• Таксы на авиабилеты, что это? Сервисный сбор Сбор за приобретение электронного авиабилета.

    Сотрудник компании ездил в командировку и через турагентство купил авиабилеты. Оплатил наличкой. Принес документы: акт оказанных услуг (в акте указаны две строчки: сам авиабилет и сервисный сбор - услуги агентства). В акте выделен НДС (и по авиабилету (ставка 10%), и по услугам (ставка 18%)). Счета-фактуры нет. Также есть электронный авиабилет и посадочный талон. Приложен чек ККМ. Акт оказанных услуг выписан на имя сотрудника и со стороны заказчика в акте стоит подпись сотрудника. 1. Вправе ли компания принять НДС к вычету по сервисному сбору - услугам агентства? или всеже нужен счет-фактура на имя компании? По авиабилету мы понимаем, что НДС к вычету возьмем на основании БСО - электронного билета. Но в билете не указаны услуги агентства 2. Вправе ли компания принять в расходы затраты по оплате сотрудником сервисного сбора - услуги агентства на основании акта, который выписан на имя сотрудника, и чека ККМ? В акте указаны как сам авиабилет и отдельной строчкой сервисный сбор.

    1. НДС с сервисного сбора можно сразу принять к вычету только на основании счета-фактуры, выставленного агентством .

    п. 1 ст. 172 НК РФ бланки строгой отчетности (п. 18 раздела II приложения 4 к , , МНС России , .

    Сервисные сборы, уплачиваемые посреднику при приобретении билетов и не входящие в тариф на перевозку, не могут быть признаны в качестве расходов на командировки, поэтому более безопасно без счет- фактуры НДС к вычету по сервисному сбору не принимать.

    2. Можно.

    Сервисные сборы, уплачиваемые агентству при приобретении билетов и не входящие в тариф на перевозку можно признать в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ). Как суммы комиссионных сборов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги) по договорам поручения, комиссии, агентским и иным договорам. Но только при условии, что затраты обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ письме УФНС России по г. Москве от 1 июля 2010 г. № 16-15/069225@ .

    Обоснование

    Как учесть при налогообложении расходы на проезд в командировку транспортом общего пользования. Организация применяет общую систему налогообложения

    Налог на прибыль

    Документально подтвержденные расходы, связанные с проездом сотрудника до места командировки и обратно, включите в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Документальным подтверждением могут служить проездные билеты, бланки строгой отчетности, кассовые чеки и т. д. При этом вид общественного транспорта (самолет, поезд и т. д.) и уровень обслуживания в нем (бизнес-класс, вагоны повышенной комфортности и др.) не важны.

    НДС

    Если расходы на проезд учитываются при расчете налога на прибыль, входной НДС по ним можно принять к вычету ().

    При наличной оплате расходов на проезд основанием для вычета являются бланки строгой отчетности (проездные билеты, квитанции за пользование постельными принадлежностями в поезде). Сумма налога в них должна быть выделена отдельной строкой.

    Если билеты выписаны на иностранном языке, то для целей применения вычета по НДС реквизиты, необходимые для вычета (например, наименование продавца и покупателя, наименование и стоимость оказанных услуг, налоговая ставка и сумма НДС), должны быть переведены на русский язык. Перевода иной информации, не относящейся к вычету входного налога (например, правил перевозки багажа, условий применения тарифов), не требуется. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 1 октября 2013 г. № 03-07-15/40623 , от 10 апреля 2013 г. № 03-07/11/11867 и ФНС России от 17 октября 2013 г. № ЕД-4-3/18593 . Конкретных правил, как должен быть оформлен перевод, законодательство не устанавливает. Целесообразно сделать перевод нужных строк билета на отдельном листке и приложить его к билету. Перевести документ на русский язык может как профессиональный переводчик, так и сотрудник организации, владеющий иностранным языком (письма Минфина России от 22 марта 2010 г. № 03-03-06/1/168 , от 3 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/725 ,от 14 сентября 2009 г. № 03-03-05/170). Заверять перевод нотариально не требуется.

    Для принятия НДС к вычету проездные документы с выделенной суммой налога нужно зарегистрировать в книге покупок (п. 18 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 , письма Минфина России от 3 декабря 2013 г. № 03-07-11/52565 , от 21 сентября 2012 г. № 03-07-11/393).

    Принять НДС к вычету можно только в том налоговом периоде, в котором проездные документы включены сотрудником в авансовый отчет по командировке (письмо Минфина России от 20 мая 2008 г. № 03-07-11/197).

    Вычет НДС со стоимости электронных авиа- и ж/д билетов зависит от правильности оформления БСО

    Вычет со стоимости ж/д билета отражается на основании контрольного купона, а не счета-фактуры, даже если билеты продает посредник

    Вычет НДС со стоимости железнодорожного билета организация заявляет на основании контрольного купона электронного проездного документа. У компаний возникают сложности с регистрацией таких билетов в книге покупок из-за того, что часто они приобретаются через специализированные транспортные агентства. Посредники счета-фактуры не выписывают.

    Вычет со стоимости билета заявляют, когда произошла перевозка, то есть сотрудник воспользовался билетом

    В книге покупок контрольный купон электронного железнодорожного билета регистрируется следующим образом:

    Все просто, если компания заранее оплатила билет по безналичному расчету и вдобавок получила счет-фактуру. На практике же сотрудники зачастую покупают билеты сами, в кассах за наличный расчет. Соответственно, перевозчик может и не выделить в самом билете или чеке НДС. А регистрировать в книге покупок бланки строгой отчетности, в которых сумма налога не выделена отдельной строкой, нельзя. Об этом сказано в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 . Согласны с такой позицией и чиновники (письмо Минфина России от 23 декабря 2009 г. № 03-07-11/323).

