Акко в этот период то. Открыть левое меню акко
Старый Акко — один из немногих городов Средиземноморья, чьи крепостные стены реконструированы практически полностью, кроме двух проломов: в наши дни их используют для проезда транспорта.
БИБЛЕЙСКИЙ ГОРОД
Акко упомянут в Библии всего один раз, но этого, а также многочисленных археологических находок оказалось достаточно, чтобы его считали вполне библейским.
Израильский Акко — один из древнейших городов Ближнего Востока, в наши дни — порт на берегу средиземноморского залива Хайфа. На противоположной стороне залива видна священная гора пророка Илии — Кармил.
Равнина, на которой стоит Акко, в древности считалась одной из самых плодородных в Восточном Средиземноморье, здесь было множество садов и оливковых рощ.
Исторически Акко был важным пунктом древних торговых путей, что вели в Левант, к Иорданской равнине и далее в .
Самые древние археологические находки на месте древнего Акко, стоявшего на некотором удалении от морского побережья, относятся к раннему бронзовому веку — примерно 5 тыс. лет назад. Первое упоминание об Акко содержится в египетском тексте, относящемся приблизительно к XV в. до н. э.
Единственный раз Акко — под этим названием — упоминается в Библии в связи с хананеями — жителями Ханаана, придумавшими алфавитное письмо и занимавшимися преимущественно торговлей. Они именовали город Акка и окружили его стенами из глины и камней. Акко считался ханаанским, но фактически был одним из финикийских торговых городов Восточного Средиземноморья. Из-за своего выгодного положения он постоянно подвергался захватам: хеттов, египтян, ассирийцев, персов.
В 333 г. до н. э. город занял Александр Македонский, Акко стал греческой колонией и был переименован в Птолемаиду. Как Птолемаида Акко упоминается в Библии, в посланиях апостола Павла, который провел в городе один день.
Тогда же в Акко появилась небольшая еврейская община. В 330 г. до н. э. жители Акко перебираются в новый город — на берег моря, и Акко становится важным портом и одним из крупнейших городов эллинистического мира, получая звание «ключа от Леванта».
В 52-54 гг. до н. э. Акко был присоединен к Римской империи и переименован в колонию Клаудия Кесарис. При римлянах в городе было построено много новых зданий. В 395 г. н. э., в период развала Римской империи, Акко оказался под властью Восточной (Византийской) империи.
В византийскую эпоху Акко был центром епархии и местонахождением архиепископа Тирского. На протяжении всего раннего Средневековья в Акко существовала небольшая еврейская община.
VII в. — начало первого исламского периода истории Акко: он был захвачен мусульманами и в 638 г. перешел под власть Праведного халифата, созданного после смерти пророка Мухаммеда в 632 г. Арабское завоевание вернуло городу изначальное название — Акко (Акка), и он стал главным портом в период Омейядского и Аббасидского халифатов.
Акко имел важнейшее значение и во время правления рыцарей-крестоносцев, особенно в XIII в. когда был столицей Иерусалимского королевства крестоносцев, построивших в нем много зданий и полностью его преобразивших, в то время как сам Иерусалим находился уже под властью мусульман.
В 1291 г. мамлюки воспользовались междоусобицами среди крестоносцев, разрушили Акко и вырезали почти все население. Город начал восстанавливаться лишь в середине XIV в. После присоединения к Османской империи в 1517 г. Акко снова стал важным портом. Современный облик Старого города — результат градостроительной деятельности оттоманских губернаторов в XVIII в.
В 1918 г. англичане отняли городу турок и управляли им в рамках мандата на Палестину до 1948 г., когда в период арабо-израильской войны Акко заняла израильская армия.
СЛЕДЫ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ
Акко находился на пересечении торговых путей, здесь были удобные гавани, и почти все завоеватели, пытаясь удержать его, строили многочисленные укрепления, некоторые из которых в том или ином состоянии сохранились до наших дней.
Точно не установлено, находится ли современный город Акко (Акка, Акра) на месте библейского. Ведутся раскопки на холме Телль-эль-Фукхар, в полутора километрах от современного города. Самое естественное объяснение: город на холме сокращался по мере роста порта, пока совсем не исчез.
Древностей — как сохранившихся, так и в виде руин — в городе очень много. Многие пострадали от того, что в течение веков эти постройки разбирали горожане на строительство новых домов, но в основном в силу целенаправленного разрушения в 1291 г. захватившими город арабами. После этого события и нескольких столетий запустения следы присутствия крестоносцев оказались на глубине до 8 м относительно уровня нынешних улиц Старого города. После создания государства раскопки в городе ведутся постоянно. Старый город Акко внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Во времена крестоносцев собственные кварталы построили в Акко рыцарские ордена госпитальеров, тамплиеров и Тевтонского ордена. Акко — единственный город крестоносцев, оставшийся в относительно сохранном состоянии. В том числе сохранились руины порта, волнолома и маяка той поры.
