• Белогорский свято-николаевский мужской монастырь. Белогорский монастырь – Уральский Афон Белогорский монастырь пермский история

    Именно об этом месте – Белой горе – на вершине которой расположен монастырь, с особенной гордостью говорят пермяки. Именно сюда они охотно ездят сами, и с радостью показывают его гостям. Если в эти края везут гостей, то обычно посещают два места: Белогорский монастырь и Кунгурскую ледяную пещеру.

    Первое, о чем хочется сказать – это огромный белоснежный Крестовоздвиженский собор монастыря – самый большой храм Пермского края, со смотровой площадки которого открывается великолепный вид на окрестности.

    Грандиозный, семиглавый, 7-й по величине храм в России, он стоит на вершине горы Белой (446 м) и словно парит в небе. Собор виден издалека за много километров.

    Полное название монастыря – Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь. Он находится в 120 километрах от города Перми и в 40 километрах от города Кунгура.

    Сам монастырь не такой уж и древний.

    История Белогорского монастыря началась в 1890 году, когда главный миссионер Пермской епархии протоиерей Стефан Луканин посетил Белую гору. Взойдя на Гору, отец Стефан уже не сомневался, что это место создано для миссионерского монастыря, и воздвиг первый небольшой деревянный крест. Так было положено начало созданию Белогорской обители.

    Через год, 29 апреля 1891 года, в честь чудесного спасения Цесаревича Николая от покушения в Оцу (Япония) на Белой горе был поставлен крест. Крест был огромен, в высоту достигал 10 м 65 см. В народе этот крест прозвали Царским. Весной следующего года на Белую гору был принесен образ святителя и чудотворца Николая Мирликийского, дарованный епископом Пермским и Соликамским Владимиром.

    18 июня 1893 года на Белой горе было освящено место для закладки храма. Из Москвы были привезены колокола, и в сентябре 1893 года освящены колокола, два колодца «Святой ключ» и «Иордан» и первые ряды срубов строящейся часовни. В дар будущему монастырю были принесены святые иконы:

    • Древнейший образ святителя Николая (Строгановской школы, XVII век), дар архимандрита Павла от города Москвы;
    • «Живоносный источник» – дар жителей города Перми.

    Первый – деревянный Свято-Николаевский храм возвели уже в феврале 1894 года. Освящение храма состоялось 22 февраля 1894 года. В том же 1894 году начата постройка настоятельского и братского корпусов, оборудование столярной и слесарной мастерских, открыта была школа для обучения мальчиков-сирот. Детей обучали не только церковному пению, грамоте, но и различным ремеслам. Школа просуществовала до 1917 года. Здесь получили воспитание 25 сирот.

    Из Москвы и Петербурга сюда были доставлены пять святых икон:

    • Подобие Казанской иконы Божией Матери;
    • образ Казанской Божией Матери, писанный иноками Валаамского монастыря;
    • образ преподобного Сергия Радонежского;
    • образ Божией Матери «Послушницы»;
    • образ святого благоверного князя Александра Невского.

    Во время пожара 16 ноября 1897 года сгорел до основания деревянный Свято-Николаевский храм. 23 апреля 1901 года разразилась страшная буря, во время которой был снесен «Царский крест». Купец Павел Степанович Жирнов, крупнейший в то время благотворитель Белогорского монастыря, пожертвовал деньги на восстановления креста. В сентябре крест был восстановлен. 24 июня 1902 года состоялось торжественное освящение места закладки соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженского).

    Его строили 15 лет. Проект разработал инженер Е.И. Артемов. Новое здание собора могло вместить одновременно 8 тысяч человек. В 1917 году строительство было полностью завершено. На освящении Белогорского храма присутствовало 30 тыс. человек.

    Крестовоздвиженский собор выстроен в византийском стиле, был оборудован вентиляцией и паровым отоплением.

    Уже в 1918 году настали для монастыря трагические события. Большевики замучили и бросили в реку Каму архимандрита Варлаама, расстреляли и замучили 34 монаха Белогорского монастыря. В марте 1923 года монастырь был закрыт.

    На Белой горе с 1930 года открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, годом позже появился дом инвалидов. В годы Великой Отечественной войны на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов. Дом инвалидов находился на Белой горе до 1986 года. В 1980 году в монастыре был пожар, который сильно повредил храм, в частности сгорели почти все купола храма.

    Возрождение монастыря началось в 1988 году.

    В 1993 году был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора и всего Белогорского монастыря.

    Начиная с 1999-го, храм реставрировали, а практически заново отстраивали десять долгих лет. Потратили порядка 200 миллионов рублей, собирали по всему краю, но большую часть внесла администрация края. Собор восстановили собор, заново установили Царский крест. Ремонтируют и другие постройки: трапезные, монашеские корпуса, гостевые.

    С каждым годом Белогорский монастырь становится всё наряднее и краше.

    И всё же богатый и величественный храм не в силах превзойти совершенное произведение самой природы. Белая гора прекрасна сама по себе. И дело не только в высоте. Когда стоишь на горе – под ногами бездонное море, целый океан леса, простирающийся более чем на сто километров. В этом необъятном просторе растворяется без остатка всё суетное и мелочное, покидают сомнения и тревога, и освободившуюся душу заполняет синяя бездна.

    Стоит сказать об особенной энергетике Белогорья, недаром гору называют местом силы.

    Говорят, перед Первой и Второй мировыми войнами по небу над Белой горой «ходили огненные столбы» - вертикальные зарницы, слепящие то ярко-багровоым, то розовым. Метеорологи это явление называют «солнечным гало» - свечением неба в местности с изломами земной коры.