    Осторожно!

    Если НДС в билете не выделен отдельной строкой, то принимать к вычету налог по нему опасно.

    Если вы приобрели билет через агентство, то возможно, что оно выставит вам счет-фактуру и выделит НДС и по своим услугам, и по стоимости билета. Стоимость услуг такого агентства можно отнести на расходы в тот момент, когда вы получите билеты. Так как услуги посредника оказаны полностью.

    В этот же момент можно принять к вычету и НДС по этим услугам. А вот на НДС со стоимости билета это не распространяется. Если налог не выделен отдельной строкой в билете, к вычету его принять опять же нельзя. По той причине, что агент не может выставлять счета-фактуры от имени перевозчика. А следовательно, и выделять за него НДС в документах. Это уточнил Минфин России в своем письме от 12 октября 2010 г. № 03-07-09/45 .

    Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

    Какие документы кроме счета-фактуры и УПД могут быть основанием для вычета входного НДС

    Авиа- и железнодорожные билеты и другие бланки строгой отчетности, в которых сумма налога выделена отдельной строкой, тоже могут быть основанием для вычетов. Когда они подтверждают командировочные расходы на проезд или на наем жилья . Такое указание есть в статьи 171 и пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

    Использование кассовых чеков для подтверждения права на вычет НДС по другим расходам спорно. Подробнее об этом см.:

    • Как отразить в бухучете и при налогообложении приобретение товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо. Организация применяет общую систему налогообложения ;
    • Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение ГСМ за наличные .

    Сергея Разгулина , действительного государственного советника РФ 3-го класса

    Можно ли принять к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным через подотчетное лицо, если счет-фактура отсутствует

    Нет, нельзя.

    По общему правилу получить вычет НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным через подотчетное лицо, можно только на основании счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ). Единственное исключение из этого правила – командировочные расходы в виде оплаты проезда и найма жилья. При оплате сотрудником таких затрат основанием для вычета входного НДС могут быть не счета-фактуры, а бланки строгой отчетности (п. 18 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Иных особенностей для вычета НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным подотчетными лицами, в налоговом законодательстве не предусмотрено. Следовательно, в остальных случаях принять к вычету НДС, оплаченный сотрудником, при отсутствии счета-фактуры нельзя. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 августа 2010 г. № 03-07-11/335 , от 9 марта 2010 г. № 03-07-11/51 , МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15 , от 10 октября 2003 г. № 03-1-08/2963/11-АЛ268 .

    В сфере розничной торговли и услуг, оказываемых непосредственно населению, обязанность по выставлению счетов-фактур считается выполненной при выдаче покупателю других документов, в том числе кассовых чеков (п. 1 ст. 172 , НК РФ). Однако, по мнению контролирующих ведомств, это правило не распространяется на покупку товаров (работ, услуг) подотчетными лицами с целью их дальнейшего использования в предпринимательской деятельности организации и предъявления к вычету «входного» НДС. Следовательно, при приобретении товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо считать кассовый чек аналогом счета-фактуры и принимать на его основании НДС к вычету организация не вправе ( , письма).

    Продавец, который выдает покупателю кассовый чек, полностью выполняет требования статьи 168 Налогового кодекса РФ. И если в этом чеке указана сумма НДС, у покупателя есть право на вычет. Ведь счет-фактура не является единственным документом для предоставления вычетов по НДС. Правильность данного подхода подтверждают судьи (см., например, п. 5 определения Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О , от 22 апреля 2009 г. № А56-29646/2007 , от 14 ноября 2007 г. № А56-33572/2006 , Московского округа от 20 августа 2007 г. № КА-А40/7956-07). Более того, некоторые суды признают правомерным вычет по НДС даже по тем кассовым чекам, в которых сумма налога отдельной строкой не выделена (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2007 г. № Ф04-6361/2007(38155-А46-14) , Уральского округа от 2 августа 2007 г. № Ф09-6013/07-С2).

    Учет сервисных сборов, не включенных в тариф

    Фабрика заказывает железнодорожные билеты для командируемых сотрудников через посредников. За эти услуги она уплачивает им комиссионные (сервисные) сборы, не входящие в тариф на перевозку. Можно ли их включить в состав расходов на командировку в налоговом учете?

    Отвечает Е.В. ЛИМАНСКАЯ,
    эксперт журнала «Учет в производстве»

    Нет, комиссионные (сервисные) сборы, уплачиваемые посреднику при приобретении билетов и не входящие в тариф на перевозку, не могут быть признаны для целей исчисления налога на прибыль в качестве расходов на командировки. Поскольку они не указаны в подпункте 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Однако это не значит, что суммы вовсе признать нельзя.

    Рассматриваемые затраты можно признать в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ). Как суммы комиссионных сборов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги) по договорам поручения, комиссии, агентским и иным договорам. Но только при условии, что затраты обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Например, посредническим договором и документами об оплате таких услуг. Аналогичное мнение высказано в

    Затраты на выплату вознаграждения организации-посреднику в состав командировочных расходов не включаются и при определении суммы расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, учитываются организацией-заказчиком обособленно. Основанием для такого учета являются посреднический договор с организацией-продавцом и документы, подтверждающие факт оплаты услуг посредника.