Раскопаны и превращены в подземный музей крепость-монастырь госпитальеров св. Иоанна и часть городских построек крестоносцев XII в.
Большинство из них после разрушения арабами надземной части использовались как фундамент для новых строений, как, например, крепость в Старом городе, построенная турками в середине XVIII в. на руинах монастыря госпитальеров и использовавшаяся во время Британского мандата в качестве тюрьмы для еврейских активистов. Или один из лучших образцов османской культовой архитектуры — мечеть Аль-Джаззара (Большая, она же Белая мечеть), воздвигнутая на остатках храма тамплиеров. От мусульманского периода сохранились также четыре старинных постоялых двора-хана, в том числе известный своими колоннами хан Аль-Умдан (Хан колонн) с замечательной Часовой башней (см. иллюстрацию в содержании) у входа в порт.
Во времена правителя и Ахмеда Аль-Джаззара (1721-1804 гг.) были построены могучие городские стены Акко, выдержавшие под командованием этого оттоманского губернатора в том числе и осаду войск Наполеона.
После занятия Акко израильскими войсками в 1948 г, в Акко были запущены первые за всю историю промышленные предприятия (включая единственный в Израиле сталепрокатный завод), а также построены новые жилые кварталы.
Современный Акко — торговый и административный центр Западной Галилеи, населенный евреями и арабами, представляющими 25% горожан и живущими в основном в Старом городе.
В начале 1990-х гг. в Акко поселилось значительное количество репатриантов из республик бывшего СССР и . Сегодня население Акко больше волнуют не вопросы межэтнических отношений, а проблема занятости населения: уровень безработицы в Акко выше, чем в среднем по стране, он более 10% от всего работоспособного населения.
Главное культурное событие в Акко — Международный фестиваль альтернативного театра «Театрон ахер». В течение четырех дней труппы из разных городов страны показывают около ста спектаклей в залах крепости, построенной крестоносцами, и в прибрежной зоне старинного города. Если изначально на театральных площадках Акко в основном выступали артисты из Тель-Авива, то теперь в него вовлечены местные жители, среди которых немало израильских арабов. Фестиваль в Акко нередко подвергается критике за политизацию и антирелигиозный эпатаж.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Природные:
■ Заповедник с эвкалиптовой рощей.
Исторические:
■ Гора Кармил с пещерой пророка Илии.
■ Тоннель тамплиеров (конец XII в.).
■ Крепость-монастырь св. Иоанна (Рыцарские залы).
■ Крепостные стены (1750-1840 гг.).
■ Волшебный сад, крепость (Музей узников подполья, 1750 г.).
■ Акведук Кабри.
■ Храм-мавзолей Бахауллы (основателя бахаизма) и бахайский сад.
Культовые:
■ Синагога Ор ха-Тора («Свет Торы»).
■ Мечеть Аль-Джаззара, или Большая мечеть (1781 г.).
Архитектурные:
■ Постоялые дворы-ханы (хан Аль-Фаранджи, хан А-Шуарда, хан А-Шунаихан Аль-Умдан, 1784г.).
■ Постройки крестоносцев (руины порта, волнолома и маяка).
■ Базары (Турецкий — конец XVIII в., Аль-Абъяд — 1817 г.).
■ Турецкая баня (Хамам Аль-Баша).
■ Гора Кармил, давшая название католическому ордену кармелитов, связана с ветхозаветной легендой о том, как пророк Илия вызвал тут на состязание четыреста пятьдесят жрецов Ваала и на глазах всего Израиля и царя Ахава вызванным с неба огнем доказал, что «Господь есть Бог». С середины второго тысячелетия до н. э. гора Кармил почитается как иудеями, так и христианами. В трудах древнеримских историков Тацита и Светония упоминается о горе Кармил, почитаемой язычниками святою и считавшими ее «жилищем Зевса».
■ Согласно древнему преданию, искусство изготовления стекла было случайно открыто людьми, жившими неподалеку от Акко. В древности на протяжении длительного времени Акко был центром изготовления изделий из стекла.
■ Значение слова «Акка» неизвестно. Древние египтяне называли его «Аак»: это слово содержится в вырезанном на стене Карнакского храма Амона в Фивах списке городов, завоеванных во время первого военного похода фараона Тутмоса III.