    Известны истории жителей близлежащего села Калинино о том, что перед войной небосвод озарялся картинами распятия.

    Гора названа Белой, поскольку долго нетающий снег укрывает вершину белой шапкой до самого лета. Здесь расположены подземные истоки малых рек и целебные ключи. С вершины исходит родник, освященный во имя святого Николая Чудотворца. Недаром Белую раньше называли «горой ста источников», со склонов горы берут начало 13 малых ручьев, вырастающих в речки. В таких объемах грунтовые воды редко поднимаются на возвышенности, а Белая гора просто пропитана источниками.

    Святой источник на склоне Белой горы, к которому ведет деревянная лестница, тоже достопримечательность этих мест. Неподалеку – рубленая часовня-купель. В крохотном теремке с маковкой набирают целебную воду, чуть выше можно полюбоваться великолепной панорамой с небольшой площадки.

    С давних времен эти места притягивали людей. Краеведы и историки и пишут о древних языческих капищах на вершине и о потайных гротах под склонами. После раскола Белогорье облюбовали староверы, их тайные скиты находились здесь ещё в конце XIX столетия. Тут скрывались и беглые каторжане, стремящиеся найти место, где можно жить свободно и тихо. Отсюда увозят паломники заряженные энергией камни-окатыши и сборы лечебных трав.

    Ещё, говорят, что гора, несмотря на видимую легкодоступность, пускает далеко не всех. Якобы, Белая гора окружена тремя поясами защиты. Нередко капризничают и ломаются машины и автобусы на пути к Белогорью, часто уже в дороге резко портится погода.

    Но если вас допустили в Белогорский монастырь, впечатление будет незабываемым.

    Белогорский монастырь фото

    Одна из самых известных культурно-исторических достопримечательностей Пермского края – Белогорский монастырь. Его часто называют Уральским Афоном. Это место будет интересно не только православным, но и туристам.

    Свое название монастырь получил по горе, на которой возник. Белой ее прозвали оттого, что здесь долго не тает снег. Да и зимой, в морозы, она белым-бела от кухты, которой покрываются деревья и постройки.

    История монастыря

    Известно, что еще в XVIII веке в этом районе размещались старообрядческие скиты. Современная «православная» история этого места началась в 1891 году, когда в память о спасении цесаревича Николая от покушения в Японии на Белой горе поставили крест высотой более 10 метров. В народе его окрестили «Царским».

    Затем родился проект строительства на горе большого монастыря. 18 июня 1893 года освятили место будущей стройки. Первый деревянный храм был построен к концу зимы следующего года. Также построили настоятельский и братский корпуса, открыли школу для мальчиков-сирот.

    Белогорский монастырь жил небедно. Он владел 580 десятинами земли. Монахи занимались хлебопашеством, разводили скот, ловили рыбу, держали пчел.

    Однако спустя всего три года после постройки церкви, 16 ноября 1897 года, ее поглотил беспощадный огонь. Деревянные церкви в те времена горели часто.

    Позже, 23 апреля 1901 года, случилась новая трагедия. На Белую гору обрушился сильный ураган. Мощный ветер повалил даже Царский крест. Конечно, вскоре его восстановили, и он простоял до смены режима.

    24 июня 1902 года на Белой горе состоялась торжественная церемония закладки нового каменного Крестовоздвиженского собора. Его решили построить в византийском стиле. По проекту он должен был вмещать 8 тысяч паломников. Огромный храм строили долго – на протяжении полутора десятков лет. Кирпичи для строительства делали самостоятельно на принадлежащем монастырю кирпичном заводе. Интересно, что от храма до братского корпуса был построен подземный ход.

    7-9 июля 1917 года состоялось праздничное открытие нового собора. На торжестве присутствовало 30 тысяч паломников из разных уголков.

    Однако вскоре власть в стране изменилась. Если царский режим благоволил церкви, как одной из опор власти, помогавшей управлять народом, то с приходом большевиков для церкви наступили темные времена.

    Богатый монастырь не мог не привлечь внимание большевиков. В августе 1918 года они жестоко замучили, а затем утопили в реке Каме архимандрита Варлаама из Белогорского монастыря (подробнее об этой печальной истории читайте в статье Владимира Гладышева "Остров Мертвых "). Подобную судьбу разделили с ним и многие рядовые монахи.

    В 1923 году монастырь окончательно закрыли. Сначала тут размещали репрессированных и раскулаченных, затем отдали помещения дому инвалидов.

    После падения власти коммунистов и с приходом демократов церковь вновь получила свое имущество. В 1990-х годах начались работы по восстановлению монастыря и Крестовоздвиженского собора. В наши дни он вновь радует глаз своей красотой.

    Белогорский монастырь в наши дни

    Сейчас Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь притягивает к себе не только паломников, но и многочисленных туристов. Едут сюда как индивидуальные туристы, так и организуются многочисленные коммерческие туры из разных городов Урала.

    Лучше всего сюда ехать в зимние морозы, когда тут самая красота! Все вокруг покрывается впечатляющей изморозью, придавая особенное очарование. Впрочем, и летом тут неплохо. С горы открывается красивый вид на окрестности на десятки километров вокруг.

    Посещение Белогорского монастыря можно совместить со знакомством с достопримечательностями Кунгура и Суксуна, также можно посетить Кунгурскую ледяную пещеру , камень Ермак на реке Сылве , водопад Плакун .

    Как добраться до Белогорского монастыря?

    Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в Кунгурском районе Пермского края: в 120 километрах от Перми или в 330 километрах от Екатеринбурга. На автомобиле нужно ехать по трассе Екатеринбург – Пермь. К монастырю лучше ехать по дороге, которая ближе к Перми (дорога, начинающаяся от Кунгурской развязки, в плохом состоянии). Для этого повернуть по указателю на село Калинино и Белогорский монастырь. В Калинино повернуть по указателю на монастырь. Заодно стоит посмотреть достопримечательности села Калинино (кстати, в том числе в этом селе сохранилось здание бывшей церкви, перевезенной в советское время с Белой горы). По пути можно заехать в Троельгу и Бым . Сориентироваться поможет приведенная ниже карта. GPS-координаты Белогорского монастыря: N 57° 23.537´; E 56° 13.818´.

    История создания Белогорской обители началась ранним утром 9 июня 1890 года, когда священник Стефан Луканин поднялся на Белую гору и понял, что место это будет особым – на нем необходимо возвести миссионерский монастырь.

    Из истории монастыря…

    Решение отца Стефана было судьбоносным для этого места, поскольку уже в ближайшие годы здесь установили Царский семисаженный крест, а затем и освятили место, отведенное для закладки храма. Вся постройка была посвящена памяти о чудесном спасении Российского престольного наследника Николая Александровича от опасности, подстерегавшей его в Японии.

    Первый Свято-Николаевский храм был деревянным, обитель благословили на дальнейшую широкую благотворительность и рукоположили в ней иеромонаха отца Варлаама. Затем здесь возвели Иверский храм, расширили Никольский храм, построили братский и настоятельский корпуса с мастерскими и школой для мальчиков, оставшихся сиротами, где им давали знания и обучали различным ремеслам.

    В январе 1897 года Белогорскую обитель утвердили, ее настоятелем стал иеромонах Варлаам, который служил в обители до прихода в этой местности к власти большевиков. Он был мученически убит 12 августа 1918 года, а монастырь после устроенного красного террора был впоследствии закрыт.

    Устраивали здесь и дом инвалидов, и центр реабилитации для пострадавших в ходе Великой Отечественной войны, а после пожара 1980 года у Крестовоздвиженского собора сгорели практически все купола.

    Возрождение обители

    После празднования 1000-летия крещения Руси началось возрождение Белогорской обители, и уже в 1991 году здесь возобновилась монашеская жизнь, были запланированы серьезнейшие работы по восстановлению всех сохранившихся реликвий и зданий, а по строительству автодороги, которая ведет сейчас к Белой горе.

    3.
    Алтарь собора

    Паломничество в Белогорскую обитель началось с момента активизации ее деятельности и продолжается по сей день. Чтобы беспрепятственно посетить монастырь, важно заранее ознакомиться с существующими на его территории правилами:

    • попасть во владения монастыря возможно только при посещении какой-либо службы, которые проводятся здесь утром, днем и вечером, а также при заказе экскурсии;
    • важно обратить внимание на свой внешний облик: он не должен быть броским или вызывающим (сдержанная одежда соответствующей длины с рукавами, отсутствие макияжа и украшений, покрытие головы для женщин);
    • вести себя тихо и пристойно, чтобы не отвлекать служителей монастыря;
    • в храме нужно отключать все мобильные устройства, женщинам стоит расположиться слева от входа, а мужчинам – справа, передвижение по храму и разговоры крайне нежелательны.

    Белогорский Николаевский монастырь, 2 класса, миссионерский, общежительный, в 98 верстах от города Перми, в 12 верстах от Юго-Кнауфского завода, Осинского уезда, на Белой горе. Монастырь учрежден в 1897 году. Первый храм освящен был в 1894 году во имя святителя Николая; при храме были устроены кельи, для начинающей прибывать братии. В 1895 году освящен был новый храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Он расположен на вершине горы и окружен двумя галереями, с которых открывается чудный вид на поражающую здесь своим величием и красотой природу, причем горизонт настолько широк, что даль видна на 150 верст кругом. В неделю Всех Святых бывает крестный ход из заводских и сельских церквей в монастырь для совершения молебствия у Царского креста, сооруженного в 1891 году на вершине Белой горы в память избавления Государя Николая Александровича в бытность Его Наследником от угрожавшей опасности в Японии. При монастыре школа и два странноприимных дома. Монастырю принадлежит в 5 верстах от него Серафимовский скит, основанный в 1903 году, и Фаворская Спасо-Преображенская пустынь, в Еловской волости, Осинского уезда, учрежденная в 1909 году.

    Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



    В октябре 1918 г. произошел настоящий разгром Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря самого крупного в Пермской епархии, прозванного Уральским Афоном. Белогорский монастырь находился на территории Осинского уезда, где красный террор отличался невиданной жестокостью. Председателем Осинского исполкома вначале был избран бывший учитель церковно-приходской школы 23-летний Н. Кобелев, после его гибели власть перешла к выпускнику Пермской духовной семинарии Кибардину. При отступлении красных из Осы ими были заколоты штыками 900 человек. Общее число жертв большевистского правления в 1918 г. в Осе превысило 2000.

    Первый удар принял на себя настоятель Белогорского монастыря архимандрит Варлаам. Его пригласили на собрание в Юго-Осокинский завод, где арестовали и отправили в г. Осу. Там игумена в наволочке из грубого полотна утопили в Каме. 26 - 27 октября 1918 г. варварскому разгрому подвергся весь монастырский комплекс. Сняли Царский крест, осквернили Престол (стол, находящийся в середине алтаря, освященный архиереем для совершения литургии), увезли святыни, разгромили библиотеку и монастырские мастерские. Всё монастырское имущество было разграблено. В швальне не осталось даже шила. Расстреляли 36 человек. Монахи были брошены в ямы и залиты нечистотами. 28 октября 1918 г. в Пермь под конвоем доставили 102 белогорских насельника, мобилизованных для принудительных работ. Многие из них погибли или пропали без вести.