    Об этом Письмо УФНС РФ по г. Москве от 01.07.2010 N 16-15/069225@.

    На основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, относятся расходы на командировки, в частности:

    1. на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
    2. наем жилого помещения;
    3. суточные или полевое довольствие;
    4. оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
    5. консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

    В перечне расходов на командировки, установленном в пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, сервисные сборы за продажу билетов не указаны. Кроме того, данные сборы не могут быть отнесены и к перечню отдельных платежей и сборов, приведенному в последнем абзаце пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

    Следовательно, комиссионные (сервисные) сборы, уплачиваемые организации-посреднику при приобретении билетов и не входящие в тариф на перевозку, не могут быть признаны для целей исчисления налога на прибыль в качестве расходов на командировки.

    Вместе с тем сервисный (комиссионный) сбор организации-посредника, не входящий в тариф на перевозку, можно признать для целей налогообложения прибыли в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 3 п. 1 ст.

    Сервисный сбор при приобретении авиабилетов

    264 НК РФ как суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги). В данном случае под комиссионными сборами понимаются комиссионные и иные вознаграждения, взимаемые за посреднические услуги по реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика по договорам поручения, комиссии, агентским и иным договорам.

    При этом согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

    Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

    Туту сервисный сбор при покупке авиабилетов компенсация

    Уважаемые посетители!

    Личный прием граждан руководством Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

    На Северной железной дороге личный прием граждан начальником дороги, заместителями начальника железной дороги осуществляется по графику по предварительной записи.

    Заявления на прием можно отправить по почте по адресу:

    Волжская наб., 59, г. Ярославль, 150003.

    При этом необходимо указать: фамилию, имя, отчество, адрес заявителя, место работы (если заявитель является работником ОАО "РЖД"), контактный телефон, а также изложить суть своего обращения.

    График приема граждан

    Начальник Северной железной дороги Танаев Валерий Фаритович — последняя пятница месяца с 16:00 до 17:00.

    Первый заместитель начальника Северной железной дороги Манцевич Сергей Владимирович — первая пятница месяца с 16:00 до 17:00.

    Первый заместитель начальника Северной железной дороги по экономике, финансам и корпоративной координации Любчик Дмитрий Анатольевич — понедельник с 8:00 до 9:30.

    Главный инженер Северной железной дороги Кошубаров Алексей Николаевич — второй и четвертый вторник каждого месяца с 16:00 до 17:00.

    Заместитель начальника Северной железной дороги - Главный ревизор по безопасности движения поездов Назаров Олег Петрович — первый понедельник месяца с 8:00 до 8:30.

    Заместитель начальника Северной железной дороги по кадрам и социальным вопросам Григорьев Андрей Юрьевич — пятница с 16:00 до 17:00.

    Заместитель начальника Северной железной дороги по безопасности и режиму Ажарёнков Алексей Владимирович — пятница с 16:30 до 17:00.

    Заместитель начальника Северной железной дороги по взаимодействию с органами власти Васютенко Олег Николаевич — понедельник с 16:00 до 17:00.

    Заместитель начальника Северной железной дороги (по территориальному управлению) (г. Ярославль) Васильченко Виталий Викторович — понедельник с 14:00 до 17:00.

    (г. Вологда) Захожий Олег Васильевич — последний четверг месяца с 16:00 до 17:00.

    Заместители начальника Северной железной дороги (по территориальному управлению)

    (г. Архангельск) Роднев Сергей Витальевич — понедельник с 15:00.

    Заместители начальника Северной железной дороги (по территориальному управлению)

    (г. Сольвычегодск) Полянин Геннадий Юрьевич — понедельник с 15:00.

    Заместители начальника Северной железной дороги (по территориальному управлению)

    (г. Сосногорск) Шалашнев Тимур Николаевич — понедельник с 15:00 до 17:00.

    По какой статье (подстатье) КОСГУ следует отразить расходы на уплату сервисного сбора организации-посреднику при приобретении через нее авиабилетов, а также на уплату сборов за оформление возврата авиабилета?

    Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н (далее — Указания N 180н), отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания хозяйственной операции, определяемой предметом договора (контракта).

    В частности, Указаниями N 180н предусмотрено отнесение расходов по оплате разного рода сборов при оформлении проездных документов (комиссионные сборы (в том числе сборы, взимаемые при возврате неиспользованных проездных документов) к подстатье 222 "Транспортные услуги" КОСГУ.

    Таким образом, сложностей при отнесении расходов учреждения по уплате комиссионного (сервисного) сбора при приобретении проездных документов (авиа- и железнодорожных билетов) для сотрудников у организаций-посредников не возникает — их оплату следует осуществить за счет подстатьи 222 "Транспортные услуги" КОСГУ.

    А вот вопрос отнесения к конкретной статье (подстатье) расходов по уплате санкций за возврат проездных документов является спорным. Все дело в том, что в соответствии с Указаниями N 180н, с одной стороны, оплата сборов, взимаемых при возврате неиспользованных проездных документов, осуществляется за счет подстатьи 222 "Транспортные услуги" КОСГУ, а с другой стороны, уплата штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, оплата санкций за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг, других экономических санкций должна производиться за счет статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

    Обратите внимание: по общему правилу на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ относятся расходы на приобретение транспортных услуг, в то время как на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд.