■ Местные легенды предлагают свои версии происхождения названия города. Согласно одному, всемирный потоп случался дважды. Во второй раз вода, подойдя к городу, остановились. Отсюда и название Акко, состоящее из двух ивритских слов: «ид» и «ко», что значит «до сих пор». Вторая версия связана с древними греками, которые, возможно, считали, что Акко — название целебного растения, которое залечило раны Геракла. На городских монетах изображался Геракл, которому местная богиня дает это растение.
■ Император Наполеон Бонапарт говорил, что поражение под Акко стало для него первым большим ударом за всю жизнь. В 1799 г. Наполеон подошел к стенам Акко, направляясь в поход на Сирию. Наполеон заявил, что если этот портовый город сдастся ему на милость, то «весь мир будет мой». Осада Акко длилась более двух месяцев, осажденным очень помогли англичане, и французская армия, понеся большие потери и почти без артиллерии, вынуждена была отступить.
■ Местом паломничества многих последователей веры Бахай является тюрьма в крепости Акко, где Бахаулла (1817-1892 гг.) находился в заключении с 1868 по 1870 г.
■ В XVIII в., пятьсот лет спустя после крестоносцев, правитель Аль-Джаззар перестраивал город и наткнулся на подземный лабиринт. Мусульмане не смогли разрушить его и просто построили свой город поверх системы тоннелей и залов. Недавно один тоннель был найден, но раскопки были остановлены из-за опасения, что вся арабская часть города рухнет. Сегодня большая часть города крестоносцев все еще погребена под землей.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Местонахождение: север Израиля.
Административная принадлежность: Северный округ, Израиль.
Языки: иврит, арабский.
Этнический состав: евреи — 66,4%, арабы — 28,1%, друзы — 0,2%, прочие — 5,3% (2013 г.).
Религии: иудаизм — 67,1%, ислам — 25,3%, христианство — 2,4%, прочие — 5,2% (2013 г.).
Денежная единица: новый шекель.
Ближайший аэропорт: международный аэропорт имени Бен-Гуриона (Тель-Авив).
ЦИФРЫ
Площадь: 10,3 км 2 .
Дата основания: около 1500 г до н. э.
Население: 47 397 чел. (2013 г.).
Плотность населения: 4601,7 чел/км 2 .
Первое упоминается: около 1456 г. до н. э.
Высота над уровнем моря: от-0,9 до 29,4 м.
Удаленность: 23 км к северу от Хайфы.
КЛИМАТ
Средиземноморский.
Средняя температура января: +13°С.
Средняя температура июля: +26°С.
Среднегодовое количество осадков: 520 мм.
Относительная влажность воздуха: 60%.
ЭКОНОМИКА
Промышленность: электрохимическая, металлургическая, фарфоровая, легкая (кожевенная).
Государственная опытная сельскохозяйственная станция.
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.
Акко – один из старейших городов страны с непрерывно продолжающейся историей свыше 4 тысяч лет. Располагающийся на побережье Средиземного моря, на развилке торговых дорог, город всегда был в центре истории и местом где встречались разнообразные культуры, а так же стратегически важным участком во времена всех военных компаний проходивших в регионе. В отличие от многих израильских городов Акко не претерпевал полных разрушений и сохранил до наших дней множество древних строений. Акко – единственных город эпохи крестоносцев, дошедший до нынешнего времени в исключительной сохранности.
Впервые Акко упоминается в 1456 году до нашей эры, в списке городов, которые завоевал Тутмос 3 во время своего военного похода, среди иных выбитых на стенах Карнакского храма. Более позднее упоминание относится к четверному веку до нашей эры, в найденных археологами древнеегипетских архивах, в которых хранилась переписка между ханаанскими царями. Библейская Книга Судей упоминает Акко в период расселения колена Асира в чье владение и вошел город.
Сегодня это солнечный прибрежный город с очень ярким колоритом, богатой историей, переполненный достопримечательностями как с исторической точки зрения, так и с археологической и архитектурной. Старая часть города занесена в списки всемирного наследия ЮНЕСКО. Манящий в свои пределы многочисленных туристов город зеленеет множеством кипарисов и эвкалиптов, по количеству которых может сравниться с самой , полностью засаженной эвкалиптами. Эвкалипты вытягивают влагу из земли и во времена высушивания болот, местность засаживали эвкалиптовыми деревьями, которые растут здесь по сей день, высушивая почвы во время дождливой и создавая дополнительную тень в жару.