    Из работы М.Г.Нечаева "Красный террор и уральское духовенство в 1918г."



    Основание Белогорского монастыря и его история до 1917 года. «Случилось мне быть по делам миссии в 1890 году в заводе Бымовском. По окончании миссионерских собеседований со старообрядцами в квартиру мою, в доме единоверческого священника о. Петра Сарафанова, нарочито для свидания со мной прибыли два священника из Юго-Кнауфского завода, церковный староста и местный народный учитель. При разговоре о Белой горе они возбудили во мне сильнейшее желание лично посмотреть ее…» — вспоминал отец Стефан Луканин свое первое знакомство с Белой горой. После услышанного «в порыве восторга» несмотря на позднее время все собрались и отправились за 12 верст на Белую гору… На гору прибыли лишь к рассвету… Это было в три часа поутру 9 июня 1890 года. Взойдя на Гору, отец Стефан уже не сомневался, что это место создано для миссионерского монастыря. На горе поставили небольшой деревянный крест. Так было положено начало созданию Белогорской обители. Через год, 29 апреля 1891 года, в память чудесного избавления наследника Российского престола Цесаревича Николая от опасности в Японии, на Белой горе был воздвигнут первый семисаженный крест, прозванный в народе Царским, а 16 июня этого же года, в неделю Всех Святых протоиерей Стефан Луканин освятил восьмиконечный опаянный белой жестью крест. Весной следующего года на Белую гору был принесен, дарованный преосвященнейшим Владимиром, епископом Пермским и Соликамским, образ святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

    18 июня 1893 года было освящено место для закладки храма на Белой горе в память чудесного спасения жизни Цесаревича Николая Александровича, Наследника Российского престола. В сентябре этого же года освящены привезенные из Москвы колокола, первые ряды срубов строящейся часовни, а также два колодца «Святой ключ» и «Иордан». Принесены в дар будущему монастырю святые иконы: «Живоносный источник» — дар жителей города Перми; Древнейший образ святителя Николая (Строгановской школы, XVII в.), дар архимандрита Павла от первопрестольного града Москвы.

    В 1893 году произошло еще несколько событий, неразрывно связанных с Белогорской обителью. 17 октября старообрядец Василий Коноплев, через таинство святого миропомазания, присоединился к православию, а в ноябре он стал послушником Пермского Архиерейского дома. 6 ноября 1893 года Василий Коноплев пострижен епископом Петром в монахи и наречен иноческим именем Варлаам. В ноябре 1893 года создан строительный комитет по сооружению Белогорской обители, главой которого назначен отец Стефан Луканин. В феврале 1894 года закончено строительство первого деревянного Свято-Николаевского храма. Освящение храма состоялось 22 февраля 1894 года. Торжество сопровождалось уникальным действом — освящением пяти тысяч хлебов — в воспоминание описанного в Евангелии насыщении пяти тысяч человек и в предсказание широчайшей благотворительности будущей обители. В этот же день Отец Варлаам рукоположен в иеромонахи и назначен управляющим новостроящегося миссионерского монастыря на Белой горе. 12 июня 1894 года Освящена закладка Иверского (верхнего, летнего храма). Сооружение храма велось быстрыми темпами. Уже 30 мая 1895 года на Иверский храм были водружены золоченые кресты, пожертвованные кунгурским купцом Ф.Т. Шишигиным. К началу лета 1895 года постройка храма была закончена и 29 июня, при многотысячном стечении народа, Епископ Пермский Петр торжественно освятил главный храм обители в честь Иверской иконы Божией Матери. Красивая галерея окружала Иверский храм со всех сторон; на ней могли разместиться до 1,5 тысяч богомольцев, не попавших в храм из-за многолюдности. Параллельно с этим, в июле 1894 года начаты работы по расширению Никольского храма, а в ноябре этого же года начата постройка настоятельского и братского корпусов, оборудование столярной и слесарной мастерских, была открыта школа для обучения мальчиков-сирот. Детей обучали не только грамоте, церковному пению, но и различным ремеслам. На Белой горе получили воспитание 25 сирот. Школа просуществовала до 1917 года. 15 ноября 1894 года отец Стефан Луканин за устройство Белогорского монастыря возводится в сан протоиерея. 1 октября 1896 года состоялось торжественное освящение нижнего храма обители во имя Всех Святых в память помолвки Государя Наследника, Великого Князя Николая Александровича с Высоконареченной Невестой. 20 января 1897 года Иеромонах Варлаам назначен настоятелем Белогорского монастыря, а сама обитель утверждена штатным общежительным монастырем.

    16 сентября 1897 года на Белую гору прибыл крестный ход. В дар новой обители из Москвы и Петербурга доставлены пять святых икон: от высокопреосвященнейшего Палладия, митрополита Санкт-Петербургского (подобие Казанской иконы Божией Матери), от высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского (образ преподобного Сергия Радонежского), от высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Финляндского (образ Казанской Божией Матери, писанный иноками Валаамского монастыря), от преосвященного Иоанна, епископа Нарвского (образ святого благоверного князя Александра Невского), от настоятеля Крондштадского Андреевского собора, протоиерея Иоанна Сергеева (образ Божией Матери «Послушницы»). 16 ноября 1897 года во время пожара сгорел до основания деревянный Свято-Николаевский храм. Но строительство не останавливалось. В этом же году был заложен двухэтажный корпус для старшей братии. В августе 1898 года Белогорскую обитель посетил Пермский губернатор Дмитрий Гаврилович Арсеньев. Со святой Афонской горы в монастырь доставлен образ Иверской Божией Матери «Вратарницы».