    Таким образом, в рассматриваемой ситуации существенным условием отнесения расходов к конкретной статье (подстатье) КОСГУ является квалификация расхода либо в качестве оплаты транспортной услуги, либо как не связанного с оказанием таких услуг. При этом в расчет должно приниматься именно экономическое содержание хозяйственной операции, а не формулировки и термины, применяемые контрагентами учреждения при создании первичных документов.

    Приобретение проездного документа (билета) удостоверяет заключение договора перевозки пассажира (ст. 786 ГК РФ, п. 1 ст. 103, п. 1 ст. 105 Воздушного кодекса РФ).

    При сдаче билета перевозчику договор перевозки расторгается пассажиром в одностороннем порядке (смотрите, например, ст. 108 Воздушного кодекса РФ).

    Сервисный сбор за авиабилет

    В этом случае могут быть задействованы механизмы "ответственности" пассажира:

    — предусмотренные законодательством;

    — предусмотренные исключительно условиями оказания транспортных услуг в конкретной транспортной организации.

    Так, например, при расторжении договора перевозки по инициативе пассажира при определенных обстоятельствах авиаперевозчик может возвращать сумму, уплаченную за воздушную перевозку, с удержанием сбора, размер которого не должен превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку (ст. 108 Воздушного кодекса РФ; разделы XIII, XIV "Правил…", утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155; постановление ФАС Московского округа от 05.02.2002 N КГ-А40/252-02).

    Следовательно, сборы или другие аналогичные платежи, взимаемые транспортной организацией в соответствии с законодательством, обоснованно могут рассматриваться учреждением в качестве расходов, непосредственно связанных с оказанием транспортных услуг и оплачиваемых согласно Указаниям N 180н за счет подстатьи 222 "Транспортные услуги" КОСГУ.

    В то же время весьма сомнительно, что штрафы, взимаемые транспортными организациями в качестве санкции за одностороннее расторжение договора перевозки, могут квалифицироваться в качестве расходов, непосредственно связанных с оказанием транспортных (иных) услуг. Более того, уполномоченные органы неоднократно ставили под сомнение законность взимания таких штрафов*(1).

    Статьей 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

    Признание должником суммы штрафа свидетельствует о подтверждении им факта существования с контрагентом определенных правоотношений, наличия с его стороны нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) принятых на себя договорных обязательств, а также желания добровольного возмещения заранее оговоренных с контрагентом сумм штрафных санкций за совершение этих нарушений.

    При этом обстоятельством, свидетельствующим о признании должником обязанности уплатить сумму штрафа, является как фактическая уплата кредитору, так и письменное подтверждение, выражающее готовность заплатить штраф (смотрите, например, письмо Минфина России от 29.11.2011 N 03-03-06/1/786).

    При таких обстоятельствах решение об отнесении на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ расходов на уплату штрафа за возврат билета, взимаемого транспортной организацией (и уплачиваемой организации-посреднику) в качестве санкции за одностороннее расторжение договора перевозки, представляется вполне оправданным.

    Как видим, положения Указаний N 180н не дают однозначного ответа на вопрос о порядке применения КОСГУ в ситуациях, подобных рассматриваемой. Отсюда вывод: любое решение, принятое в данном случае должностными лицами организации, может быть поставлено под сомнение сотрудниками органов финансового контроля.

    В этой связи традиционно напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).

    Ответ подготовил:

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Миллиард Мария

    Ответ прошел контроль качества

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

    ————————————————————————-

    *(1) Смотрите, например, информацию, размещенную на официальном портале мэрии Казани по адресу: http://www.kzn.ru/page263.htm/show/8315.

    Билет на самолёт можно купить в авиакассе, авиакомпании, турагентстве или на сайте онлайн-агентства, которое занимается продажей билетов. Кроме того, в интернете есть сайты-агрегаторы, где можно выбрать подходящий билет, а потом купить его в онлайн-агентстве. — один из таких агрегаторов.

    Перед тем как купить билет, нужно определиться, что вам важнее — сэкономить деньги, вылетать и прилетать в удобное время или, например, путешествовать с комфортом.

    Из чего складывается цена на авиабилет

    Окончательная цена авиабилета — это тариф, сборы аэропорта и сервисные сборы компании, которая продаёт билет.

    Тариф — это стоимость перевозки. Вы платите за то, что вас везут, например, из Рима в Лондон экономклассом и в полёте кормят обедом.

    Сборы аэропорта включают:
    • деньги за взлёт, приземление и обслуживание самолёта, которые авиакомпания платит аэропорту;
    • топливный сбор;
    • местные налоги и другие сборы (например, за прохождение таможни и иммиграционного контроля).

    Сервисный сбор — это плата за оформление билета. Он зависит от коммерческой политики продавца. При возврате авиабилета сервисный сбор обычно не возвращается.

    Размер сборов может устанавливать аэропорт, местные власти или правительство принимающих стран. Нередко сборы превышают стоимость перевозки — особенно если речь идёт о дешёвых тарифах. Например, билет до Стокгольма и обратно без скидок может стоить 35 000 рублей и ещё 5 000 сборов. На распродаже тариф такого же билета может быть в десять раз меньше, а сборы останутся такими же.

    Имейте в виду, что компании, продающие авиабилеты, не всегда указывают на сайте окончательную стоимость. Поэтому перед покупкой нужно внимательно прочитать условия продажи.

    В чём разница между экономическим, бизнес- и первым классом

    На один и тот же рейс авиакомпании могут предлагать несколько категорий билетов. Основные категории — это экономический, бизнес- и первый классы. От классов зависит тип обслуживания при перелёте. Они отличаются друг от друга условиями и местом размещения в самолёте, а также набором стандартных услуг. Бизнес- и первый классы есть не во всех самолётах.

