), Наследия (14), Удачи (15) ,Мельницы (16), Горшка (17), Холма (18) и Биржи (19).

    Каждый четный год в августе Гранд-Плас покрывают ковром из цветом. Посмотрите в журнале моего френда:
    http://platpaul.livejournal.com/310394.html
    Мы это зрелище пропустили, т.к. были 2015-м, т.е. нечетном. Но все равно немного цветочков на площади застали. Распродают остатки прошлогоднего ковра?

    Переходим к следующей стороне площади, пожалуй, наиболее живописной. Начнем с правого края. Самое широкое здание принадлежало гильдии Булочников. Называется оно Король Испанский (1), на фасаде между вторым и третьим этажем установлен бюст Карла II, короля Испании. Крышу дома Испанского короля венчает флюгер с Меркурием. На первом этаже находится самое известное кафе площади Гранд-Плас, которое называется также "Король Испанский", как минимум, рекомендую зайти и выпить пива.

    Следующее здание с забавным названием "Тележка " (2) принадлежала гильдии торговцем маслом (или жиром? переводчик с французского из меня так себе).

    Зданием "Сумка " (3) владела гильдия ткачей ковров.

    "Волчица " (4) относилась к гильдии лучников. Фронтон (треугольная фигня под крышей) украшает барельеф Аполлона, пронзающего стрелами (тут же гильдия лучников как-никак) питона. Кхе-кхе, тревел-блогеры, у которых я это вычитал, это никакая не змея, а самый настоящий дракон. Пифон охранял вход в Дельфийское прорицалище, да и он сам мог прорицать, от его имени пошли предсказательницы Пифии (Матрицу-то думаю все смотрели). Под Пифоном и Аполлоном расположены четыре медальона с римскими императорами: Траяном, Тиберием, Августом и Юлием Цезарем. Спустимся на этаж ниже и увидим четыре статуи - аллегории Правды, Лжи, Мира и Смуты. Над дверью - изображение Капитолийской волчицы, давшее название дому. Венчает крышу статуя Феникса - символ возрождения Гранд-Плас и Брюсселя после войн и разрушений.

    "Рожок " (5) единственный дом по внешнему виду которого можно определить, какой гильдии он принадлежал. Смотрите на последний этаж. Догадались? Правильно, это же корма корабля! А значит здесь обосновалась гильдия лодочников. На этаж ниже от кормы фасад украшают статуи тритонов и морских коней. Над входом в здание изображен почтовый рожок.

    И, завершает сторону домов гильдий "Лис " (6). Здесь был центр гильдии галантерейщиков. Как вы уже поняли, над дверью установлена позолоченная фигурка лиса. Только не спрашивайте, какое отношение лис имеет к галантерее. Впрочем, и к другим гильдиям это относится. Первый этаж поддерживают атланты. На втором фасад украшают статуи, изображающие четыре континента: Европа, Азия, Афика и Америка, в центре - статуя Правосудия. Третий поддерживают кариатиды, а на крыше установлена статуя св. Николая, покровителя этих торговцев (сейчас на реставрации).

    Вы, удивитесь, но когда я гуляю по городу, то меньше всего забочусь, как я потом буду описывать свою прогулку в журнале. Будь я нормальным блогером, я, конечно, обфоткал бы каждую деталь домов гильдий, про которые я писал выше, чтобы рассказ получился лучше иллюстрированным. Но в этот раз кое-что я все-таки запечатлел. Надеюсь, в таком виде детали пышного декора можно будет чуть лучше рассмотреть. На снимке ниже дома "Сумка" (с кариатидами, т.е. полуколоннами в виде теток) и "Тележка".

    Статуи континентов на фасаде "Лиса". В центре - Правосудие с гигантским мечом. Атланты, поддерживающие балкон, тоже хороши.

    Аллегорические статуи на фасаде "Волчицы". Справа с обвисшими сиськами - Смута, далее со свитком (почему?) - Мир, Неправда, целится в туристов каким-то камнем, и крайняя слева Правда держит книгу (но не читает ее явно), при этом на Правде меньше всего одежды из всей честной четверки.

    Ночью на Гранд-Плас шикарная подсветка, я приходил сюда практически каждый вечер в Брюсселе благо Гранд-Плас расположена по дороге от нашего отеля в знаменитый Деллириум.

    Красота неимоверная, я считаю.

    Я был в Брюсселе четыре вечера (возвращаясь из поездок по окрестностям) и один полный день, и каждый раз я заходил на Гранд-Плас, так что не удивляйтесь количеству одинаковых фоток в разное время суток.

    Следующая сторона - это еще пять домов. Справа "Звезда " (8) - один из самых узких домов Гранд-Плас. Его крышу украшает золотая шестиконечная звезда. На первом этаже галерея, в которой установлен лежащий (тогда уж уложен, наверно) памятник Everard t"Serclaes. Чуть ниже напишу о нем подробнее.