Для любознательных гостей страны, Акко – просто находка, город сам по себе достопримечательность, абсолютно на каждом шагу можно увидеть свидетельства прошедших времен, а узкие улочки рынка, известного на весь север, завораживают и не отпускают. На местный рынок, работающий всю неделю, включая шабат, приезжают покупатели со всей округи: с Хайфы, Крайот (пригороды Хайфы), Наарии и Кармиэля, приезжают даже с Рош Айна и . Причем, далеко не всегда приезд на рынок в Акко обуславливается необходимостью, что то купить, чаще это просто аттракция, которую себе устраивают жители соседних городов, в особенности в субботу, когда в обычных городах ничего не работает, в Акко, можно купить самые разнообразные вкусности, от свежайшей рыбы, только что словленных кальмаров и другой морской живности, привозимой и сдаваемой рыбаками с лодок в50 метрах от самого рынка, до сладостей и настоящего, ароматного, арабского кофе, варимого прямо на улице в турках.
Многие семьи любят просто погулять по этим, выложенным булыжниками улочкам, любоваться изумительно красивыми арабскими вазочками, кальянами, турками, татамами и другими диковинными для европейского человека вещами, или перекусить в одной из местных закусочных, где посетителям предлагается неповторимый хумус, фалафель и шаурма в пите, оставив свои каждодневные проблемы, заботы, работу: заводы в Хайфе и Нешере, больницы Мизра и , галереи в Кармиэле. Метров в тридцати от рынка на причале качаются на легких волнах небольшие яхты, чьи владельцы с радостью катают желающих по прибрежным водам за очень небольшую плату. Надо сказать, что Акко очень доступный город, и с точки зрения цен на рынке, в магазинах или за квартиру, и с точки зрения радушности местного населения, легко и с удовольствием идущего на контакт.
Выйдя с рынка, на набережную начинается знакомство с историческими достопримечательностями города – его стенами. Система стен обнимала Акко и с моря и со стороны суши, выдержав в свое осаду Наполеона, укрепления имеют высоту в 10-13м. и метр в ширину. Процесс построения стен продолжался с 1750 года по 1801, и происходил в три этапа. Первая стена была построена всего за год, окружая весь город со стороны моря и суши, не могла при этом защитить от подкопа или лестниц. Во время правительства Аль-Джазара постройка стен и укрепление города продолжились, и не оканчивались даже после того как стены выдержали напор Наполеона. Укрепив существующие стены, Аль-Джазар возвел новые и провыл между ними глубокий ров, заполнив его водой. Сообщение с городом происходило через северо-западные ворота и юго-восточные. В большинстве своем это и есть нынешние стены города. На всех стенах были установлены пушки, которые простреливали любые подступы к городу, разрешая приближение к стене только военным или гражданским по специальным пропускам.
В черте старого города, располагается вторая по значимости достопримечательность города – мечеть Аль-Джазара, признанная второй по красоте в стране, после Иерусалимской мечети Купол Скалы. Мечеть построена в стиле оттоманской архитектуры, многое унаследовавшей от персидского и византийского стилей. Зеленый купол и минарет, являются отличительной чертой мечети Аль-Джазара, построенной на фундаменте церкви Святого Креста, стоявшей здесь во времена крестоносцев. Возведенная по приказу оттоманского губернатора в течении года 1781-1782, мечеть уже столетия радует своей красотой и молящихся мусульман и любующихся ее великолепием туристов других религий.
Одно из наиболее впечатляющих строений в старом городе – Цитадель Акко, находящаяся в северной его части, построенная правителем города Дахар эль Омаром в в 1750 году на остатках крепости Госпитальеров. Стены Цитадели высотой 40 метров служили дворцом для правителей Акко, а во внутренних постройках создавались стратегические запасы и оружейные склады. Позже здесь расположилась тюрьма, в которой отбывали заключение и Бахаулла (основатель религии бахаи) и Зеев Жаботинский – основатель еврейского легиона, писатель и поэт, воевавший во время первой мировой войны в составе британской армии.
Наиболее романтичной и загадочной достопримечательностью Акко является подземный Туннель Тамплиеров в юго-западной части города. Соединяющий в свое время крепость Тамплиеров, ныне не сохранившуюся, но упоминаемую в записях хронистов того времени, на западе, с восточным морским портом, туннель проходит под Пизанским кварталом и представлял собой исключительной важности стратегический объект. Общая площадь туннеля в 350 метров освещена на все протяженности светом тусклых ламп, находящихся в воде под полом из досок. Шум воды на фоне тишины подземных сводов, уносят воображение в атмосферу прошлых времен. Примечательно что обнаружен был туннель абсолютно случайно, во время ремонтных работ в канализационной системе, начатых из за постоянных жалоб женщины, чей дом находился над туннелем. Обнаруженный в 1994 году, для посещений туннель был открыт лишь в 1999, после очищения тоннеля от грязи, установки насосов, откачивающих воду, а так же деревянного настила и освещения.