    Экономкласс

    Билеты экономического класса — самые доступные по цене. Экономкласс занимает большую часть салона. Удобства и набор услуг зависят от перевозчика и типа самолёта. Кресла в экономклассе обычно стоят вплотную друг к другу, расстояние между рядами небольшое. Каждое кресло оборудовано откидным столиком. Во время длительных перелётов пассажирам могут выдаваться пледы, беруши, наушники и набор для гигиены.

    Питание зависит от авиакомпании и продолжительности полёта. Как правило, это ланчбокс с закусками и, возможно, горячим блюдом. Если вы летите недалеко, вам, скорее всего, предложат только прохладительные напитки, чай и кофе. Если вы регистрируетесь онлайн , места в экономклассе, как правило, можно забронировать заранее.

    Многие авиакомпании продают несколько вариантов билетов в экономкласс — они различаются стоимостью и условиями перелёта. Обычно от цены зависит, придётся ли дополнительно платить за багаж, можно ли обменять или вернуть билет, сколько бонусных миль начислят за перелёт, будет ли возможность выбрать место при регистрации. Иногда более дорогие билеты позволяют занять более комфортные кресла в салоне.

    Бизнес-класс

    Салон бизнес-класса небольшой и расположен в передней части самолёта, сразу за кабиной экипажа. Кресла здесь шире, чем в экономе, и стоят на некотором расстоянии друг от друга. Часто для пассажиров бизнес-класса предусмотрен отдельный туалет.

    Меню в бизнес-классе приближено к ресторанному. Часто на сайте перевозчика можно заранее выбрать тип питания, например, вегетарианские или диетические блюда. Еду подают в фарфоровой и стеклянной посуде, а приборы металлические (пассажиры экономкласса едят из одноразовой посуды).

    Кроме того, пассажирам бизнес-класса на протяжении всего полёта предлагают прохладительные и алкогольные напитки, холодные закуски и свежую прессу. В аэропортах для таких пассажиров предусмотрены отдельные залы отдыха.

    Билеты бизнес-класса дают преимущества и вне самолёта. Например, пассажиры могут бесплатно перевозить больше багажа и ручной клади, чем в экономклассе. А при возврате или обмене билетов штрафы для бизнес-класса, как правило, минимальные.

    Первый класс

    Первый класс — это максимальный уровень комфорта. Пассажирские кресла раскладываются полностью, каждое из них превращается в полноценную кровать, в меню — обширный выбор блюд и напитков. Пассажиры первого класса проходят регистрацию первыми, а после ожидают самолёт в отдельных залах. Стоят такие билеты в несколько раз больше билетов экономкласса. Например, эконом до Сан-Франциско может обойтись в 40 000 рублей, а билеты первого класса на тот же рейс стоят почти 200 000.

    Бывает, что авиакомпании предлагают билеты других, промежуточных классов — например, улучшенный эконом или премиум-эконом. Обычно это всего лишь маркетинговый ход: разница в условиях может быть минимальной, а в цене — весьма существенной.

    Авиабилеты могут быть приобретены разными способами: через авиакассу, авиакомпанию, турагентство или сайт онлайн-агентства, занимающегося продажей билетов. Сейчас у клиентов авиакомпаний пользуется популярностью услуга сайтов-агрегаторов, которые сами ищут по заданным пользователем параметрам (дата, количество пассажиров, их возраст, пункты отправления и прибытия) все на данный момент имеющиеся варианты перелета. Они сортируются по стоимости и по времени пересадки (если она есть). При покупке через сайт-агрегатор пользователь попадает на сайт онлайн-агенства, у которого имеется нужный ему билет, и дальнейшее оформление идет уже через него.

    О том, оплачивается ли сервисный сбор за оформление авиабилетов, поговорим далее.

    Из чего складывается стоимость авиабилета?

    Тариф - это стоимость непосредственно перевозки. Например - перевозки из Москвы в Берлин с питанием на борту самолета. Именно эту сумму получает авиакомпания, предоставив вам услугу перелета. В общей стоимости билета эта цифра - базовая.

    Сервисный сбор за оформление авиабилетов - что это? Материал, рассмотренный далее, даст всю нужную информацию.

    Разные авиакомпании устанавливают свои тарифы, поэтому билеты по одному и тому же направлению могут существенно различаться в цене. Это зависит от политики авиакомпании, складывающейся из таких факторов, как наполняемость рейса, развитость конкуренции по данному направлению, сезонность и т. д.

    Тариф - сумма фиксированная и не зависящая от даты вылета самолета и количества купивших билет пассажиров. Правда, две причины могут повлиять на его размеры. Во-первых, авиакомпания может изменить тарифы, а во-вторых, они иногда зависят от валютных колебаний, например - стоимости рубля по отношению к евро.

    Для начала рассмотрим, как формируется цена на авиаперелет. Окончательная стоимость билета состоит из тарифа, сборов аэропорта и сервисного сбора за оформление авиабилетов компаний-посредников.

    Покупая авиабилет какой-либо авиакомпании, важно знать, что на ее сайте (либо на сайте агентства) может быть опубликована только стоимость тарифной части. Цена кажется покупателю низкой, он начинает оформлять приобретение, и лишь в конце выписки ему указывается полная стоимость - со всеми сборами и наценками.