    "Лебедь " (9) - самое высокое здание на этой стороне. Довольно контрастное здание, первые этажи очень строгие, затем чем выше, тем более разгуливалась фантазия архитектора. На самом деле строили дом в несколько этапов, в 18-м веке его выкупила богатая гильдия мясников и видимо решила приуркасить здание под свой мяснический вкус. В "Лебеде" Карл Маркс, который пять лет прожил в Брюсселе, отмечал новый 1848-й год. В некоторых отчетах о Гранд-Плас я встречал утверждение, что он здесь жил и даже написал тут свой "Капитал", но это не так.

    "Золотое дерево " (10) - самый пышный и полезный дом из пятерки. Почему полезный? Да потому что это дом гильдии Пивоваров! Крышу украшает статуя Карла Александра Лотарингского наместника Нидерландов. В качестве губернатора заслужил добрую славу мудрым и мягким правлением. Как человек был строг, но не зол и отходчив. Любитель пожить и тонкий ценитель и любитель искусства. Покровительствовал известным музыкантам. Чем, видимо, и заслужил себе золотую статую.

    "Роза " (11) и "Гора Табор " (12) ничем особым не выделяются, но тоже приятные.

    Давайте чуть ближе рассмотрим крыши "Лебедя" и "Золотого дерева". На крыше "Лебедя" установлены три ангела, под центральным надпись "Этот дом построила шерсть". Я не совсем, признаться, разобрался откуда у мясников, чей гильдии принадлежал "Лебедь", взялась шерсть, похоже, как отходы производства.

    Вечереет и в окнах домов стали зажигаться огни. И, несмотря, на некотрую помезность здания стали смотреться уютно и тпело.

    Галерея дома "Звезда". Видите слева фоткающихся японцев? А чуть за ними в нише находится памятник Everard t"Serclaes . Этот житель Брюсселя в 14-м веке возглавил освобождение города от оккупировавших его фламандцев. Памятник расположен на месте, где стоял дом, в котором от ран умер Everard. Статуя умирающего рыцаря выполнена в стиле Итальянского Возрождения, чем в свое время возмутила некоторых критиков, якобы это анахронизм, ведь герой Брюсселя жил во времена готики, вот и памятник надо было сделать готическим.

    Также на памятнике изображены три сцены из истории Брюсселя. Забавно, что, как минимум, в трех местах автор монумента обыграл прозвище брюссельцев, как "пожирателей куриц " (ну, любили раньше жители города употреблять эту птицу в готовом виде): женщина тащит тележку с домашней птицей, поваренок держит курицу, у проказника в руках кружка с надписью "едоки куриц".

    Традиция требует от туристов потереть руку, колено или собачку у ног рыцаря при этом надо загадать желание которое обязательно должно исполниться. Якобы этот обычай зародился во время оккупации Брюсселя немцами во время Первой Мировой Войны, так жители города демонстрировали свой патриотизм (хмм).

    Площадь Гранд-Плас, или Гроте-Маркт, является важным историческим и туристическим центром Брюсселя, где расположены Городская ратуша и Дом короля (или Хлебный дом). Ансамбль рыночной площади, построенный в стиле Людовика XIV и барокко, входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Гранд-Плас - самая великолепная и элегантная центральная площадь, окруженная квадратом тщательно подобранных архитектурных шедевров, принадлежавших к гильдиям купцов и ремесленников: Дом маляра, Дом портного, Дом лодочника. Самыми впечатляющими являются Дом короля и Городская ратуша. Ратуша была возведена в 1402 году, ее высокий шпиль украшает пятиметровый медный флюгер в виде Архангела Михаила, а статуи фасада изображают различные истории из жизни города.

    В огромном Доме короля сегодня расположился Коммунальный музей, повествующий об истории создания Брюсселя. Несмотря на свое название, это здание никогда не являлось пристанищем ни одного короля. Кружевная каменная архитектура Дома короля возникла на месте бывшего Хлебного дома, где в XIII в. пекли и продавали хлеб.

    Два раза в год на площади создается огромный прямоугольный ковер из цветов, украшающий Гранд-Плас в течение трех дней. Разноцветные бегонии специально выращивают под Гентом для этого случая.

    Полюбоваться этим грандиозным зрелищем и красотой архитектурного ансамбля можно, уютно устроившись в одном из кафе на площади. Здесь же вы увидите знаменитую таверну “Золотой баркас”, в которой жил Виктор Гюго, а также ресторан “Дом лебедя”, вход в который украшает лебединая скульптура. Именно в этом ресторане располагалась пивная, где Маркс и Энгельс впервые прочли “Манифест коммунистической партии”.