    В 1899 году в Перми открылось подворье Белогорского монастыря с храмом во имя святого Иоанна Златоуста. 23 апреля 1901 года разразилась страшная буря, во время которой был снесен «Царский крест». Символ Белогорского монастыря был восстановлен в сентябре. Средства на восстановление Царского креста пожертвовал купец Павел Степанович Жирнов, крупнейший в то время благотворитель Белогорского монастыря. На краю горы, рядом с Иверским храмом был установлен золоченный металлический крест с художественным изображением Распятия. Крест простоял до 1918 года. 24 июня 1902 года возведен в сан игумена отец Варлаам. В этот же день состоялся большой праздник — торжественное освящение места закладки соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженского), с приделами при нем: во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Освящение провел Епископ Пермский и Соликамский Иоанн. А до этого события, 2 июня 1902 года, в 5 км от Белогорского монастыря было освящено место под строительство Серафимо-Алексеевского скита.

    10 сентября рясофорный послушник Георгий Кузнецов (впоследствии настоятель скита игумен Серафим) поставил на освященном месте небольшой деревянный крест, как залог будущей обители. Официальным днем основания скита считается 19 июля 1903 года. В этот день были торжественно открыты мощи великого Саровского подвижника. 24 июня 1904 года Епископ Пермский и Соликамский Иоанн заложил, в ските храм в честь препо-добного Серафима Саровского чудотворца. Через год, 22 июня 1905 года, храм был закончен. Храм был освящен Епископом Пермский и Соликамский Никанором и в этот же день Епископ рукоположил иеродиакона Серафима в сан иеромонаха. 30 июня 1905 года совершена закладка второго скитского пещерного храма в честь Антония, Феодосия и всех Печерских чудотворцев. К сентябрю вырытый в склоне горы у речки Бырмы храм был освящен. В 1907 году в Белогорский монастырь доставлена серебряная рака с частицами святых мощей угодников Божиих: Иоанна Крестителя, апостола Андрея Первозванного, святителей: Василия Велико-го, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Великого, священномучеников Харлампия и Григория Армейского, архидиакона Стефана, св. Модеста, патриарха иерусалимского, великомучеников: Георгия Победоносца, целителя Пантелеймона, Димитрия Солунского, Евстратия, Мины, Артемия, бессребреников Косьмы и Домиана, преподобномучеников: Ефимия, Игнатия и Акакия, новых афонских чудотворцев и части Святого Животворящего Креста Господня дарованная Вселенским патриархом и афонскими старцами. 8 мая 1910 года игумен Белогорского монастыря Варлаам возведен епископом Палладием в сан архимандрита.

    8 декабря 1910 года Император Николай II принял архимандрита Варлаама и скитского игумена Серафима в Царскосельском Александровском дворце. Во время аудиенции Императору были переданы: икона святителя Николая, книга об истории Белогорского монастыря и фотоснимки обители. В 1912 году Белогорский монастырь начал издавать журнал «Голос Долга» православно-патриотической направленности. 7-9 июня 1917 года случилось знаковое событие для Белогорской обители. В эти дни был освящен крупнейший на Урале соборный Крестовоздвиженский храм, возведенный в память чудесного спасения от грозившей в Японии опасности, тогда благополучно царствующего Императора Николая II. На церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек, в том числе около 2,5 тысяч представителей духовенства. Сам собор вмещал до 8 тысяч человек.

    Сооружение храма продолжалось 15 лет, строительством руководил инженер Е.И.Артемов. Главным поставщиком строительных материалов был монастырский кирпичный завод, имевший три печи. Белогорский собор выстроенный в византийском стиле, напоминает своей архитектурой Владимирский храм в Киеве: он стал самым красивым и грандиозным храмом пермской епархии. Для его украшения были использованы иконы, изготовленные в иконописной мастерской монастыря. Самые дорогие иконы, помещенные в иконостас, современники оценивали в огромную для того времени сумму — 3000 рублей каждая. Храм был оборудован «новейшей вентиляцией» и паровым отоплением; пол вымостили метлахской плиткой; на предсоборную площадь положили асфальт. Общая стоимость храма оценивалась в 230 тысяч рублей. Известно о больших пожертвованиях на сооружение храма со стороны конкретных лиц; но эти вклады позволили возместить не все затраты. Согласно отчета монастыря за 1909 год, общая численность братии составила 401 человек. Белогорские насельники наладили значительное сельскохозяйственное производство — хлебопашество и скотоводство. Монастырь владел 580 десятинами земли, в хозяйстве монастыря было 40 коров. Развивалось огородничество, пчеловодство и рыболовство (монастырь владел 9 прудами). В это трудное для России время, когда шла война, белогорские насельники не только зарабатывали средства на строительство собора, но сами жертвовали на благое дело. 19 марта 1916 года обитель пожертвовала 500 рублей золотыми монетами на нужды Российской армии. Посетивший Белую Гору в 1914 году Епископ Пермский и Соликамский Андроник записал в книге почетных посетителей: «Трудом и подвигом создавалась Белогорская обитель. Это да будет ей украшением и силой на многие лета».