    Сервисный сбор за оформление авиабилетов у различных агентств

    Агентства добавляют свою наценку к стоимости авиабилетов за оформление. Ее размер зависит от их денежной политики. Если вы возвращаете билет по какой-либо причине, то сервисный сбор возвратить не удастся. Как правило, размер этого сбора невелик - примерно 100-200 рублей. Для информации: сервисный сбор за оформление авиабилетов на почте России взимается, так как почта сотрудничает со многими агентствами-посредниками.

    Наценка агентства может быть фиксированной либо отличаться в зависимости от того, билет какой авиакомпании приобретается, от направления или иных условий. Но и сами авиакомпании часто устанавливают сервисный сбор за оформление авиабилетов - даже если вы приобретаете билет в ее кассе или на сайте. Например, компания "Эйр Балтик" берет 15 евро, если заказать авиаперевозку на ее сайте. Такой же сбор вы уплатите, если покупаете этот же билет в агентстве. Но оформят его вам на отдельной квитанции. "Аэрофлот" установил свою наценку в 800 р. Если вам повезло и вы покупаете билеты на распродаже, то общая его стоимость будет снижена, сервисный сбор за оформление авиабилетов же останется прежним.

    Бывает и обратная ситуация. Иногда есть вероятность купить авиабилет без этой наценки - если агентство работает в сотрудничестве с авиакомпанией и на его компьютерах установлено ПО для бронирования перелетов на ее направлениях.

    Чем отличаются тарифы?

    Довольно часто можно столкнуться с ситуацией, когда двое пассажиров, сидящих на соседних местах, выясняют, что приобрели билеты по ощутимо различной цене. Как такое возможно? Все дело в тарифах.

    Стоимость тарифа зависит от класса обслуживания, маршрута полета, политики скидок, условий возврата и обмена, сроков действия авиабилета, размера скидки на "детское место", размера штрафов за возврат билета, возможности внесения изменений (например, поменять данные пассажира - имя, дату вылета) и др.

    Тариф первого класса

    Это самый дорогостоящий из тарифов. Он применяется исключительно на международных дальних рейсов. Пассажиры первого класса обслуживаются на самом высоком уровне, их перелет отличается весьма комфортабельными условиями: кресла, раскладывающиеся до лежачего состояния, возможность посмотреть фильм или скоротать время в баре. Пользование интернетом - тоже один из бонусов. При необходимости пассажир первого класса может отгородиться от остальных летящих с ним в одном салоне. И, естественно, для них имеется огромный выбор в меню. Существуют и различные иные бонусы.

    Например, пассажиры этого уровня на рейсах "Эмитрейтс" могут воспользоваться душевыми кабинками, комфортной зоной отдыха, по просьбе им подается персональный автомобиль прямо к выходу из аэропорта.

    Тариф бизнес-класса

    Это широко распространенный тариф повышенной ценовой категории и комфортности. Он имеется у большинства авиакомпаний и практически на всех самолетах. Исключением являются два случая: во-первых, его нет на небольших по размерам моделях авиалайнеров, т. к. там просто нет возможности разместить отдельный салон для пассажиров этого класса; а во-вторых, его обычно не применяют лоу-костеры (низкобюджетные авиакомпании).

    Цена бизнескласса выше, чем экономкласса. За доплату пассажиры имеют дополнительный уровень комфортности перелета - для них оборудован отдельный салон, более эргономичный дизайн кресел, их расположение тоже удобнее, чем в обычном салоне. Предусмотрена возможность бесплатного провоза дополнительного места багажа. Меню питания расширено, по сравнению с экономклассом.

    Тариф экономкласса

    Этот тариф отличается, прежде всего, правилами обмена и возврата билетов. Чем дешевле авиабилет, тем выше будет сбор за его возврат в кассу. И обратная зависимость: за дорогие билеты сбор авиакомпании при возвращении их будет ниже. Питание на борту самолета в данном случае не предусмотрено.

    Важно знать, что количество авиабилетов каждого тарифа - строго ограничено. Так, если вы узнали, связавшись с авиакассой, что на данный рейс еще имеются билеты экономкласса, это не значит, что вы сможете их приобрести дня через два. Вполне возможно, вам назовут уже другую цену, что означает, что продаются билеты по другому тарифу, так как более дешевые уже распроданы.

    Многие авиакомпании внедряют новую сетку тарифов, у них появились подклассы. К примеру, экономкласс предлагается в двух вариантах (и, соответственно, по двум ценам): билет с возможностью провозить багаж и предусмотренным вариантом возврата и билет без багажа и без возможности возврата. Разница между ними составит примерно 1-2 тысячи рублей.

    Сборы аэропорта

    Иные сборы (таксы) аэропорта, помимо платы за сам полет и обслуживание на борту, включают в себя местные налоги (в т. ч. и прохождение таможни) и топливный сбор. Ценовая политика у разных компаний настолько отличается, что сумма этих сборов может варьироваться в весьма широких пределах - от нуля до десятков и сотен единиц валюты на каждый билет.

    Если говорить простыми словами, то такса - это издержка той или иной компании, которую она перекладывает на "кошелек" пассажира. Название таксы "топливный сбор" очень условно, так как она может подразумевать также наценки за услуги аэронавигации, которые предоставляют авиакомпаниям диспетчерские службы, за обслуживание (осмотры, ремонты, транспортировку и т. д.) самолета в аэропорту, страхование безопасности пассажиров и пр.