Описывать достопримечательности Акко, все равно, что пытаться посчитать капли в море его омывающем, здесь каждый камень что то помнит, и каждый угол что то знает, проще приехать и увидеть все своими глазами, побродить его улочками, послушать крик торговцев и шепот деревьев, пообщаться с его жителями и поесть местных вкусностей, покататься на его волнах и впитать в себя его дух с войнами крестоносцев и крепостью стен.
Город Акко за свою долгую историю пережил множество взлетов и падений. Каждая эпоха оставила здесь свои следы, отметилась и застолбила свое законное место.
Учитывая тот факт, что время лишь слегка «припорошило» свидетельства нескольких тысячелетий существования Акко, отлично сохранив их до наших дней, ответы на вопросы типа: «куда сходить?» и «что посмотреть?» — туристы находят очень быстро. Достопримечательностей здесь так много, что если и захочется пройтись по всем туристическим маршрутам, то придется потратить на это не меньше месяца!
Читайте в этой статье
Начало
Город Акко, как его ещё называют древняя Птолемаида, расположен в Западной Галилее, на севере Израиля. Его возраст превышает 5000 лет. Город был построен на берегу Средиземного моря и представлял из себя мощную, боевую крепость крестоносцев.
Ни один рыцарский город не дошел до наших дней в такой сохранности. В 2001 году, организация Юнеско включила Акко в список выдающихся мировых ценностей. За всю историю города здесь побывало множество знаменитых личностей: Юлий Цезарь, царь Давид, фараон Тутмос 3-й, Александр Македонский и знаменитый, венецианский торговец Марко Поло. В настоящий город Акко превратился во время крестовых походов…
История появления города уходит корнями так далеко, что разглядеть самые ее истоки не представляется возможным. Представьте себе, иудеи, христиане и мусульмане уверены, что:
- именно на этом месте располагалась земля (поля и пастбища), отданная Господом первому человеку на Земле Адаму, после изгнания из рая;
- на побережье близ Акко «остановился» Всемирный потоп.
Этих двух легендарных фактов хватило бы с лихвой, чтобы это место стало притягательным для туристов и паломников. Но это только начало. В 1104 году город впервые осадили рыцари, направляющиеся в Иерусалим освободить от неверных.
Город сдался и почти 200 лет оставался под властью крестоносцев. Рыцарские ордена Госпитальеров, Тамплиеров, Тевтонцов имели здесь свои кварталы. До наших дней здесь прекрасно сохранилась крепость, построенная в 13 веке орденом Госпитальеров. В ней был зал для собраний, больница и трапезная. Такой комплекс мог уместить в себе до 1000 рыцарей.
Английский король Ричард Львиное сердце, совместно с французским королём Филиппом Вторым, захватили Акко во время третьего, крестового похода. Город стал столицей крестоносцев. Население города превышало 40 тысяч человек.
Здесь были построены десятки церквей и превосходно процветала торговля. Но в конце 13 века город разрушили Мамлюки, и на долгие века его просто занесло песком. Возможно благодаря этому до сих пор и сохранился этот роскошный, подземный город, который археологи раскапывают и по сей день.
Глубоко под Акко крестоносцы создали себе систему подземных ходов для хозяйственных целей, убежища и отхода к морю в случае войны. В конце 90-ых годов был раскопан тоннель Тамплиеров, длиной 350 метров. Он соединяет трапезную крепости с морским портом.
В 16 веке город был захвачен турками-османами и вновь стал важным портом. В конце 18 века турки укрепили стены и возвели несколько оборонных сооружений. Это послужило им хорошую пользу, когда к стенам крепости подступил Наполеон, считавший что захватить Акко ему не составит труда. Но после двух месяцев безуспешной осады, Наполеон так и не смог взять город и отступил. До сих пор здесь, на крепостных стенах сохранились пушки, участвовавшие в том историческом бою.
В эпоху турков Акко украсили новые постройки - мечети, ханы, бани. Здесь была возведена знаменитая мечеть Аль Джазар, третья по величине в Израиле, несколько постоялых дворов и часовая башня. Всё это прекрасно сохранилось до наших дней.
Порт
С относительной точностью можно утверждать лишь то, что сам город начинался с порта, построенного еще экспансивными и энергичными египтянами, для вывоза зерна из плодородной Галилеи.
Вслед за египтянами сюда пришли финикийцы, за ними греки и римляне. Менялись народы и эпохи, а занятия оставались прежними. Гавань ежедневно принимала и провожала корабли с зерном, тканями, посудой, военной техникой, солдатами: война и торговля — вечные конкуренты во все времена.