    С начала января 1918 года в Пермской губернии начинают прослеживаться признаки прихода к власти большевиков. Именно тогда владыке Андронику сообщили о разгроме здания, принадлежавшего Соликамскому мужскому монастырю. Белогорским насельникам стало известно об убийстве митрополита Владимирского, насильственной смерти других священнослужителей, о разорении, осквернении монастырей и храмов. Оказались жертвы и среди пермского духовенства. Служителей Церкви подвергали пыткам и жестоким издевательствам. В июне 1918 года был арестован архиепископ Андроник. 30 июля 1918 года трагические события докатились и до Белой Горы. Пригласив якобы на собрание в село Юго-Осокино (ныне с. Калинино), большевики арестовали архимадрита Варлаама. «Будучи приглашен на Юго-Осокинский завод обманом, был арестован вместе с братским духовником иеромонахом Вячеславом. Отправлен в г. Осу и зверски замученный большевиками брошен в реку Каму». Это случилось 12 августа 1918 года. Отцу Варлааму было 60 лет. После трагической гибели Отца Варлаама к исполнению обязанностей настоятеля монастыря приступил иеромонах Сергий. Однако ему было недолго суждено возглавлять братию монастыря. Большевики объявили по всей стране «красный террор», называя главным оплотом контрреволюции духовенство, монастыри. С августа 1918 года по январь 1919 года большевики расстреляли и замучили 34 монахов Белогорского монастыря, в том числе и иеромонаха Сергия, которого убили 10 октября 1918 года. 24 февраля 1919 года войска генерала Вержбицкого, совершив марш-бросок из Кунгура, взяли штурмом г. Осу. Белая Гора оказалась на территории, освобожденной от большевиков. 4 марта 1919 года Белую гору посетил епископ Пермский и Кунгурский Борис. Ему предстала картина страшного разорения монастыря: 102 насельника были угнаны на окопные работы; в главном алтаре собора осквернили и разворотили престол; осквернили и увезли ковчег с мощами; иконописную мастерскую превратили в театр; разгромили и разграбили монастырскую библиотеку, содержавшую отдел рукописных книг. Та же картина наблюдалась и Серафимо-Алексеевском скиту. Из числа насельников было убито 9 человек. Епископ Пермский и Кунгурский Петр назначил исполняющим обязанности настоятеля иеромонаха Иосифа.

    19 мая 1919 года произведено малое (вторичное) освящение соборного храма. На Белую Гору начали возвращаться насельники. К марту 1919 года в Белогорском монастыре числилось 132 насельника, в том числе 35 человек в скиту. Монастырь начал возрождаться. Но сравнительно благополучное время длилось около четырех месяцев. 18 июня 1919 года большевики захватили Пермь, а вскоре и весь Пермский край. В июне 1919 года монастырь опустел. Возродить иноческую жизнь пытались вплоть до 1923 года. Но это не удалось. В марте 1923 года монастырь был закрыт. Деревянные постройки разбирались и перевозились в другие места. Был снесен и перевезен в село Юго-Осокино Иверский храм. В 1930 году на Белой горе открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев. А в 1931 году в бывшей обители создан белогорский дом инвалидов (Индом). На месте где раньше стоял Царский крест был поставлен памятник Ленину. Соборный храм превращен в клуб. В 1941-1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны, а с 1946 по 1986 годы — дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. Осенью 1980 года во время сильного пожара сгорели почти все купола Крестовоздвиженского собора.

    24 декабря 1990 года Пермский облисполком принял решение о передаче бывшего Белогорского Свято-Николаевского мужского общежительного монастыря управлению Пермской епархии Русской Православной Церкви. 29 января 1991 года Св. Синод удовлетворил прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие Свято-Николаевского монастыря на Белой горе, где была возобновлена монашеская жизнь. 18 мая 1991 года состоялся акт передачи зданий Белогорского монастырского комплекса в безвозмездное и бессрочное пользование Русской Православной Церкви. 26 мая 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое в возрождающемся монастыре богослужение. 15 апреля 1991 года игумен Варлаам (Александр Передернин), с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, вступил на пост наместника Белогорского Свято-Николаевского монастыря. Это был самый трудный период начала восстановления Белогорской обители. За короткий срок до своей кончины о. Варлаам II с немногочисленной братией проделали огромную работу. Главное — очищен от десятков тонн мусора огромный Крестовоздвиженский храм. Собрана братия числом в 10 человек. Потекли на Белую гору многочисленные паломники и благотворители. В 1992 году в обители было заготовлено 25 тонн оцинкованного железа, 3 тонны железа на скобы, гвоздей около полутора тонн, лес, краски и т.д. В мае 1993 года Крестовоздвиженский собор, два братских корпуса и мастерские были внесены в государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного (областного) значения. Осенью 1993 года архитектурной секцией областной администрации ВООПИиК под председательством Кацко Г.Л. был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. В этом же году началось строительство автодороги до Белой горы. В январе 1995 года о. Варлаама не стало, а уже в мае на нескольких главах собора засияли кресты... На многотрудный пост наместника Белогорского монастыря в декабре 1995 года был назначен игумен Даниил (Александр Ишматов). В период его деятельности (до февраля 2000 г.) также многое было сделано. В 1995 году благодаря помощи Пермской областной администрации закончено строительство грунтовой дороги к храму, начались работы по реставрации Крестовоздвиженского собора. В мае 1996 года монастырь посетил Алексий II, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. В сентябре 1996 года Пермская областная администрация приняла постановление «Об оказании помощи в реставрации Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря». С февраля 1997 года регулярно проходят Свято-Варлаамовские православно-миссионерские чтения, с 27 июля 1997 года ежегодно совершаются Крестные ходы из г. Перми на Белую гору. 2 июля 1998 года на Белой горе состоялся торжественный чин канонизации священномученика Феофана, епископа Соликамского, и преподобномученика Варлаама Белогорского с убиенной братией обители. День их памяти установлен 12 августа.