    Помимо этого, существуют также и сбор за бланк (при оформлении не электронного билета) - он составляет примерно триста рублей; сбор систем бронирования, сбор за перелет над другим государством, сбор за вылет из другого государства и пр. Все это заложено (или, в отдельных случаях - не закладывается) в основную часть стоимости авиабилета.

    Полеты с пересадками или "туда и обратно"

    Рассмотрим ценовую политику для полетов с пересадками на конкретном примере. Есть два варианта перелета в Париж из Москвы. Это либо прямой рейс, либо рейс с пересадкой в Дюссельдорфе. Если расстояние (сумма миль) в обоих случаях будет одинаковым, либо различаться не больше чем на десять процентов, то рейс с пересадкой будет называться сквозным. А цена такого перелета будет либо равна стоимости прямого рейса, либо даже окажется немного ниже - как бонус за дискомфорт ожидания второго рейса в аэропорту.

    Когда же сумма миль при полете с пересадками значительно выше, то авиакомпанией суммируются полные цены по отдельным сегментам перелета.

    Покупка билетов на авиаперелет туда и обратно иногда (в основном на международных рейсах) обходится дешевле суммы двух билетов. Порой компании устанавливают правило, согласно которому более дешевый вариант возможен только при пребывании в месте прилета-вылета на протяжении от 12 часов и больше.

    Как правильно учесть сервисный сбор за оформление авиабилетов в авансовом отчете? Об этом - ниже.

    Как сэкономить?

    Чтобы вероятность сэкономить на покупке авиабилетов возросла, следует знать некоторые простые приемы. Прежде всего, необходимо заранее запланировать дату вылета, так как бронирование полета за неделю, две или три даст вам вероятную возможность приобрести билеты по дешевому тарифу. Если вы прибываете в аэропорт назначения в ночь с субботы на воскресенье, есть возможность получить скидку. Самое хорошее, что может случиться при покупке билетов с желанием сэкономить - это акция. Их периодически устраивают все авиакомпании.

    Важно помнить, что дешевый авиабилет всегда подразумевает некоторые ограничения. Минимальный тариф всегда является невозвратным. А именно - если вы по какой-либо причине не захотите или не сможете лететь, то даже аэропортные сборы, не говоря уж об иных наценках, вернуть получится далеко не всегда.

    Бухгалтерский взгляд

    Проводки сервисного сбора за оформление авиабилетов следующие: Дт 50.3 «Денежные документы» Кт 60.1 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Услугу по сервисному сбору за бронирование авиабилета приходуют как правило на 26 счет.

    Что касается НДС, то в книге покупок регистрируется квитанция авиабилета. Действующие нормативы позволяют принять к вычету сервисный сбор за оформление авиабилетов с НДС по сумме расходов на основании бланка строгой отчетности. Однако в нем должна быть выделена сумма рассматриваемого налога.

    Сервисный сбор за оформление авиабилетов - налог на прибыль

    К расходам на командировки сервисный сбор за продажу билетов не относится. Также данный сбор нельзя приобщить к отдельным платежам и сборам, который приведен в последнем абзаце пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

    Соответственно, комиссионный (сервисный) сбор, который уплачивается посреднической организации при покупке авиабилетов и не входит в тариф на перевозку, не может быть признан в качестве расхода на командировку для целей исчисления налога на прибыль.

    Вместе с тем его можно признать для целей налогообложения прибыли как прочий расход, связанный с производством или реализацией, как сумму комиссии и иные подобные расходы за предоставленные услуги или выполненные работы сторонней организацией.

    1.1. За сколько дней начинается продажа билетов зависит от направления:

    • Продажа ж/д билетов на все поезда по России начинается за 90 и 120 дней до отправления.
    • На поезда, отправляющиеся в дальнее зарубежье — за 60 дней до отправления.
    • На поезда по странам СНГ и Прибалтики — за 45 дней.
    • На Украину и Молдову — за 30 дней.

    По правилам ОАО «РЖД», билет без электронной регистрации на поезд от станции, находящейся за пределами России (станции стран СНГ, Балтии, Европы и др.) нельзя купить меньше, чем за 24 часа до отправления поезда.

    Мы не продаем билеты на поезда «Крымской железной дороги» и «Железных дорог Якутии». Эти билеты продаются в кассах на ж/д вокзалах.

    1.2. Получение билетов возможно только до отправления поезда со станции отправления пассажира.

    1.3. Железнодорожные билеты оформляются только после оплаты или подтверждения заказа оператором.

    1.4. Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, включая такие действия (операции) с персональными данными, как сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

    1.5. При заказе уведомлений «Есть надежда» и «Хочу» пользователь дает согласие на получение соответствующих электронных писем и СМС-сообщений от сервиса Туту.ру.

    2. Необходимые документы

    2.1. Для граждан России один из перечисленных документов:

    • паспорт,
    • загранпаспорт,
    • паспорт моряка,
    • военный билет.

    2.2. Для иностранных граждан — паспорт.

    2.3. Свидетельство о рождении ребенка (обязательно при выписке любого детского билета).

    3. Процесс заказа ж/д билета

    3.1. Выберите пункты отправления и прибытия, дату поездки.

    3.2. Выберите поезд.

    3.3. Выберите тип вагона, укажите количество пассажиров и выберите понравившиеся свободные места.

    Для электронного билета

    По правилам РЖД, в одном заказе может быть только 4 билета, включая взрослых и детей. Если нужно 5 и больше — оформите несколько заказов.

    3.4. Укажите данные пассажиров:

    • тип билета (взрослый, детский),
    • документ, удостоверяющий личность.