Вторую жизнь гавань получила после того, как в этих местах появились суровые рыцари, которые ради освобождения Гроба Господня прибыли в Палестину в 11 веке. Тогда город стал воротами для потока паломников и воинов из Европы.
Современному туристу понадобится хорошая фантазия, чтобы представить себе все древнее великолепие порта Акко. Живописные развалины на берегу древней бухты, бережно сохраняемые для романтично настроенных натур, относятся к более позднему периоду. Осталась атмосфера, да солнце и луна все те же.
В наше время порт Акко — «скромная» пристань для маленьких корабликов богатых парней. А местный яхт-клуб предлагает состоятельным туристам морские прогулки на современных яхтах, отличную рыбалку, дайвинг и многое другое.
Крепости освободителей Гроба Господня
Для крестоносцев город Акко — стратегический пункт. Именно здесь высаживались на Святую землю искатели приключений, а по совместительству братья-рыцари и их многочисленные сопровождающие. Сохранившиеся остатки некогда грозных и неприступных укреплений, монастырей, замков, подземных ходов и храмов представляют собой впечатляющий комплекс, расположенный в основном под землей.
Госпитальеры, тамплиеры, тевтоны — у каждого ордена был свой квартал в городе. Гуляя по обеденным и спальным залам крепости госпитальеров, приятно осознавать, что гостями здесь бывали Франциск Ассизский, Марко Поло, Ричард Львиное Сердце и многие другие.
Подземный тоннель таинственных Тамплиеров был открыт случайно: во время дорожных работ экскаватор обнажил кирпичную кладку, под которой зияла пустота. Ход соединял крепость с портом. Этой дорогой выносили свои несметные сокровища храбрые и алчные братья-рыцари, среди сокровищ, как говорят, был и сам Священный Грааль.
Современного туриста приводит в восхищение тщательность, с которой воссозданы все средневековые объекты города, их доступность и насыщенность исторической атмосферой. Путешествие по подземельям города Акко переносит туриста в Средние века не хуже любой машины времени.
К сожалению, ни одна средневековая церковь города не сохранилась, но практически все христианские храмы в Акко построены на местах древних соборов. В городе представлены католическая, греко-православная, греко-католическая конфессии.
Мусульманское наследие
Городская стена
Городские укрепления, которые можно видеть вокруг старого города сегодня — дело рук одного самоуверенного шейха, пожелавшего создать в 18 веке собственное государство, независимое от Османов. «Проект» шейха по имени Дахар аль-Омара продолжительным не был.
Османы недолго терпели зарвавшегося вельможу у себя под носом и быстро восстановили «статус кво» Галилеи. Но за короткий срок своего правления шейх аль-Омар успел построить в Акко крепостную стену, которая защищала город от врагов еще несколько веков. Укрепления оказались «не по зубам» даже Наполеону Бонапарту, а уж этого полководца мало что могло сдержать.
Вторым мусульманским правителем этих мест был Ахмет-паша по прозвищу «мясник». Любимым делом этого политика было отрезание частей тела своим приближенным. В свободное от своего жутковатого хобби время Ахмет-паша построил большую мечеть в Акко, шикарные бани, гостинные дворы, а также еще сильнее укрепил городскую стену.
Мечеть Ахмет-паши считается не только одной из самых красивых в Израиле, но и особо почитаемой во всем исламском мире. Главная святыня мечети — несколько волосков из бороды самого пророка — обеспечивает городу массовый приток исламских паломников и туристов.
Само строение — шедевр архитектуры 18 века. Особого внимания достоин интерьер мечети: резьба по дереву, персидские ковры, мозаики. Во дворе можно увидеть гробницу самого Ахмет-паши и его сына. А под фундаментом здания сохранился огромный резервуар для пресной воды, построенный еще крестоносцами.
Баня
Хамам-аль-Баша — так называется это некогда весьма значительное и изысканное заведение. Старый город в Акко без хамама просто немыслим. Это не только баня, когда-то это был мужской клуб, место общения купцов и политиков. Сегодня здесь, кроме мозаичных полов, мраморных колонн, бассейнов, росписей и фонтанов, ежедневно можно окунуться атмосферу восточной сказки. Дело в том, что в помещении старинной бани проходят аудиовизуальные перформансы: на стены и потолки проецируются картины прошлого, слышатся голоса, звуки, смех. А «гвоздем программы» является видеопредставление встречи банщиков разных эпох. Все вместе создает эффект присутствия в далеком прошлом города.