    27 сентября 1998 года в праздник Воздвижения Креста Господня в Белогорском храме был освящен и вновь воздвигнут исторический Царский крест, уничтоженный в революцию. Проектировал его пермский архитектор Александр Метелев. Изготовлен исполин (10,66 м) на заводе горно-шахтного машиностроения из нержавеющей стали на средства благотворителей. Одним из проектов миссионерской службы монастыря является проект «Благодарная память». При входе в верхний храм Крестовоздвиженского собора — стена, облицованная керамическими плитками, на которых имена людей и названия организаций, наиболее активно помогающих возрождению Белогорской обители. Кроме того, имена всех благотворителей, независимо от суммы вклада, вносятся в Книгу благодарения храма и в Летопись добрых дел.

    В сентябре 1998 года создается Некоммерческий фонд поддержки воссоздания Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря «Белая гора». Председателем Попечительского совета вновь созданного Фонда был избран Игумнов Геннадий Вячеславович — губернатор Пермской области, а председателем правления и президентом Фонда — Рыбакин Владимир Ильич, генеральный директор ОАО «Уралсвязьинформ» (1998-2000 гг.). 22 июля 1999 года Градостроительным советом Пермской области одобрен генеральный план развития Белогорского монастыря, разработанный авторским коллективом «Институт Пермагропромпроект», который был награжден дипломом VI Международной выставки «Строительство и ремонт 2000» «за высокий профессиональный уровень и духовно-культурную общественную значимость». На Рождество 2000 года во временной звоннице у Крестовоздвиженского собора были установлены девять колоколов, отлитых в Свято-Шартомском монастыре Ивановской епархии. С февраля 2000 года наместником монастыря назначен архимандрит Вениамин (Василий Трепалюк), в сентябре 2001 г. — игумен Герасим (Юрий Гаврилович), а в марте 2003 г. — игумен Антоний (Виталий Щукин). И за эти годы сделано было не мало. Закончено строительство автодороги с асфальтобетонным покрытием до Белой горы, продолжается строительство газопровода, завершается восстановление кровли, наружных стен и западного крыльца храма, строительство водозаборных сооружений (2 артезианские скважины), восстанавливаются Иконостасы и двери Крестовоздвиженского соборного храма, братский корпус № 2 и др.

    На Руси-матушке немало святых мест, куда тысячами стекаются паломники, верующие и страждущие - в поисках душевного очищения, избавления от недугов телесных, нравственного просветления и просто для приобщения к красоте духовной. Одним из таких центров, «мест силы», по праву считается в Пермском крае, за строгость устава и святость служений прозванный в народе «Афоном Уральским».

    Путешествие на Урал

    Итак, давайте отправимся на что ещё долго после наступления весны красуется своей пышной снеговой шапкой среди других вершин Уральской гряды. Кстати, отсюда и наименование кручи! Находится природный комплекс примерно в 120 км от областного города Пермь. Именно тут и был построен некогда Белогорский монастырь. Пермский край - места красивые, с удивительной природой, суровой и простой одновременно. Она также непритязательна и величественна, как и люди, населявшие эти места издавна и живущие здесь теперь. И святая обитель, названная Свято-Николаевской, органично вписывается своей архитектурой в окружающий пейзаж. По роду деятельности она относится к духовным миссионерским заведениям. А в 40 км от прихода находится небольшой городок Кунгура. Таким образом, главная достопримечательность окрестностей - именно Белогорский монастырь. Пермский край теперь уже нельзя без него представить.

    Экскурс в историю

    Урал издавна был местностью многонациональной. Европа и Азия соединились здесь, породив уникальные климатические условия. Густые леса, богатые дичью, озёра, щедрые на рыбу, земные недра с залежами природных ископаемых делали эту местность более чем привлекательной для самых разных народов - как коренных, живших тут с незапамятных времён, так и пришлых, явившихся сюда в поисках лучшей доли или бежавших от жестоких помещиков. Башкиры, монголы, татары, казахи соседствовали с манси, коми, удмуртами, ханты. Русско-казахские степи и горы стали средоточием множества уникальных культур, обычаев, традиций. К примеру, в 18-м веке тут скрывались от преследований старообрядцы, создавая свои скиты-поселения. Тогда ещё здесь не был построен Белогорский монастырь, Пермский край не отличался ещё в этом от других полудиких провинций России.

    Закладка монастыря

    1891 год - памятный для этих мест. Цесаревичу Николаю Алексеевичу было 22 года, когда он решил отправиться в «восточное» путешествие, чтобы повысить уровень знаний, лучше ознакомиться с государственными системами других стран. В Японии на него было совершено покушение, несколько ударов саблями едва не стали смертельными. В честь его избавления от опасности и выздоровления на Белой горе вначале установили огромный десятиметровый крест - «царский». Затем высшими чинами православной церкви было решено построить на этом возвышение Белогорский монастырь. Пермский край, таким образом, дважды вошёл в историю, что благотворно сказалось на этих местах. Тут же был определён «характер» обители: миссионерский, то есть с элементами благотворительности, мужской приход, названный Свято-Николаевским.

    Начало строительства

    Торжественный молебен и освещение места строительства прошли в 1893 году, 18 июня. Размётка площадки на Белой горе, планы и чертежи - всё было подготовлено заранее. В 1894 году Белогорский монастырь уже начал работать, так как уже полностью был отстроен храм, правда, пока ещё деревянный. Затем работы продолжились над зданиями, где должны были размещаться монахи, различные хозяйственные помещения, настоятельская, и т. д. Открыли и школу для детей-сирот, при которой жили и где получали образование 25 мальчиков. Интересная деталь: находился Белогорский монастырь мужской на собственном обеспечении. Монахи, осваивая крестьянские навыки (а многим они были знакомы с детства), пахали и сеяли, огородничали, разводили домашний скот и птицу, занимались рыбной ловлей и бортничеством. Выполняя христианский долг, безвозмездно помогали окрестному населению продуктами. В неурожайные годы многих людей спас монастырский хлебушек!