    Имя, фамилию и отчество пассажиров необходимо указывать полностью, без ошибок.

    Для иностранных граждан допускается не указывать отчество — вместо него в соответствующее поле ставится прочерк (-).

    3.5. Укажите контактную информацию и подтвердите заказ.

    4. Способ оплаты билетов

    Оплатить электронный билет можно банковской картой систем Visa, MasterCard, Visa Electron, Maestro, МИР.

    5. Получение и доставка ж/д билетов

    Получение электронного билета

    5.1.1. Оплатите заказ.

    5.1.2. После оплаты вы получите 14-значный код билета по СМС или по электронной почте.

    5.1.3. В кассе на вокзале (на территории России) предъявите 14-значный код билета или распечатанный бланк. Обязательно предъявите удостоверяющий личность документ, указанный в заказе. При отсутствии указанного документа кассир вправе отказать в выдаче билета.

    Обратите внимание, что ж/д кассы могут быть закрыты на перерыв. Пожалуйста, узнавайте график работы касс заранее.

    Также получить билеты можно в . Вам понадобится ввести номер заказа и паспортные данные.

    5.1.4. Если в заказе больше одного билета, достаточно предъявить один 14-значный код и удостоверяющий личность документ из всех, указанных в заказе.

    5.1.5. Получите билет.

    5.1.6. Доставка электронных билетов не осуществляется.

    6. Стоимость услуг по заказу ж/д билетов

    Электронный билет

    6.1.1. Размер сервисного сбора зависит от стоимости билета. Окончательная сумма сервисного сбора указывается при оформлении заказа до перехода к шагу оплаты.

    6.1.2. Сервисный сбор за детские билеты «без места» не взимается.

    7. Ограничения при покупке электронных билетов

    7.1. На Туту.ру льготные билеты продаются . Льготные билеты для инвалидов, пенсионеров, ветеранов можно оформить только в кассе.

    7.2. Через интернет нельзя купить билеты для организованных групп (больше 4 пассажиров).

    7.3. Также нельзя переоформить электронный билет. Его и .

    7.4 При пройденной электронной регистрации невозможно:

    • возобновить срок действия электронного билета в случае опоздания пассажира на поезд (кроме поездов внутрироссийского сообщения);
    • возобновить срок действия электронного билета в случае прерывания пассажиром поездки в пути следования (отказ от поездки или остановка в пути следования).

    8. Возврат билетов

    Возврат электронного билета

    Купленный на Туту.ру электронный билет можно сдать в личном кабинете на нашем сайте или в железнодорожной кассе. Если вы оплатили электронный ж/д билет банковской картой, деньги вернут на ту же карту. В остальных случаях деньги выдаются наличными в кассе в момент возврата.

    8.1.1. Возврат электронного билета онлайн возможен, только если заказ был оплачен банковской картой. Чтобы сдать электронный билет онлайн, зайдите в «Личный кабинет» и нажмите на «Оформить возврат».

    8.1.2. Для возврата электронного билета в кассе на вокзале необходимо по полученному 14-значному коду получить билет на бланке ОАО «РЖД». После этого возврат осуществляется в соответствии с общими правилами возврата проездных документов (в кассах возврата РЖД).

    8.1.3. При оплате электронного ж/д билета банковской картой деньги возвращаются на карту пассажира. Сроки возврата — до 30 календарных дней с момента оформления заявки на возврат. Заявка на возврат оформляется в кассах возврата на вокзале при предъявлении:

    • билета на бланке,

    8.1.4. При возврате билетов комиссионные и сервисные сборы не возвращаются.


    Особые случаи возврата билетов

    8.2. При отсутствии у пассажира действующей банковской карты или при обращении в кассу ОАО «РЖД», не оборудованную интегрированным платежным терминалом системы «Экспресс», или при обращении в кассу принадлежности к государствам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, производится возврат мест без возврата денежных средств.

    Возврат денег в этом случае производится:

    — на действующую банковскую карту пассажира до отправления поезда и в течение 6 месяцев с момента отправления поезда в любой кассе ОАО «РЖД», оборудованной интегрированным платежным терминалом системы «Экспресс», при предъявлении

    • бланка возврата мест,
    • билета на бланке ОАО «РЖД»,
    • удостоверяющего личность документа (номер которого указан в билете).

    — на банковский счет пассажира по заявлению пассажира с указанием реквизитов банка и номера счета для перечисления причитающейся суммы. Адреса подразделений ОАО «РЖД», рассматривающих заявления, указаны в пунктах продажи ОАО «РЖД».

    9. Билеты для детей до 5 лет

    9.1. Возраст ребенка определяется на момент отправления поезда.

    9.2. Пассажир имеет право бесплатно провезти одного ребенка в возрасте до 5 лет без занятия отдельного места, но с оформлением специального бесплатного билета.


    При покупке электронного билета

    9.2.1. Билет на ребенка до 5 лет можно оформить при покупке электронного билета. После покупки вы можете пройти электронную регистрацию или получить билет на бланке в терминалах или кассах на вокзале.

    Для получения детского билета на бланке в вокзальной кассе вам понадобится свидетельство о рождении ребенка.

    Также оригинал свидетельства о рождении понадобится при посадке в поезд.

    9.2.2. В одном заказе электронных билетов не может быть больше 4 пассажиров, включая взрослых и детей.

    10. Билеты для детей от 5 лет

    10.1. Детям от 5 до 10 лет необходимо приобретать детский билет.