Гостинные дворы
В свое время Акко был достаточнобогатый город в Израиле. Торговые традиции здесь древние и прочные. В старом городе отлично сохранилось четыре гостинных двора — хана. Есть среди них восстановленные, есть заброшенные. Но все они одинаково интересны.
Хан А-Шауарда построен был стараниями заботливого, но неудачливого шейха аль-Омара. Остальные «отели» появились в городе позже. Часто эти здания отстраивались на месте средневековых монастырей или рыцарских резиденций, поэтому интерьеры первых этажей представляют собой прекрасные образцы строгой и изысканной готики.
Бахаийские сады
Ещё одно историческое место города, это тюрьма, также построенная турками. Один из самых знаменитых узников этой тюрьмы - пророк Бахалла, один из основателей Бахайской религии. На могиле Бахаллы его последователи построили храм и построили прекрасные Бахайские сады. Кстати помимо них есть в Израиле и ещё одни , неподалёку от Акко, в городе Хайфа.
Не вдаваясь в религиозные особенности учения Баха-Уллы, любой желающий может посетить главную святыню бахаев всего мира, а также великолепные сады, которые эту святыню окружают. Здесь оливы соседствуют с кипарисами, а гранатовые аллеи с цитрусовыми.
Сложная система орошения и грамотный подбор растений в бахайских садах обеспечивают им цветущий вид круглый год. Любители экзотики могут посетить службу в храме, куда хоть раз в жизни просто обязан приехать каждый верующий бахай.
Музеи
В городе есть несколько интересных музеев, посещение которых не будет скучным или бессмысленным. Самые интересные из них:
- Музей искусств Окаши — собрание работ современных израильских художников в средневековых интерьерах крепости Акко.
- Музей подполья — знакомит посетителей с непростой историей борьбы за независимость Израиля. Экспозиция очень современная, неординарная. Сами залы музея расположены в бывшей тюремной башне городской цитадели.
- Этнографический музей — богатейшая коллекция изделий ремесленников, созданные за последнее тысячелетие. Смешение стилей, традиций, культур — так характерное для древнего города на берегу Средиземного моря.
Рестораны и гастрономические достопримечательности
Сами израильтяне считают, что самый лучший хумус делают именно в Акко. Традиции приготовления этой гороховой пасты с пряностями и оливковым маслом сложились в этих землях еще в те далекие времена, когда мифический Геракл искал здесь лекарственные травы. Здесь этот местный деликатес можно попробовать в любом ресторанчике и кафе.
Другая гастрономическая визитка города — блюда из свежайшей рыбы, пойманной местными рыбаками. Поэтому, самые известные «питательные» заведения города — рыбные.
Ресторан «Ури Бури» в Акко известен далеко за границами Израиля. Суп из раковых шеек, икра на ломтике хурмы, пикантные анчоусы — перечислить все популярные блюда ресторана очень трудно.
Посетители ресторана греческой кухни «Абу Кристо» ценят заведение за отличный интерьер, хорошее обслуживание и восхитительную кухню. Заведение позиционируется, как рыбный ресторан, но мясные блюда здесь не менее вкусны. Ко всему можно добавить, что порции в израильских ресторанах большие, а цены, напротив, невысокие. Поэтому, этот город — рай для обжор!
И конечно впечатление об Акко будет неполным без прогулки по его улочкам, по набережной, вдоль рыбацкого мола. Свежий воздух смешан с ароматами моря, специй и вкусной рыбы с соседних ресторанчиков, которыми так славится город. Рыбная ловля по прежнему основной вид занятий местных жителей
Видео
Как добраться до этого чуда
Проще всего в Акко попасть из Хайфы. Можно ехать на автобусе, можно на поезде. Поезд обойдется несколько дороже автобуса, а вот сама поездка займет не больше часа.
Город считается одной из мировых достопримечательностей и занесён в список городов всемирного наследия ЮНЕСКО .
Население
Население 46 400 (2009) человек, из которых:
- 5 % - другие
Население - 46,3 тыс. человек (по данным Центрального Бюро Статистики на 31 декабря ).
История
Древняя история
Вид на Старый Акко с большой высоты
Акко - один из городов в Израиле, чья история продолжалась без перерывов свыше 4000 лет. Акко был расположен на перекрестке международных торговых путей и поэтому всегда являлся центром истории. Акко был центром встреч множества разнообразных культур и стратегическим местом для военных кампаний.
Первое упоминание о городе относится к XIX веку до н. э. (в районе 1800 года до н. э.) в найденных при раскопках в Эль-Амарне древнеегипетских клинописных архивах переписки ханаанских царей . В этот период это был ханаанский город, расположенный в месте, называемом сегодня «Тель-Акко (ивр. תל עכו ) - Тель-эль-Пухъар», северо-восточнее современного города, в 700 метрах от моря. В книге Иисуса Навина , а также в других источниках город упоминался под именами «Ахшаф» и «Умма».