    Минуты роковые

    Не обошли они стороной и дом божий. Хотя были и моменты истинного торжества. Например, в сентябре 1897 года долгим крестным ходом, в котором приняло участие не только православное духовенство, но и тысячи паломников, в Белогорский монастырь (Пермь) доставляют 5 чудотворных икон - для укрепления духа верующих, во имя прославления Господа. По всей округе прошли торжественные благодарственные богослужения и молебны. А затем главный храм и постройки постигла судьба многих деревянных зданий: от внезапно случившегося пожара все они выгорели практически до тла. Драма произошла буквально через три года после открытия. А ещё через 4 года во время разгула стихии шквальным ветром повалило и Царский крест. Восстанавливали его всем миром, обществом. Особенно помогло купечество. Снесён был в 1918 году, с установлением на Урале советской власти.

    Вторая жизнь обители

    Не только крест, а и саму обитель желал восстановить народ. Как выглядел Белогорский монастырь до пожара? Фото, увы, не сохранились. Остались только записанные воспоминания современников.

    И вновь стали собираться средства. В пожертвованиях приняло участие огромное количество желающих. Вклады были от обычных прихожан - небогатых мещан и крестьянства. Именитые жители Перми и Кунгура, промышленники, купцы, разного рода меценаты, деятели культуры и искусства края, соседнее духовенство и столичные церкви - никто не остался в стороне от благого дела. А денег требовалось немало, ведь планировалось возвести основательное каменное здание, которому не страшны будут пожары, бури и иные катаклизмы.

    Закладка нового собора, Крестовоздвиженского, состоялась поэтому нескоро, только в 1902 году. С Божьей помощью строился он почти полтора десятилетия, архитектура отражает строгий классический Среди строителей в первую очередь были монахи: они делали кирпичи, клали кладку. Новое здание, прекрасное в своём строгом величии, вмещало 8 тысяч верующих. Среди действующих на тот момент духовных обителей местного значения крупнейшим стал Белогорский монастырь (Пермский край, фото прилагаются). На великом торжестве открытия и освящения здания было около 30 тысяч прихожан и паломников. Происходило это летом 1917-го года. Казалось, монастырь ожидают долгие годы служения светлому, доброму, божественному.

    Революции, репрессии, войны

    Однако история вносит свои коррективы в планы человеческие. Так и монастырю, чтобы стать действительно очагом духовности и истинной веры, пришлось немало пережить на своём веку. Во время революционных баталий и сражений гражданской войны обитель не раз подвергалась разграблению и осквернению. Были жестоко замучены, утоплены в Каме или расстреляны представители руководящего духовенства во главе с архимандритом Варлаамом, а также почти все рядовые монахи. Школу для сирот, конечно, закрыли. С 1923 года осквернённый дом божий использовали для застенков ЧК, милиции. А с 1930-го года здесь же открыли лагерь, где содержались репрессированные и спецпереселенцы. Через год здание приспособили под Дом инвалидов. Затем тут размещались различные медицинские социальные учреждения: в годы Великой Отечественной войны - восстановительный центр для раненых и инвалидов ВОВ, труда и детства, в котором люди содержались в условиях, очень далёких от цивилизованных. Ну а в 1980-м году Белогорье вновь вспыхнуло. На соборе выгорели даже купола.

    Свято место

    Да, народная пословица права, когда гласит, что свято место пустым не будет. И в перестроечный период, когда происходила переоценка ценностей, русской культуре были возвращены не только забытые или вычеркнутые имена деятелей литературы, музыки, живописи, незаслуженно забытые произведения искусства, но и культовые центры. Так и Белогорский монастырь, а точнее, всё, что от него осталось, вновь отошло в ведомство православной церкви. Большую роль в этом важном событии сыграло торжественное празднование дня крещения Руси. Из центрального и краевого бюджета были выделены необходимые суммы. И вновь начались как по всем зданиям обители, так и в главной достопримечательности комплекса - Крестовоздвиженском соборе. Нет худа без добра - благодаря современной технике, на территории монастыря обнаружили природный источник с целебной водой, что ещё больше прославило и сделало популярным эти места.

    Распорядок дня и службы

    Для желающих посетить Белогорский монастырь часы работы особой роли не играют. Для паломников он открыт круглосуточно: вас устроят на ночлег, накормят, постараются всё сделать удобно и очень ненавязчиво. Конечно, проводятся экскурсии. Если же вы хотите попасть на специальные богослужения в Белогорский монастырь, часы работы его такие: каждую субботу в храме с 14-00 до 15-00 часов проводятся молебны перед ковчегом, где лежат частицы мощей святого Пантелеимона - целителя. Службы идут во имя страждущих и болеющих, обремененных различными телесными недугами. Мощи эти были доставлены в монастырь из Святого Афона (Греция) ещё в 1907 году и сохранены преданными Богу людьми через все перипетии истории и личных судеб. Когда (фото смотрите в статье) начали восстанавливать, ковчег верующие возвратили обители. Далее, что касается специальных служб - по понедельникам с половины пятого вечера до пяти происходят водосвятные молебны, с 17.00 - всенощные бдения; по вторникам и средам - утренние божественные литургии.

    Адрес и маршрут

    И опять-таки информация для желающих посетить Белогорский монастырь: как проехать к нему. Точный адрес обители - край Пермский, район Кунгурский, село Калинино. Автотрасса (для добирающихся своим ходом) Екатеринбург-Пермь. Внимательно смотрите на указатели, вовремя сворачивайте на Калинино. Можно воспользоваться и автобусами.