В эпоху израильского царства был под властью финикийцев . В Библии упоминается под именем Акко в книге Судей в связи с расселением колена Ашера , в надел которого вошёл Акко, но из которого он так и не смог изгнать местных ханаанейских жителей. «Ашер не изгнал жителей Акко , и жителей Сидона , и Ахлава, и Ахзива , и Хелвы, и Афека , и Рехова . » (Суд. )
После смерти Александра Великого городом завладели египетские Птолемеи , которые дали ему название Птолемаида. Под этим названием Акко упоминается в Библии, в посланиях апостола Павла . Захваченный Антиохом Великим в 219 году до н. э. Акко вошёл в состав империи Селевкидов и был назван Антиохией. Находясь под властью Селевкидов, Акко неоднократно служил базой для военных действий против Иудеи . После смерти Антиоха VII Сидета Акко переходил от одного эллинистического правителя к другому и стал фактически независимым городом.
Ричард Львиное Сердце и Леопольд V получают ключи от города Акко
Город стал столицей крестоносцев в Палестине и был окружён мощными оборонительными сооружениями. Город получил новое название - Сен-Жан д’Акр.
Турецкое правление
Затем в течение 400 лет Акко был небольшой рыбацкой деревней. В 1517 его завоевали турки-османы под командованием Селима I . В конце XVI и начале XVII века городом управлял друз Фахр-а-дин, начавший отстраивать город заново. В 1721 правителем Галилеи стал Дахар аль-Амар аль-Зайнуди. Понимая стратегическое расположение города, он сделал его своей столицей и начал заново отстраивать. В первую очередь он возобновил стены, размер которых был уменьшен по сравнению с периодом крестоносцев, во вторых он пригласил евреев, мусульман и французов заново осесть в городе и создал для них соответствующие условия. В 1752 году построил крепость. В 1775 году к власти в городе пришёл боснийский офицер Ахмед, прозванный Аль-Джаззаром (на арабском языке «джаззар» - мясник) за свое отношение к противникам. Аль-Джаззар продолжил реставрацию города, построил новые мечети на месте церквей, турецкую баню , укрепил стены, построил свой дворец, базар . В 1799 благодаря своему еврейскому советнику Хаиму Фархи и английскому адмиралу Сидни Смиту смог противостоять осаде города, предпринятой генералом Бонапартом во главе 13-тысячной армии. Тому в конце концов пришлось вернуться в Египет и оставить планы продвижения в Индию . Аль-Джаззару наследовал его сын Сулейман, а ему его брат Абдалла. Боясь слишком большого влияния Хаима Фархи, Абдалла решил с ним расправиться и казнил его в . Братья Фархи пытались наказать неблагодарного правителя, но Абдалла смог удержаться за стенами города, который братья так и не смогли взять. В 1831 Акко был завоёван египетской армией Ибрагима-паши , сына Мухаммеда Али . 4 ноября 1840 после обстрела города британо-франко-австрийской флотилией он был возвращен Турции . В 1868 к пожизненному заключению в городе Акко был приговорён Бахаулла (Хусейн-Али-и-Нури) - основатель религии бахаи . После сооружения железных дорог Дамаск - Бейрут в 1896 и Хайфа - Дамаск в 1906 Акко утратил былое стратегическое значение из-за бурного развития Хайфы - крупнейшего города и порта Галилеи.
Пушки со времён турок
Британский мандат
Хан Аль-Фаранджи
Могила Бахауллы
Дом-музей Бахауллы
В двух километрах севернее Акко расположен великолепный парк, в центре которого находится маленький и прекрасный домик. Внутри этого домика расположена могила Бахауллы - основателя веры Бахаи . Это самое священное место для ее последователей. Домик, в котором жил до 1892 года Бахаулла, был построен Амидом Турки в 1870 году. Здание сегодня является музеем веры бахаи. В музее находятся многочисленные оригинальные рукописи, книги о религии на множестве языков. Над могилой Бахауллы построен богатый и очень красивый мавзолей .
Музей работает в пятницу, субботу, воскресенье и понедельник между 9:00 и 12:00 утра.
Среди других бахайских святынь Акко - дом Аббуда, дом Абдулла-паши (в обоих Бахаулла также некоторое время проживал) и «Райский сад», где Бахаулла проводил последнюю часть жизни. Местом паломничества многих бахаи является также крепость (здание тюрьмы, в котором Бахаулла находился с 1868 по 1870 год).